Свобода, равенство и зарплата
Согласно данным крупного сервиса по поиску работы, в первом квартале 2025 года было зафиксировано значительное увеличение количества резюме молодых соискателей в возрасте от 18 до 24 лет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число выросло на 49 процентов. Неужели зумерам, которых часто обвиняют в лености и безынициативности, надоело сидеть на шее родителей и захотелось поработать? «Вечерняя Москва» разобралась в этом вопросе с помощью экспертов.
Если попросить поисковик прислать «мемы о зумерах» — молодых взрослых, рожденных в начале 90-х, которые росли, воспитывались, учились в эпоху бурного, активного развития цифровых технологий, — то сеть предложит большое количество самых разнообразных вариантов на любой вкус. Вот, например:
— Я не могу работать в таких условиях…
— В каких?
— Да в любых, если честно.
Или: «Как справиться с тревожным расстройством и апатией? Возможно, они уйдут, если я не буду двигаться?»
Еще пример:
«В детстве я завидовал взрослым, мол, пришел с работы — и никакой домашки, отдыхай. Я тогда не знал, что взрослые после работы хотят умереть».
И напоследок:
«Коллега: В первый раз вижу, как ты улыбаешься. Что случилось?
Я: Увольняюсь!»
Судя по шуточкам, типичный представитель молодого поколения не любит работать и при любом удобном случае предпочитает этого не делать. Отчасти это подтверждают специалисты по управлению персоналом, которые за последние два года познакомили нас с новым зумерским трендом — «гостингом», когда молодой человек устраивается на работу, уходит на обед и больше на рабочем месте не появляется, мол, «атмосфера не понравилась».
Но недавнее исследование одного из сервисов по поиску работы обнародовало интересные результаты. Оказывается, в этом году число резюме молодых кандидатов выросло почти наполовину. Что происходит? Почему зумеры покинули уютный домашний диван и все-таки отправились штурмовать рынок труда?
Конфликт «отцов» с «детьми»
«Гостинг», с которым пришлось столкнуться некоторым компаниям, — особенность поведения зумеров, ценности которых не совпадают с ценностями работодателя.
— Молодые кандидаты ставят во главу угла свободу и гибкость. Им нужен удаленный формат, возможность путешествовать и отсутствие жесткого графика, — поясняет Алексей Воробьев, консультант по подбору персонала одной из сервисно-рекрутинговых компаний. — Они ждут, что компании будут вкладываться в их развитие: обучать, предоставлять менторов и четкие карьерные перспективы. Важна и осмысленность задач. Рутина больше не привлекает, вместо этого они хотят видеть быстрые и заметные результаты своих проектов.
На собеседовании молодой соискатель первым делом интересовался, предоставляет ли компания страховку, обучение и возможности для роста. И, конечно, многих работодателей это отпугивало: вместо того чтобы больше выяснить об обязанностях и KPI*, потенциальный сотрудник, даже не начав работу, сразу требует «плюшек», то есть дополнительных выгод. А некоторые еще и денег, причем немалых.
— Молодые люди пока еще не слишком ориентируются в рынке труда и хотят зарплату, не всегда адекватную своим возможностям, — уверен Игорь Малинин, лектор Финансового университета, РГГУ, МГУ и ВШЭ. — Например, в маркетинговых, рекламных специальностях, которые я преподаю, неопытный человек может заработать 100 тысяч рублей, если мы говорим о штате, а не о фрилансе. А у ребят запросы на 100, 150, 200, 300 тысяч рублей! И это неадекватно, потому что за эти деньги можно нанять очень сильного специалиста. И опять же, зумеры не любят, когда их, как они считают, используют бесплатно. Поэтому они не воспринимают формат практики, а хотят как минимум оплачиваемую стажировку, не понимая, что не всегда университетских знаний хватает для жизни.
Разница в ожиданиях создала на рынке труда ситуацию, схожую с конфликтом поколений: бумеры и миллениалы считают, что сотрудник должен работать и получать зарплату, а зумеры уверены, что, помимо хорошей зарплаты, работодатель должен предложить им корпоративную культуру и возможности для развития. Иначе — «гостинг». Но в последнее время в отношениях «старших» и «младших» наметилось если и не потепление, то по крайней мере совместное движение друг к другу. Так что же заставило отцов и детей пересматривать свои взгляды?
Жадность победила лень
Конечно, экономика! Ее турбулентность выталкивает очень многих молодых людей из зоны комфорта.
— В семье стало не хватать денег, а ребята привыкли к достаточно обеспеченной жизни, — пояснила «ВМ» кандидат экономических наук Екатерина Каштанова, доцент Государственного университета управления. — Однако в связи с постоянным повышением цен родителям приходится ограничивать карманные расходы своих взрослых детей. Я лично знаю несколько историй, когда молодые люди пошли работать, так как их родители снимают квартиру, повышается стоимость аренды, дети вынуждены зарабатывать и помогать семье. А у молодых специалистов в возрасте до 24 лет, как свидетельствуют результаты исследования одной из рекрутинговых компаний, заработные платы сейчас растут самыми быстрыми темпами по сравнению с другими возрастными категориями работников.
А деньги для зумеров очень важны. Эксперты уверены, что у молодого поколения ярко выражена потребность в «красивой жизни».
— Они выросли на картинках из сети, — поясняет Малинин, — поэтому с детства столкнулись с паттерном «казаться, а не быть».
А поскольку у родителей все меньше возможностей обеспечивать отпрыскам эту «красивую жизнь», детям приходится искать способы заработать на нее самостоятельно.
— Общество всегда переживает сначала экстремальное состояние, а потом калибруется в сторону нормализации, — продолжает Малинин. — Соответственно, популярные идеи, что можно зарабатывать деньги легко, получая пассивный доход, были путеводной звездой для тех людей, кто не хотел работать в офисе. Но эти гипотезы не оправдались, и многие сделали выбор в пользу классической карьеры.
Изменившаяся ситуация на рынке труда дала старт новой волне сетевых шуточек про зумеров вроде: «Идти на работу не хотелось, но жадность победила лень». С соискателями понятно, а что происходит с работодателями? Готовы ли они мириться с ценностями (и ценой!) молодых сотрудников?
Говорить на одном языке
Работодателей экономическая ситуация тоже заставляет развернуться в сторону вчерашних выпускников. А что делать? В столице сегодня рекордно низкая безработица и дефицит кадров на фоне развивающегося производства. По данным Института развития предпринимательства и экономики, более 90 процентов компаний сталкиваются с нехваткой сотрудников. Наибольшую потребность в людях испытывают ИT-сектор, обрабатывающие производства, сферы строительства, торговли и ЖКХ.
— «Кадровый голод» — одна из самых актуальных проблем последних трех лет, — считает Екатерина Каштанова. — Не хватает как квалифицированных специалистов, так и линейного персонала без особых знаний. Компании просто делают ставку на студентов. Если ты не будешь заниматься «выращиванием» молодежи под себя, этим непременно займутся твои конкуренты.
«Выращивание» сотрудников сегодня — главный тренд на рынке труда. И для того, чтобы этих самых сотрудников привлечь, работодатели делают шаги навстречу молодому поколению. Конечно, шестизначный оклад специалисту без опыта никто не предложит — компании сами существуют в режиме дефицита бюджетов, — но нематериальная компенсация вполне реальна. А это и обучение, и карьерный рост, и даже гибкий график! Трудно представить что-то подобное еще десять лет назад.
— Многие компании поняли, что дефицит кадров — это очень надолго, завтра с неба кандидаты не посыплются на голову, лучше не станет, и начали активно развивать профориентационную работу, сотрудничать даже со школами, профессиональными средними и высшими учебными заведениями, — рассказывает Каштанова. — А внутри компании молодых и начинающих теперь проще обучать с помощью ИИ, силами внутренних тренеров, короткими уроками в LMS**.
Так, Николай Руденко, руководитель отдела по работе с персоналом одной из девелоперских компании, рассказывает, что для привлечения молодежи в строительную отрасль руководству пришлось перестроить работу.
— Мы адаптируемся: упрощаем вход в профессию, обучаем на месте, предлагаем опытных наставников и направляем на специализированные курсы, — говорит он. — Надо принимать вызовы времени. Конкуренция за кадры высокая, и молодежь хочет хорошо зарабатывать, видеть смысл в труде и одновременно соблюдать баланс работы и личной жизни. Но мы учимся говорить с ними на одном языке, создаем комфортную атмосферу и даем шанс проявить себя. Скоро именно эти ребята будут строить наши города.
Правда, сами ребята стремятся не столько «строить города», сколько цифровой мир. По словам кадровиков, наиболее востребованные сферы у молодых людей — ИT, диджитал, дизайн, а также сервисный сектор — доставка и туризм благодаря гибким возможностям.
При этом сотрудников больше всего не хватает на производстве, поэтому там тоже включились в гонку за внимание будущих коллег. Рабочие стали снимать короткие рилсы*** о своей работе и выкладывать в соцсети. Ролики набирают просмотры, молодые заводчане становятся популярными блогерами, а заводы наконец-то заинтересовали молодых соискателей.
Если говорить языком маркетологов, правильно подобранный Tone of Voice**** — главный способ привлечения целевой аудитории. А ею для компаний являются зумеры.
— Современные производственные компании выбрали нужный канал коммуникаций с молодым поколением, продвигая бренд работодателя через соцсети. Они уверенно демонстрируют, что работа в производственной сфере может быть творческой, эстетичной и модной, — уверена Екатерина Каштанова.
Новые правила
Долго ли продолжится это совместное движение навстречу? Эксперты уверены, что да. Количество молодых сотрудников, выходящих на рынок труда, с каждым годом будет расти, поскольку молодые люди оканчивают школы, колледжи, вузы и начинают искать работу. Поэтому работодателям придется идти на условия зумеров и создавать на рабочем месте человекоцентричную среду с гибким графиком. Эйчар компании одной из крупных компаний Валерия Доманская, давно занимающаяся обучением молодых специалистов под нужды корпорации, уверена, что зумеры внесут свои изменения в трудовую и корпоративную культуры. А работодателям придется подстраивать свои возможности под желания молодых людей.
— Как минимум ближайшие 3–5 лет эта ситуация сохранится, — говорит она. — Поколение Z только выходит на рынок, их ценности не изменятся. Из-за роста конкуренции компании будут вынуждены улучшать условия, иначе молодежь уйдет во фриланс. Если появятся новые форматы заработка, вроде метавселенных или AI-профессий, тренд только усилится.
Зумеры же, в свою очередь, будут соглашаться на небольшие стартовые оклады с перспективой развития.
— Молодежь не ленивая, она просто требует новых правил игры. Работодателям нужно меняться, иначе они рискуют остаться без эффективных кадров, — заключает Доманская.
* KPI (Key Performance Indicators) — это ключевые показатели эффективности. Они отражают качество и результаты работы за определенный промежуток времени и измеряются в цифрах.
** Learning Management System (с английского «система управления обучением») — это платформа для онлайн-обучения. LMS помогает организовать весь цикл образовательного процесса: от разработки контента до проверки знаний учеников.
*** Рилс (от англ. Reels) — это формат коротких видеороликов в социальных сетях, преимущественно в Instagram. Длительность таких роликов — от 15 до 90 секунд.
**** Tone of Voice (ToV) — это уникальный стиль общения, который компания применяет в разговоре со своей аудиторией. С английского языка переводится как «тон голоса» или «интонация». ToV включает в себя выбор слов, настроения, способа коммуникации, эмоциональной окраски и даже скорости передачи информации.
КСТАТИ
Поколение Z (зумеры) — это люди, родившиеся в период с середины 1990-х по начало 2010-х годов. Временные рамки могут меняться в зависимости от страны. Например, в США зумерами обычно считают тех, кто появился на свет с 1997 по 2012 год, в России, по мнению исследователей, это люди, родившиеся в 2003–2015 годах. Зумеры выросли в эпоху цифровых технологий и интернета, что сильно повлияло на их ценности, взгляды и поведение.
ЦИФРА
1,5 миллиона человек составляет дефицит кадров на российском рынке труда, по словам вице-премьера Александра Новака.