Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Гендиректор «Царицына» Елизавета Фокина: Наши пейзажи — тоже музейные экспонаты

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Генеральный директор «Царицына» Елизавета Фокина на фоне галереи-ограды, соединяющей Большой дворец и Хлебный дом
Генеральный директор «Царицына» Елизавета Фокина на фоне галереи-ограды, соединяющей Большой дворец и Хлебный дом / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Самый крупный и популярный в столице музей-заповедник «Царицыно» 17 августа отметил 250-летие с момента своего основания. Накануне юбилея генеральный директор Елизавета Фокина рассказала, почему катает посетителей парка на своей машине, зачем в Большом дворце комната, где ничего не происходит, и как найти баланс между красотой, комфортом и памятью.

Площадь «Царицына», и без того рекордная для московских музеев-заповедников, за последний год еще увеличилась: прошлой осенью к нему присоединили Бирюлевский дендропарк. По утрам Елизавета Фокина объезжает территорию. Это способ не только следить за порядком, но и получать обратную связь от посетителей.

Глас народа

— Елизавета Борисовна, вас эти рейды не утомляют?

— Наоборот, доставляют удовольствие. Я люблю водить машину. В теплое время года езжу по парку на электромобиле — им легко управлять.

— Случается кого-нибудь подвозить?

— Иногда. В основном людей старшего возраста, которые не рассчитывают силы: углубляются в парк и понимают, что им трудно вернуться ко входу.

— А если увидите юнца, который бросает мусор в кусты?

— Такое бывает крайне редко! У нас аккуратные посетители. И разговариваем мы с ними на другие темы. Время от времени приходится получать упреки: где-то на дорогу упала ветка, тропинку размыло... Наши службы реагируют быстро, но ведь не все и не всегда можно сразу заметить. Так что внимательные посетители — это своего рода волонтеры, помогающие улучшать работу.

— Пожелания тоже высказывают?

— Конечно. Тут хорошо бы поставить столик для шахматистов, вот эту лавочку передвинуть, а вот этот «протоп», то есть стихийно проложенную тропу, — узаконить. Если это не противоречит схемам, по которым идет расстановка малых архитектурных форм, то почему бы не пойти навстречу? Правда, жителям хотелось бы, чтобы все осуществлялось очень быстро. Мне и самой этого хотелось бы — кто меня знает, подтвердит. Но на крупные проекты нужно в среднем года три. Умение ждать этого результата — отдельная компетенция.

Очень беличье место

— Перенесемся мысленно в конец лета 2022 года. Что из задуманного тогда за эти три года осуществилось?

— Мы уже тогда планировали юбилейные мероприятия этого года. Продумывали выставку «1775. Триумф Екатерины. Московский год императрицы», которая весной открылась в Большом дворце. Подбирали темы для ежегодных фестивалей. В последней декаде августа состоится VIII Фестиваль исторических садов, и все ландшафтные композиции в этот раз будут объединены темой «Сады и наука». Долго работали над информационным центром, который открылся у станции метро «Царицыно»: там есть что улучшить, но мы уже видим, что у нас получилось грамотно распределить потоки людей, попадающих на нашу территорию.

— А что должно вот-вот реализоваться?

— К концу года, надеюсь, у Старокаширских ворот откроется детская площадка «Белка». Потому что «Царицыно» — очень беличье место, и, естественно, это отразилось в названии. Проектируется ресторан у первого центрального входа и кафе у плотины. Еще в 2018 году нам передали стадион «Огонек» на Прохладной улице, с 2021 года мы начали его реконструировать при активной поддержке правительства Москвы. Планируем открытие осенью: там будет несколько футбольных полей, площадки для бадминтона, волейбола, каток.

— Наверное, это не очень интересная для вас тема — стадион, ведь она далека от истории?

— Не совсем так. В Царицыне всегда было много спорта, и «Огонек» исторически находится в том же месте, где в XIX веке располагалась спортивная площадка для дачников. Нам приятно, что наш музей-заповедник внесет вклад в формирование правильной экосистемы, которая должна быть у современного горожанина: когда рядом с домом комфортная, качественная среда, и культурный досуг, и место для занятий любительским спортом, и детские программы. Мы чувствуем себя важной инфраструктурной доминантой района.

— Прошлой осенью к вам присоединили Бирюлевский дендропарк. Что нового там появится?

— Мы с ним еще знакомимся, формируем новую концепцию, образовательные маршруты. Дендропарк был создан в 1938 году как питомник растений, которые планировалось высаживать на улицах города. Мы прилагаем усилия по возрождению питомника, вычищаем исторические аллеи: акациевые, туевые, березовые, еловые. Будем делать проект инженерных сетей, потому что там, где появляется электричество, появляется жизнь. Следующим пунктом будет бережное внедрение точек общепита. Именно бережное — там не нужны гигантские рестораны. Но если ты пришел погулять или позаниматься спортом, у тебя в пятиминутной шаговой доступности должны быть вода, мороженое, легкий перекус. Ты должен чувствовать себя одновременно и за городом — и в городе, причем в современном городе.

Клен ты мой опасный

— В чем главная сложность при осуществлении перемен в «Царицыно»?

— В том, что мы обладаем одновременно несколькими статусами. Мы — объект культурного наследия, на нашей территории больше 20 памятников архитектуры и археологии. В «предмете охраны» прописано, что у нас есть особые видовые точки, вернее, даже «видовые пары». Это панорама, открывающаяся с павильона «Миловида» на искусственный остров на Верхнем Царицынском пруду, вид с «Нерастанкино» на Русалочий остров… Парк — это тоже музей, и его пейзажи, создающие определенное настроение, — такие же экспонаты, как дворцы или павильоны. Они должны выглядеть так же, как на гравюрах конца XVIII — начала XIX века. Посетителю кажется, что все это стихийно создано природой, а на самом деле все было продумано ландшафтным архитектором. Даже острова — они искусственные. Так вот, у нас эти панорамы местами заслоняет клен ясенелистный, он же клен американский, один из самых агрессивных древесных сорняков в лесной зоне нашей полосы.

— В чем проблема повырубать его?

— В том, что мы — еще и особо охраняемая зеленая территория. Без специального согласования с Департаментом природопользования мы не имеем права даже кронировать деревья.

— Как разрешить это противоречие?

— В рамках новой концепции развития «Царицына» до 2030 года мы с Департаментом природопользования и Департаментом культурного наследия зафиксировали несколько видовых точек в парке и по каждой из них сможем работать отдельно: где-то будут урезать кроны, где-то — удалять поросль.

Особая комната

— Извините, что касаюсь такой больной темы… Я знаю, что у вашего младшего сына расстройство аутистического спектра.

— Для меня это вовсе не больная тема. Я говорю об этом спокойно. Глеб — ему 17 лет — научил меня постоянно расти над собой и ничего не бояться.

— А еще, наверное, находить подход к «особым» посетителям?

— Глеб учится в ресурсном классе общеобразовательной школы, там обычно всего пять-шесть детей. Их класс в свое время побывал у нас в рамках специальной программы. На протяжении двух-трех уроков ребят специально готовили к походу в музей, расписывали действия пошагово: сначала они откроют дверь, потом пойдут в кассу, затем их встретит экскурсовод… Мы сделали выводы по итогам этой программы, скорректировали ее, и она стала нашим новым методическим пособием. Вообще, я считаю, что надо как можно больше рассказывать обществу о таких детях — тогда мир легче станет принимать их и будет для них безопасным. Мы показывали смотрителям и администраторам ролики о восприятии окружающей среды людьми с аутизмом — как они слышат, как видят, почему временами кричат и как себя при этом вести. Для многих это становилось настоящим открытием.

— Дворцовые помещения, наверное, тоже пришлось адаптировать?

— Мы — один из немногих московских музеев, которые до мелочей приспособлены для людей с ограниченными возможностями (кстати, к ним мы относим и посетителей в возрасте «60+», и гостей с детскими колясками). Переходы оснащены пандусами с поручнями, между этажами ходят вместительные лифты, двери двустворчатые. В 2018 году мы открыли в Таврическом зале Большого дворца первую в Москве стационарную «сенсорную комнату» — помещение, где «особые» дети могут отдохнуть от избытка впечатлений. Если они эмоционально перегрузятся, то визит в музей будет испорчен не только для них, но и для окружающих. А суть инклюзии — вовсе не в том, чтобы дать зеленый свет для «особых» и забыть об остальных.

Ловим ускользающий миг

— Легко ли пополнять фонды музея? Наверное, предметов искусства XVIII века сохранилось не так много?

— За экспонатами, помнящими времена Екатерины II, действительно нужно охотиться. Наши хранители ездят за ними в Санкт-Петербург: все-таки экономическим и культурным центром в то время была Северная столица, там больше вероятность что-то разыскать. Одно из самых интересных новых обретений — бюро из мастерской Генриха Гамбса, отделанное красным деревом. Мы боролись за него с ведущими музеями Санкт-Петербурга. Вероятно, оно изготовлено на рубеже XVIII и XIX веков. Аналогичное хранится в Царском Селе.

— У вас какие-то диковинные объекты в парке появились: у Хлебного дома стоит проволочный мамонт, рядом — композиция с аккордеоном…

— Это часть V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена. На ней представлены и объемные композиции, причем не только из тканых материалов. Новация этого сезона — что сильные работы вынесены из пространства музея. Тема этого года — «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения». Мне кажется, она очень философская.

— А что общего у этих инсталляций и подмосковной резиденции Екатерины II?

— Наш музей был создан в 1984 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Основу нашего собрания вообще-то составляют произведения советских художников 1920–1970-х годов — фарфор, стекло, текстиль. И мы эту коллекцию постоянно пополняем. Мы ведь должны музеефицировать и нашу современность, чтобы потом по нашим фондам изучали декоративно-прикладное искусство начала XXI века.

— Если уж совсем углубиться в историю, то первым музеем в Царицыне был краеведческий, существовавший с 1927 по 1937 год. Как вы продолжаете его традицию?

— Есть сообщество краеведов, они к нам приходят, дарят материалы из личных архивов. На сайте у нас есть проект «Старожилы. Частная история Царицына» в жанре цифрового сторителлинга. Каждый месяц мы публикуем историю человека, живущего в этом районе как минимум 50 лет, — скажем, родившегося в Хлебном доме, который с 1918 года и до конца 1970-х был коммуналкой, или в одной из окрестных деревень. Фрагменты текста, записанного нашими сотрудниками, перемежаются старыми фото, отрывками из видеоинтервью с героем, инфографикой. Сначала у местных жителей было настороженное отношение к нашей инициативе, а потом пошла молва от человека к человеку — и люди сами предлагают о них рассказать. Так что история «Царицына», не записанная в путеводителях, тоже становится музейным предметом.

КСТАТИ

Отсчет истории «Царицына» ведется с 1775 года: весной Екатерина II впервые увидела поместье Черная Грязь и, очарованная его красотой, 18 (29) мая приобрела эту землю. Все лето императрица провела там со своим тайным супругом, Григорием Потемкиным, в наскоро выстроенном деревянном дворце. 13 (29) августа 1775 года местность переименовали в «Царицыно». В музее-заповеднике торжества в честь этой даты традиционно назначают на третье воскресенье августа.

ФАКТЫ

«Царицыно» — самое популярное в этом году место культурного досуга. За три месяца, с апреля по июль, более 233 тысяч москвичей ответили на портале «Активный гражданин», где они любят проводить время. На первом месте оказались «Музеи-заповедники и усадьбы» (28,62% голосов), затем — «Театры» (23,29%), «Музеи» (21,17%), «Концертные площадки» (11,73%) и «Выставочные залы и галереи» (11,35%). Также 0,43% опрошенных заявили, что у них есть «Свой вариант ответа», а 3,41% признались, что к учреждениям культуры равнодушны. А среди музеев-заповедников лидирует «Царицыно», обогнав «Коломенское» и «Кусково».

СПРАВКА

Елизавета Фокина родилась 11 мая 1976 года в Перми. Училась в Пермском государственном техническом университете (специальность «Экономика и управление предприятием»), в Западно-Уральском институте экономики и права (на юриста). В 2000 году переехала в Москву. Окончила Московскую высшую школу социальных и экономических наук (факультет менеджмента в сфере культуры) и Академию народного хозяйства при правительстве РФ (квалификация «Культурная политика и менеджмент социокультурных проектов»). В 2013–2016 годах возглавляла объединение «Выставочные залы Москвы» и была исполнительным директором Ассоциации менеджеров культуры. Генеральный директор «Царицына» с 8 апреля 2016 года. Учредитель благотворительного фонда «Искусство быть рядом».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.