Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Нет цели завещать что-то миру»: Адабашьян — о дружбе с Крючковой, современном кино и искусственном интеллекте

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Заслуженный деятель искусств России Александр Адабашьян
Заслуженный деятель искусств России Александр Адабашьян / Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

80-летие отмечает 10 августа кинодраматург, режиссер, художник-постановщик и актер Александр Адабашьян. «Вечерняя Москва» побеседовала с юбиляром накануне дня его рождения.

Побывав на недавней пресс-конференции Александра Адабашьяна, я была несколько удивлена тем, что никаких четких пиар-задач виновник торжества перед собой не ставил и проходило мероприятие в довольно редком формате «просто разговор по душам» с пришедшими на него журналистами.

— Александр Артемович, так и было, я ведь не ошибаюсь?

— Идеи завещать что-то миру или просветить человечество в канун юбилея у меня точно не было. Да, просто отвечал на вопросы и делился новостями. Например, относительно недавно я сыграл в фильме Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки». Моей партнершей была Светлана Крючкова, мы играли двух старикашек — питерских интеллигентов, которые оказались предоставлены сами себе, — их дети и внуки уехали за границу, как у многих пенсионеров, у них минимальный круг общения, вот такое существование.

В широкий прокат фильм пока не вышел, но по фестивалям катается — получили призы зрительских симпатий и за лучшие актерские работы. Это было в Сочи на Евразийском фестивале, в Сростках на Шукшинских днях и на ММКФ. Сниматься решил в основном из-за Крючковой, мы уже играли супругов, дворецкого Бэрримора и его жену в «Собаке Баскервилей». Я неоднократно бывал на ее поэтических вечерах — она выстраивает очень интересные программы, читает Цветаеву, Ахматову, Пастернака, Петровых, рассказывает творческие и биографические обстоятельства создания тех или иных произведений, а ее младший сын аккомпанирует на акустической гитаре. Он окончил по этой части консерваторию. Мне было интересно работать с режиссером, задачи ставил подробно, точно, бесконфликтно, ну и вообще понравился этот сюжет — довольно нетипичная для сегодняшнего кинематографа камерная лента, без искусственного интеллекта, спецэффектов, остросюжетности, претензии на политическое высказывание.

— Считаете, что это и есть основные приметы актуального кино? Камерный «человеческий документ» в дефиците?

— Это сегодня не в тренде. Но призы зрительских симпатий — очень красноречивая история, подходят, благодарят, но в основном это публика 40 плюс, которая привыкла к такому общению с искусством. А что до актуального кино, то мы его видим на платформах. Режиссер, называющий себя Колей, Васей или Мишей, снимает детектив. Главная героиня — гламурная сыщица-блондинка — живет в двухэтажной квартире, ездит на очень дорогой машине и носит на работу вечернее. Ей пишут, чтобы она «срочна прибыла». Она едет расследовать дело в другой роскошный дом, и там на зеркальном полу в красивой позе лежит другая гламурная блондинка в вечернем и в луже крови... Вскоре находится гламурный убийца. А вот жизнь гламурной сыщицы: у нее прекрасный муж, но с ним сложные отношения, и красавица-дочь, но в сложном возрасте...

Это не мое старческое брюзжание, это веяние времени, которое пришло оттого, что в творческих вузах обучение стало платным, поэтому в режиссеры идут не те, кто талантлив, а те, у кого есть обеспеченные родители.

— Искусственный интеллект в кино — это мертворожденная идея?

— Вовсе нет. Скорее мертворожденная идея — само кино. Это искусство, у которого есть дата рождения, а стало быть, должна быть и дата смерти. У Льва Толстого есть такая замечательная формулировка, что жизнь не заканчивается смертью, а видоизменяется. Как завоеватель мира кино родилось как черно-белый аттракцион, он совершенствовался во времена Чарли Чаплина, Мэри Пикфорд, Бастера Китона. Когда появился звук, Тынянов написал, что он убил кино — ведь это был другой мир, отличный от того, в котором мы живем, это условность приближала его к искусству — как музыку, как театр. Следующим этапом появился цвет, сказали, это полная катастрофа. Так что с искусственным интеллектом кино будет прекрасно сосуществовать, но это будет уже что-то другое.

— Полностью продюсерское?

— Может быть. А зачем нужен режиссер и актеры, когда ИИ может нарисовать Мэри Пикфорд и Чаплина и они будут играть в вашем фильме? ИИ напишет и сценарий, ориентируясь на то, что имеет успех в прокате. Сейчас это делается с невероятной скоростью, мне показали — три-четыре минуты и скелет будущего блокбастера готов: любовь, секс, насилие, запутанная фабула. Вот это мы будем смотреть, но некоторое время, потом мода сменится.

Мода вообще часто построена на какой-то глупости, вот сейчас каких-то кукол лабубу надо обязательно на ручке сумки носить, вот откуда это берется? Есть система внедрения, и она работает деликатно — сначала какая-нибудь блогерша с ней появляется на светском приеме, потом другое модное существо с этой куклой разговаривает на камеру, а потом они рассылаются в красивой коробочке, но что в ней, неизвестно — киндер-сюрприз. Открываете, вам повезло — там кукла, которая стоит больших денег, хотя непонятно, почему она их стоит, никакой художественной ценности лабубу не представляет.

— Тогда вопрос к вам как к художнику: сейчас эстетские времена или не очень? Вообще ведь куда ни придешь, везде красиво — дизайнерской отделке подвергается каждая столовка.

— Недавно прочитал рецензию на «Хованщину»: спектакль красивый, но слабое место — музыка. Музыка «замшелого композитора» Мусоргского просто выпала из смелого рисунка постановщика, перенесшего действие на концептуальный пункт вторсырья. А ведь все очень эстетично, все аллюзии на месте, но нет души. Эстетика бывает внешней, бездушной. Это форма без содержания. Как-то я вычитал у князя Волконского, который в свою очередь цитировал Диккенса, путешествовавшего по США: «Миссия Америки опошлить Вселенную». И ей это удалось, все нынешние тренды — это, как правило, цветущая пошлость.

— Вы много говорили о любимых книгах. За современной прозой следите, что-то интересное попадалось?

— Попадалось, но не часто. Пробовал читать наших молодых скоропишущих дам, которые пишут по роману в неделю, но не смог. Пробовал читать иностранцев, каких-то модных японцев, но тоже не пошло. В общем, последняя из понравившихся мне книг была прочитана два дня назад — Антон Павлович Чехов, читал до четырех часов ночи. Телевизор тоже не включаю. Разве только новости и спорт.

— Почему?

— Боюсь. Тут включил, а там какой-то наш триумфальный артист открывал дверь Джорджу Клуни и с акцентом произнес: «Ай эм рашен мафия», — у него уже контрактов на пять лет вперед. Вот это просто эталонная пошлость.

— В заключение «юбилейный» вопрос. Вы известны как сценарист, режиссер, актер, художник, кем себя считаете в большей мере?

— Даже не знаю. Когда как. Для меня процесс важнее, чем результат. Иногда процесс не принес результата, но если ты полгода провел с интересными людьми за интересным занятием, это важнее, чем если тебя узнают на улицах.

Яркие актерские работы:

  • Раба любви (1975): режиссер немого кино;
  • Пять вечеров (1978): Михаил Тимофеев, главный инженер;
  • Родня (1980): Саня, официант;
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981): Бэрримор, дворецкий;
  • Полеты во сне и наяву (1982): скульптор.

Ранее «Вечерняя Москва» пообщалась с еще одним известным юбиляром — 9 августа народному артисту РФ, актеру театра, кино и телевидения, педагогу, ректору Театрального института имени Бориса Щукина Евгению Князеву исполнилось 70 лет. Он рассказал «ВМ» о руководстве вузом, театре и немного о личном.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.