Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

На печке далеко не уедешь: возможно ли возвращение статьи за тунеядство в России

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Никита Кологривый в образе Емели из фильма «По щучьему велению» хоть и играет сказочного бездельника, а на работу ходит исправно
Никита Кологривый в образе Емели из фильма «По щучьему велению» хоть и играет сказочного бездельника, а на работу ходит исправно / Фото: PR-служба ВГТРК

Запретить пропаганду безделья предложила председатель общественно-политического движения «Иван Чай» Элина Жгутова. Возможно ли возвращение статьи за тунеядство, выясняла «Вечерняя Москва».

Поводом задуматься для общественников стала деятельность певца Прохора Шаляпина, который активно транслирует в соцсетях «пропаганду празд ности». Жгутова заявила, что любые дискуссии о вреде или пользе лени не несут в себе ничего положительного, поскольку очевидно, что безделье негативно влияет на общество и его развитие. Она назвала праздность «бациллой, которая заразна».

— Я думаю, что инициативу о запрете пропаганды безделья вообще должен поддерживать каждый здравомыслящий человек, тем более родитель. Когда какие-то очевидные вещи становятся предметом дискуссии, вот что тревожит. Важно, что не только подростки на красивую картинку клюют, все! — рассказала СМИ Жгутова.

Одним из главных пропагандистов идеологии праздности она назвала российского артиста Прохора Шаляпина.

— Дети любят кривляться на камеру, эти блогеры, никакого труда. Существуют книги, которые пишет Шаляпин с пропагандой лакшери-жизни, при которой не нужно прилагать усилий. Русский народ верит в сказки, но печь са ма не едет, как показывает практика. Труд всегда был в почете, — добавила Элина Жгутова.

Прохор Шаляпин с критикой не согласился и заявил, что «по-хорошему надо подать в суд на эту гражданку за клевету».

— Это попытка пропиариться за счет публичных людей. Я налогоплательщик и много работаю. Мой образ жизни не противоречит законам, я артист и шоумен. Моя задача — развлекать людей, а не учить их. Я ни к чему никого не призываю, — заявил Прохор Шаляпин.

Певец подчеркнул, что своим успехом обязан только собственному труду. Позже, решив дать оппонентке ироничный ответ на претензию, он выступил в Госдуме перед журналистами с провокационным предложением — сократить рабочий день россиян до минимума и платить им при этом тройную зарплату. По его словам, работать должны роботы, а россияне — кутить, веселиться и петь народные песни.

Кто не работает, тот не ест

И пока общество гадает, является ли предложение Шаляпина злободневной сатирой или просто удачным пиаром, его идея о всеобщем празднике невольно отсылает нас к вековой русской мечте о «чуде» — внезапном решении всех проблем без малейших усилий.

Но насколько эта мечта нова? Чтобы это понять, стоит оглянуться назад и посмотреть, как в разные эпохи наша страна балансировала между культом труда и идеалом благодатной лени, между «раем на печи» и лозунгом «кто не работает, тот не ест». По мнению члена Российского общества «Знание», историка Юлии Шуваловой, кампании против тунеядства имеют в России глубокие исторические корни, уходящие в самые основы национального самосознания.

— Для русского и советского менталитета, как светского, так и церковного, была характерна высокая, можно сказать, сакральная ценность труда, — рассказывает «ВМ» Юлия Шувалова. — Лень, праздность и тунеядство, разумеется, осуждались и пресекались на институциональном уровне.

Историк указывает, что уже в середине XVI века, во времена Стоглавого собора, церковь озаботилась проблемой притворного нищенства.

— В Стоглаве даже есть конкретное распоряжение о централизации выдачи подаяния как мере борьбы с лжеюродивыми, — поясняет Шувалова. — То есть церковь поддерживала истинных подвижников, юродивых Христа ради, но не поощряла тех, кто вводил в заблуждение добрых христиан, паразитируя на их милосердии.

Начиная с XVII века, по словам Юлии, функцию принуждения к труду все активнее берет на себя государство. Яркий пример такого вмешательства приходится как раз на петровскую эпоху.

— При Петре Первом, в 1698 году, был принят декрет о податном сборе со всех сословий. Что значит, те, кто не трудился и не желал платить, могли быть лишены всех прав и свобод и принуждены к работе, — отмечает эксперт. — Это была одна из первых масштабных попыток государства системно решить проблему тунеядства.

Однако более важную роль в жизни общества попрежнему играли церковь и община, чьи установки не просто вошли в «моральный обиход», а скорее определили его.

— Известная поговорка «кто не работает, тот не ест» — это ведь прямая цитата из Второго послания фессалоникийцам апостола Павла, — подмечает эксперт. — А «терпение и труд все перетрут» — указание на важность активной деятельности для решения жизненных задач.

Эти лингвистические реликты, прочно укоренившиеся в народной речи, — не просто пословицы. Они являются отражением глубокой мировоззренческой установки, сформированной веками. Труд в этой парадигме — не просто способ добывания хлеба насущного, это нравственный императив, условие сохранения человеческого достоинства и своего места в общине. Именно поэтому праздность осуждалась не только на бытовом уровне, но и на уровне государственной политики и церковных догматов. Эти фразы формировали трудовую этику целых поколений, создавая культурный код, в котором усердие и старание были высшими добродетелями.

Но здесь же, по мнению историка, кроется и главная историческая трагедия.

— Непонимание разнообразия и ценности разных видов труда в итоге привело к русской революции, — считает Шувалова. — Тяжелый, часто принудительный труд крестьян, сопровождавшийся штрафами и наказаниями, резко контрастировал с «благородными» и не всегда понятными занятиями аристократов, купцов и промышленников.

Этот перекос, как полагает эксперт, ощущается в нашем обществе до сих пор.

— Во многих семьях, в ходе обсуждения качества жизни и внешности известных людей, можно услышать фразу: «Они не перетрудились», — объясняет историк. — То есть обязательный для артистов уход за внешностью и здоровьем не считается трудом. Аналогично творческая и интеллектуальная деятельность также часто считается менее трудозатратной.

Церковь, по словам Шуваловой, демонстрирует более широкий взгляд на труд.

— До сих пор в церкви, при подаче записок о здравии, беременных женщин называют словом «непраздная». Таким образом, церковь приравнивает вынашивание ребенка к активному труду, что очень глубоко и верно, — подчеркивает эксперт.

Какой труд нужен

Историк напоминает, что некоторые русские мыслители подчеркивали и отрицательные стороны труда, если он лишен смысла.

— Николай Гаврилович Чернышевский напоминал, что труд должен быть сообразен силам человека. А Николай Бердяев подчеркивал важность творческого начала в труде, без которого он превращается в рабство и проклятие, — цитирует отечественных мыслителей эксперт.

Подводя черту под историческим экскурсом, Юлия Шувалова формулирует ключевой вывод о фундаментальной роли труда в формировании национального самосознания.

— Труд в России всегда обладал непререкаемой ценностью, однако его восприятие эволюционировало. Сегодня мы наконец приближаемся к пониманию идей Николая Бердяева о творческой, одухотворенной природе труда, — подчеркивает Юлия. — Исторически осмыслить это раньше было невозможно: вплоть до XX века большинство населения находилось в состоянии крепостной зависимости, а в советскую эпоху требовались колоссальные, хотя зачастую и рутинные, трудовые усилия для решения глобальных задач индустриализации и восстановления страны.

Сегодняшняя задача общества, по мнению историка, заключается в том, чтобы предложить новому поколению верные ориентиры.

— Наши дети сейчас находятся в условиях, когда они могут стать лишь созерцателями чужого успеха или созидательно трудиться, равняясь на достойные примеры. В качестве таких ориентиров им нужно предлагать не только образцы прошлого — меценатов и купцов XIX века, выдающихся деятелей науки и культуры XX века, — но и современных создателей собственного бизнеса в наукоемких отраслях и в сельском хозяйстве. Все они должны быть из России как примеры самореализации в рамках «русского мира» — мира труда, творчества и ответственности, — заключает Юлия Шувалова.

Новая этика

Тем временем дискуссия о запрете так называемой пропаганды безделья вышла за рамки общественных обсуждений и достигла кабинетов HR-специалистов, которые ежедневно сталкиваются с изменением трудовых ценностей и поведения сотрудников. Чтобы понять профессиональный взгляд на эту проблему, мы обратились к руководителю агентства по подбору и развитию персонала Гарри Мурадяну.

Так, эксперт убежден, что современная ситуация на рынке труда требует не запретительных мер, а продуманной трансформации управленческих подходов. Речь идет о системной адаптации методов руководства к новым реалиям, где важнейшую роль играет не жесткий контроль, а создание условий для эффективной работы. Ключевыми элементами такой перестройки должны стать развитие эмоционального интеллекта руководителей, пересмотр устаревших корпоративных правил и внедрение гибких схем взаимодействия, основанных на взаимном доверии и ориентации на конкретный результат. Именно такая стратегия позволит организациям не только сохранить продуктивность, но и превратить современные трудовые тенденции в свое конкурентное преимущество.

Так было

В советский период уголовная статья за тунеядство дала жизнь массовому трудоустройству на формальные должности ради соблюдения закона. Многие граждане, включая творческую интеллигенцию, сознательно выбирали низкооплачиваемые и непрестижные профессии с минимальным контролем. Так, Виктор Цой, легенда русского рока, работал кочегаром в котельной. Петр Мамонов, будущий создатель группы «Звуки Му», последовательно примерял роли банщика, лифтера и грузчика. Даже лингвист Константин Бабицкий предпочел работу плотником в Костроме официальной академической карьере.

Этот период «трудового мимикризма» продолжался три десятилетия и завершился лишь в апреле 1991 года с принятием закона «О занятости населения».

МЕРЫ ПРОТИВ ТУНЕЯДСТВА В РАЗНЫХ СТРАНАХ

  • США. Пенсия зависит от трудового стажа. Многие живут на доходы от собственности. Безработные могут получать пособие до 350 долларов в неделю (максимум 26 недель), если проработали не менее трех месяцев и были сокращены.
  • Некоторые страны Африки. В некоторых штатах Нигерии действуют законы шариата, согласно которым за тунеядство предусмотрены телесные наказания (до 30 ударов плетью).
  • Беларусь (2015–2019). Введен «налог на тунеядство»: 20 базовых величин для тех, кто не работал более 183 дней в году. После массовых протестов налог отменили, а средства вернули.
  • Россия. В 2016–2017 годах обсуждались меры против неработающих: предложение Минтруда о сборе для трудоспособных безработных, а также инициатива сенатора о введении административной и уголовной ответственности. Эти идеи не поддержали. Вместо этого приняли Закон о налогообложении самозанятых.

Жаловаться на жизнь теперь стало модным среди молодого поколения. У этого тренда даже есть название — «злостное выгорание». Эксперты в сфере HR утверждают, что молодые сотрудники используют такие жалобы в качестве аргумента для повышения заработной платы: они постоянно ссылаются на усталость и стресс. «Вечерняя Москва» узнала у врача-психиатра, психотерапевта Евгения Фомина, почему у молодежи в России стало модно жаловаться на жизнь.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.