Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

По Кустурице: в Театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Сто бед»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
О чем спектакль «Сто бед»
Фото: РИА Новости

Премьера спектакля «Сто бед» по мотивам произведений известного сербского режиссера Эмира Кустурицы состоялась на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова. Подробнее о постановке — в материале «Вечерней Москвы».

Не каждый возьмется за перенос историй Кустурицы с экрана на театральные подмостки, а не наоборот. Это сложная задача, что делает ее еще более привлекательной. В Вахтанговском театре посчитали, что время пришло. Сценическую адаптацию по мотивам произведений Кустурицы, чье творчество отличается парадоксальностью и непредсказуемостью (включая сборник рассказов «Сто бед» и автобиографическую книгу «Где мое место в этой истории?»), создала и поставила по заказу театра режиссер Галина Зальцман.

...Известный кинематографист Эмир (Евгений Кравченко) приходит в пустой зал заброшенного кинотеатра, где когда-то в детстве приобщался к волшебному миру кинематографа. Это было в другой жизни, еще до войны, до бомбардировок американцами его любимого Сараева. Вспоминает о детстве, юности, друзьях... Сейчас здесь, среди ободранных кирпичных стен и старых кресел, он рефлексирует, пытаясь «остановить время». И как бы пишет сценарий для своего будущего фильма.

На маленьком экране — панорама старого Белграда с его мостами и парками, затем кадры из его любимого «Амаркорда» Феллини. Сценография Семена Пастуха приведет нас через продуманный хаос вещей в подвал, где абсурд нарастает. Забавный «придурок» Зеко (Егор Разливанов) «разговаривает» с невидимым карпом в огромном аквариуме, затем ныряет туда в маске, практически топится, но его спасает любовь.

Зеко искренне считает рыб самыми мудрыми существами на свете: «Рыбы молчат не по глупости, они находятся между жизнью и смертью и уже все знают!». На это как бы намекает и загадочно виляющая пышным хвостом над сценой анимационная рыба. Похоже, намекает на древний библейский символ в отсутствие православного креста.

Кустурица, стремясь к познанию мира, на наших глазах «раздваивается» на юного и зрелого. Юный, еще в той сладкой Югославии, — это Владимир Симонов — младший. Зрелый, уже после рокового 1999 года, — Евгений Кравченко. Что сказать? Похож. Копна жестких волос, верблюжье пальто, жесткий сербский акцент, как у самого прототипа. Кстати, готовясь к роли, артист пересмотрел все его фильмы и был ими просто поражен. Как в свое время была ими восхищена и режиссер Галина Зальцман:

— Мне с юных лет нравятся фильмы Эмира Кустурицы. В них есть свобода, умение смеяться в самых грустных местах и парадоксальное поведение людей, что довольно часто встречается в реальной жизни. Просто не все это замечают. Больше всего мне нравится то, что Кустурица всегда рассказывает про людей, он удивительно умеет видеть человека — такого человека, который порой не знает, «где его место в этой истории». На мой взгляд, главное качество Кустурицы — умение смотреть на мир с позиции любви. У него всегда есть герой, непохожий на стереотипного героя; война, которая, прикидываясь балаганом, подбирается все ближе; и любовь, которая все победит.

О чем спектакль «Сто бед» Фото: РИА Новости

Войну «как балаган» мы увидим (скорее, услышим как взрыв) лишь в последние минуты спектакля. А время его действия вполне мирное — последние десятилетия XX века, с 1970-х и вплоть до 1999 года, когда Югославию разбомбили силы НАТО. Место действия — три прекрасных югославских города: Травник, Сараево и Белград.

Герои (две пары разного возраста) пытаются разобраться в своих чувствах. Юные — хаотично, на наших глазах взрослея через первую любовь. Пожилые, прошедшие испытание долгой жизнью под одной крышей, — осознанно, относясь друг к другу с нежностью и заботой. Проблемы героев зачастую наивны, но по-человечески понятны. Так, мама и папа скрывают друг от друга, что находятся в больнице (причем в одной). А в другом уютном доме муж прячет от жены заначки в местах, о которых супруга прекрасно знает.

А война, развал страны — это лишь страшный фон — как сон, одна большая беда. Режиссер пытается воспроизвести предчувствие надвигающейся катастрофы, рисуя тот знаменитый хаос, балаган цыганского табора, который царит в фильмах Кустурицы. Задача непростая. То, что выглядит органично на экране, на сцене производит иногда странное впечатление. Так, окончательно запутывая зрителя, в этом спектакле каждый артист играет несколько ролей.

Артем Пархоменко воплотил персонажей-отцов, Славо и Брацо, а Светлана Йозефий — трех дам — мать Кустурицы, семижильную Аиду и любвеобильную Азру. Егор Разливанов сыграл Драгана, Зеко, Цоро и курьера, Михаилу Коноваленко достались роли Алексы, Горана и Црни. На долю Сергея Барышева пришлось четыре персонажа: Недо, гроссмейстер Светозар Глигорич, танкист и милиционер. А в ролях Миляны и медсестры — Анна Ляхова. Легко, конечно, запутаться в этих атомах, которые складываются в одну молекулу. Но все артисты — и опытные, и юные — играют отчаянно, без оглядки. К тому же эти истории переплетены между собой, герои воспринимаются как члены одной семьи.

О том, что «завтра будет война», напоминает и музыка. Как без нее в спектакле о Кустурице? Музыка для него всегда значила многое. Многие годы режиссер играл фолк-рок в музыкальной группе The No Smoking Orchestra. И здесь тоже играют музыканты, причем живьем, давая дополнительные невероятно сочные краски. Причем ритмы и мелодии взяты прямо из его фильмов. И под них лихо двигаются даже шахматные фигуры и доски в сцене одновременной игры.

О чем спектакль «Сто бед» Фото: РИА Новости

Спектакль, конечно, не банальный, не развлекательный, а серьезный и глубокий. И смотреть его не очень комфортно. Кое-кто из зрителей не выдерживает и уходит. И финал страшный, хотя и открытый. Взрыв, рыло танка прорывается в кинотеатр... Кино кончается, наступает жизнь, которой никто не рад. Судьба героев после 1999 года нам (да и автору тоже) неизвестна. Мы сами ее дорисуем. Оставим их живыми и счастливыми. А эта бытовая, в сущности, история напомнит спустя четверть века о горьком. О том, «по ком звонит колокол». О скрытой ране на теле Европы. По сути, перед нами первая за многие годы внятная (при всем обаятельном фирменном балагане) сценическая версия того, что случилось с прекрасной Югославией. И напоминание об ответственности, которую несет за это не только художник.

А в Театре Моссовета состоялось возрождение спектакля «Машенька». Примечательно, что это одна из немногих советских пьес, сумевших покорить и Бродвей. Более того, она была поставлена там во время тяжелейших лет Второй мировой войны. Американская публика увидела эту пьесу под другим названием: «Послушайте, профессор!».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.