Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Преодолевая себя»: актер Евгений Князев — о руководстве вузом, театре и немного о личном

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Ректор Театрального института имени Бориса Щукина, народный артист России Евгений Князев
Ректор Театрального института имени Бориса Щукина, народный артист России Евгений Князев / Фото: Яна Овчинникова

9 августа народному артисту РФ, актеру театра, кино и телевидения, педагогу, ректору Театрального института имени Бориса Щукина Евгению Князеву исполняется 70 лет. Человек-энергия, претворяющий в жизнь множество идей, он успевает руководить вузом, играть в театре, ездить на гастроли и даже ухаживать за цветами на любимой даче. Как ему все это удается и о чем размышляет ректор знаменитого вуза, «Вечерняя Москва» узнала у него самого накануне юбилея.

Кстати, с недавнего времени «Вечернюю Москву» и Щукинский связывают особенно теплые отношения: на рецензиях к постановкам студенческого театра вуза оттачивают перья юнкоры «ВМ», а также мы вынашиваем планы о некоторых совместных проектах. Но всему свое время. Пока же — время юбилея!

Поскольку биография Евгения Владимировича легко находится в интернете, мы решили поговорить с ним о том, что в открытом доступе не находится, чтобы показать его таким, каким, возможно, его никогда не знали даже те, с кем он общается часто.

Про молодых и задорных

— Евгений Владимирович, первый вопрос к вам как к ректору: много набрали студентов в этом году? Конкурс как всегда?

— Два курса. Конкурс огромный, поступающих было больше, чем в прошлом году. Отсмотреть все было непросто, так что нашим педагогам досталось. Но я всегда после конкурса думаю: «Господи, как же сильна Россия на талантливых детей». Они всегда находятся, такие ребята. Но как сложатся их биографии — Бог ведает.

— А за трудоустройством тех студентов, которые выпустились у вас минувшим летом, следите?

— А как же. 10 человек взял Театр оперетты, как мы и договаривались. Одни ребята уже снимаются, другие попали в новые мюзиклы, кто-то поступает в аспирантуру. Кстати, они на выходе все сначала пытаются быть артистами, а потом понимают, что сегодня главной фигурой в театре является продюсер.

— И вы это признаете, актеры и педагоги?!

— А что делать. Признаем! Но подчеркиваем, что продюсер должен быть с хорошей подготовкой, с хорошими знаниями, с внутренней культурой. Тогда можно рассчитывать, что он, затевая дело или проект, будет опираться на некие высокие образцы. Важно ведь не только то, что человек знает автора той или иной пьесы, а что глубоко осознает наличие великой литературы и искусства, сам факт, что все это существовало до него! И что именно к этому искусству нужно как-то подстраиваться… Иначе получится из тебя «специалист», который выпускает нечто несущественное, чтобы только по городам проехаться да на трех стульях сыграть какой-нибудь спектакль. Следа ты так не оставишь, а ведь все стремятся быть востребованными… Как у Леонида Мартынова в стихотворении — помните?

А ты какой оставишь след —

След, чтобы вытерли паркет,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет.

Надо стремиться такой след оставить... Да, чрезвычайно важно — понимать, что до тебя были другие. Попробуй узнать, что было до тебя — чтобы потом из этого могло родиться чтото свое…

— В прошлом сезоне учебный театр института побил рекорды посещений. Для вас это...?

— Я отношусь к этому как к норме. Яркие постановки и успехи случаются на каждом курсе. Главное для нас — в другом. Главное, что мы — актерская школа. Учим на артистов. Нам нужно показать, как артист живет на сцене, как он может взять внимание зрительного зала, зрителя. Это возможно, только если у него за душой что-то есть, что он может сказать что-то важное зрителям. У нас как таковой и режиссуры-то нет. И когда мы делаем какие-то работы, мы говорим молодым режиссерам и педагогам: не самовыявляйтесь в области режиссерских затей! Думайте про существование актера — оно должно быть точным, правильным, правдивым. Если ты этого не добиваешься, то все твои ухищрения в области режиссуры — никому не нужная ерунда. Но когда находится педагог, обладающий внутренним пониманием, как поставить спектакль, это бывает современно и ярко.

Про новое слово и аплодисменты

Не так давно я сходила на спектакль «Чепуха» «Вахтанговского практикума»*. Это чудо и перезарядка. История о том, как за простой формой может быть скрыто глубокое содержаниеЧто они увидели в Маршаке!

— Мне тоже спектакль понравился. Я про такое говорю: «Мы играем спектакль-высказывание». Высказывание от лица каждого актера — по поводу жизни, общества, того, как оно строится, что в нем делается. Никого не обижая, не поучая, не указывая пальцем на те или иные недостатки. Жаль, немало надувается в нашей жизни мыльных пузырей — ярких, но пустых.

— К слову: недавно известный критик Вадим Щербаков поразил меня риторическим вопросом: «Почему сейчас аплодируют даже плохим постановкамГорько, но он же прав. Правда, ни в Щукинском, ни в Вахтанговском театре плохих постановок нет. Есть спорные, но

— Прав. Но почему так — не могу сказать. Возможно, это результат того, что был у нас в стране период, когда людей мало развивали.

— Вы про страшные 90-е годы?

— И про них. Ведь что тогда произошло? Были порваны связи. Но порвать их легко, а ты поди-ка сплети заново эту паутинку!

— А вам горько, что жесткой критики театральной почти не осталось? Или она мешает?

— Я сказал бы чуть иначе. Театр — это не театральная критика. Это театроведение. Такая наука, которая была очень серьезной, видела сам ход развития театра и понимала, какой смысл в спектакле, как он может воздействовать на человека... Да, мне жаль, что этого стало меньше. В 1970–1980-х годах никакой критик не написал бы на плохой спектакль хорошую рецензию. Потому что тут же нашлись бы достойные люди, которые все это разоблачили бы. А сейчас можно все. Можно при наличии денег и книжку издать, тобой сочиненную. И назвать это «творчеством»…

— Вернусь к «Вахтанговскому практикуму». Кажется, это новый виток спирали развития театра...

— Я бы хотел так думать. Правда, я в этом случае человек небеспристрастный (В «ВП» работает режиссер Ася Князева, дочь Е. В. Князева. — «ВМ»), но скажу так: важно понимать, что этот проект ребята сделали сами. Они хотят сказать свое слово. Когда я посмотрел у них спектакль по Достоевскому, «Дневник писателя», у меня комок стоял в горле: как они, эти молодые люди, так поняли Достоевского? Который русский народ и уничижает, и оправдывает, и как никто другой говорит о его величии!

— Но вы вроде не хотели, чтобы дочь шла в театр?

— Если бы дочери сказали, что они хотят чего-то конкретного, я бы не стал возражать и указывать: «Туда — не пущу!» Но важно, когда дети к чему-то приходят сами: тогда они сами выбирают свою жизнь и биографию. Может быть, правильно, что это происходит не сразу. Так, чтобы быть режиссером, нужно иметь жизненный опыт и знания. Ася после окончания продюсерского факультета попала к Борису Юхананову (худрук Электротеатра Станиславский Б. Юхананов скончался 5 августа 2025 года. — «ВМ»). Он спрашивал у нее, своей помощницы, мнение по поводу той или иной сцены, отметил ее «интересный взгляд», а потом сказал ей: «У тебя режиссерские мозги!» Наверное, тогда ей режиссура и запала. А «Вахтанговскому практикуму» хочется пожелать сил и веры в то, что все у них получится.

Про себя и бумеранги

— Как вы все успеваете?

— Через силу. Преодолевая себя. «Где-то рядом мой последний час, // За стеной стучит он каблуками…»** — помните? Можно дожидаться последнего часа, лежа в кровати, а можно на ходу, работая. Наша Галина Львовна Коновалова (заслуженная артистка РФ, 1916–2014. — «ВМ») говорила, что у нее биография началась в 95 лет! Она сказала: «Как это — я не полечу в Америку? Зачем же мне умирать в кровати? Я лучше в самолете». И полетела на гастроли. А в 97 лет она сыграла в «Пристани»…

Высший пилотаж! А ваша любимая роль...?

— Наверное, не назову... Я люблю играть практически все свои спектакли, важно, что в них есть о чем говорить и чем поделиться. В «Войне и мире», в роли Болконского, так много близких мне размышлений о войне и мире, патриотизме, любви к Родине. А в «Маскараде» я играю русского Отелло, и мы со зрителями задаемся вопросом: «А кто тебе дал право судить?» В «Царе Эдипе» же над тобой витает рок, и ты понимаешь, что когда-нибудь он тебя настигнет.

— Вы так говорите, как будто верите в рок.

— Конечно. Он есть. Потому что ни одно слово — сказанное, брошенное, выпущенное — не прозвучит бессмысленно и не пройдет бесследно.

— То есть вы верите в «теорию бумеранга»?

— Да, ведь ничто никуда не девается. То же самое, кстати, с историей: стоит ее поизучать, и начинаешь понимать, что человечество удивительным образом не учится на своих ошибках…

Про связь поколений и планы

У вас в вузе удивительная атмосфера. Все друг с другом здороваются... Как добиваетесь этого?

— Мы с порога говорим о том, что все это важно. Требуем: воспитывайте себя и в себе — уважительное отношение к старшим. Здоровайтесь. Мальчики, вставайте, если вошла женщина. Что-то, возможно, они забывают, но я надеюсь, что когда к ним подойдет женщина — они всетаки встанут. У нас в институте это передается из поколения в поколение. Есть Вахтангов, который дал своим ученикам наказ продолжать дело Станиславского. Он, Вахтангов, — как дерево. А мы пошли от него — сучками, веточками. Дерево растет, мы на новых веточках прививаем новые побеги, а кровообращение у всех нас одно и то же, общее — наша школа.

— Какие-то новации будут? В ГИТИСе вот набирают магистерский курс по уличным театрам. Тренд!

— Заниматься ими можно и нужно. Но мы будем гнуть свою линию: мы занимаемся детскими и школьными театрами, которые тоже очень важны, поскольку они — про воспитание. Сейчас заключили договор с обществом «Знание» и будем заниматься чтецкими кружками и клубами, чтобы способствовать возвращению людям любви к чтению. Это важно, мы будем показывать, как читать — правильно. Детали пока не ясны, мы только вступаем в программу.

— Новым проектом о чтении вы «горите»…

— Это так! Знаете, как меня «зацепили» чтением? У меня был учитель — Игорь Алексеевич Светлов. Он в конце урока литературы говорил: «Давайте я вам прочту кусочек из того, о чем рассказывал (из «Казаков» Толстого, например»). Он начинал читать, но на самом интересном месте звенел звонок. И я бежал в библиотеку... Вот так и возникает любовь к чтению.

Про кино и немного о личном

Об общественном поговорили, давайте о вас в кино. Когда дети спрашивают, какими были 1990-е, я говорю: «Посмотрите сериал «Пятый ангел». Считается, что кинославу вам принесла роль Мессинга, но по мне

— Да нет, это, конечно, сериал «Пятый ангел». Какие там были актеры… Кстати, у меня с «Пятым ангелом» связаны две истории. Первая. Фильм уже вышел, моя машина была в ремонте, а у жены моей, Лены, была «Ока». И вот еду я на этой машинке, и меня останавливает гаишник. Выхожу, а он смотрит на меня и говорит: «Григорий Плоткин?!» (Так звали персонажа.) «Дада!» — киваю я. А он глядит на «Оку»: «На такой машине?! Ты?! Этого не может быть!»

— Конечно, разрыв шаблона: Плоткин олигарх!

— И другой случай показал мне, что такое слава. На Киевском вокзале тогда был цветочный рынок. Мне нужно было купить цветы, поехал я туда, подхожу, выбираю. Женщина-продавщица смотрит на меня: «Ой! Это ты вчера жену убил?!» «Я!» — сознаюсь. А накануне показали серию, где Плоткин, по сюжету, убивает жену. И тут она внезапно повернулась к рынку и закричала громко: «Это он вчера жену убил!» Люди обернулись и начали ко мне стекаться... А она еще громче: «Это он убил!..» Но одни видели перед собой актера, а другие — убийцу, которого надо ловить. Я сказал: «Спасибо!» и начал уходить. А толпа — за мной. И я побежал изо всех сил, чтобы укрыться, а они — побежали за мной… Вот она — великая слава! (Смеется.) В том сериале и правда были сильные сцены. Фильм говорил о том, что огромный бизнес без крови невозможен. Плоткин-то хорошо начинал. А закончил чем… Одна кровь!

— Вы не любите говорить о личном, но я спрошу. Как вам удалось сохранить брак, это ныне редкость...

— Да много факторов… Лена — не актриса. Она не ревновала меня к профессии, занималась своей профессией и в ней совершенствовалась. Я ей помогал: сидел с детьми, когда она писала докторскую. И сейчас она — прекрасный преподаватель, один из необходимых студентам педагогов: требовательная, она заставляет их учиться, читать, думать, мыслить, за что они потом бывают ей благодарны...

Важно, что Лена никогда меня не ревновала в целом. И никогда особенно не спрашивала, почему я поздно пришел, а такое могло быть, потому что после спектакля вполне могли быть его обсуждения, да и репетиции могли завершиться поздно. Но при этом я вставал в 6–7 утра и занимался домашними делами. Когда-то даже сам ремонт делал. И при всей занятости моя обязанность была — наполнить холодильник. И на тот самый Киевский рынок я ездил даже без машины — по утрам, чтобы что-то купить, а потом ехать на работу. Мы жили достаточно трудную жизнь, но помогали и поддерживали друг друга. Мне кажется, главное, что в нашей профессии, что в семейной жизни — не терять доверия. Без него можно… потеряться.

* Вахтанговский практикум — независимый театр, создан под руководством режиссера Аси Князевой.

** Строки из стихотворения Михаила Светлова.

ДОСЬЕ

Евгений Владимирович Князев родился 9 августа 1955 года в поселке Скуратово, ныне ставшим частью Тулы. Советский и российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина; народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Кавалер ордена Почета, орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, Премии имени Анатолия Лысенко. Жена: Елена Александровна Дунаева, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой искусствоведения Театрального института имени Б. Щукина. У супругов две дочки — Александра и Анастасия.

ТОП-10 ЛУЧШИХ РОЛЕЙ

В театре:

  • Война и мир по Л. Толстому — Князь Николай Андреевич Болконский,
  • Маленькие трагедии А. С. Пушкина — Дон Гуан,
  • Маскарад М. Ю. Лермонтова — Арбенин,
  • Царь Эдип Софокла — Тиресий,
  • Пристань — Доменико Сориано

В кино:

  • Пятый ангел — Григорий Плоткин,
  • На Верхней Масловке — Матвей,
  • Вольф Мессинг: видевший сквозь время — Вольф Мессинг,
  • Орлова и Александров — Иосиф Сталин,
  • Мастер и Маргарита — Берлиоз.

Ранее «Вечерняя Москва» побеседовала с народным артистом России Александром Клюквиным.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.