Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Не спешите ругать за ошибки: что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность детей

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность
Фото: Пресс-служба

Не ругайте ребенка, если на уроках русского языка и литературы он допускает странные орфографические ошибки — возможно, у него речевое нарушение и нужна помощь специалиста. Учитель-логопед реабилитационной школы-интерната № 32 Ольга Фиалковская рассказала в беседе с «Вечерней Москвой», почему ребенок неправильно слышит, пишет, говорит и как это исправить.

Что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность

Бывает, что правила русского языка школьник знает наизусть, но все равно допускает орфографические ошибки: неправильно переносит слова, не различает глухие и звонкие согласные, неверно выделяет ударение и не может подобрать проверочное слово.

— Скорее всего, у ребенка речевое нарушение. Он знает правила, но не может их применить. Он не понимает, что мы от него хотим: для него что «дуб», что «дуп», что «туп» — одинаково звучащие слова. Это дизорфографическая ошибка — он действительно так слышит, — рассказала логопед.

Она объяснила, что орфографические ошибки делают все дети, потому что это связано с недостаточным усвоением правил русского языка или неумением применять их на практике:

— Дизорфографические ошибки ребенок делает, потому что он не способен услышать ударный слог, глухой или звонкий звук, определить часть речи и задать к ней нужный вопрос, не выделяет предлоги. Поэтому школьник с речевым нарушением не может применить правила русского языка на письме, даже если четко их выучил.

Почему нарушается речь ребенка

Обычно в дошкольном возрасте ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы родного языка. Благодаря коммуникации он учится узнавать и различать звуки речи.

— Как правило, такому ребенку не нужны никакие логопеды. Он без специального обучения может на личном опыте усвоить то, как мы говорим. А в школе он уже будет оттачивать правила орфографии, — пояснила Фиалковская.

Если ребенок по тем или иным причинам лишен возможности много говорить, в будущем у него могут возникнуть трудности с речью: не только устной, но и письменной. Поэтому такому ребенку нужен специалист, чтобы корректировать специфические речевые нарушения.

Еще одной причиной трудностей может стать чрезмерное использование гаджетов в повседневной жизни и отсутствие живого общения. Логопед рекомендует родителям внимательнее следить за тем, как их ребенок проводит свой досуг. Важно социализироваться и обучаться не только с помощью новых технологий, но и в традиционных форматах детских игр, в живом и активном общении со сверстниками и взрослыми.

Как логопед корректирует речевое нарушение

Когда стало понятно, что у ребенка речевое нарушение, за дело берется специалист: на занятиях они играют в различные игры, которые формируют умение слышать и верно произносить звуки. Помимо игры как базового обучающего метода, существуют специальные более серьезные подходы.

— Мы используем все анализаторы для коррекции речевого нарушения. Например, кладем ручку на горлышко и учимся анализировать, как звучат и ощущаются звонкие и глухие звуки — формируем фонетический слух, устраняем нарушение звукопроизношения, увеличиваем объем словарного запаса, — отметила специалист.

Логопеды вместе с ребенком возвращаются на этап его активного усвоения звуков и проходят его в ускоренном темпе. Выполняют со школьниками специальные задания, учат их правильно ставить язык, открывать рот и дышать, произносить звуки. Так у детей формируется фонематический слух, который, в свою очередь, отражается на грамотном письме и устной речи.

— Не спешите делать выводы о качестве образования и способностях ребенка, если ему «не даются» правила русского языка или он не может понять самых простых законов орфографии. Обращайтесь к логопеду, — добавила Фиалковская.

В системе социальной защиты Москвы работают восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые москвичи с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на странице центров Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Систематически занимающихся травлей школьников могут перевести в спецучреждения или на домашнюю форму обучения. Такая возможность обсуждается в Госдуме в ходе работы над законопроектом о профилактике травли среди детей. Школьники часто не только становятся объектом издевательств, но и сами являются теми, кто травит сверстников. Почему так происходит, «Вечерней Москве» рассказала детский и семейный психолог Наталья Наумова.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.