Связь времен над Яузой
Сюжет:
Строим дороги МосквыУже больше года над Яузой парит новый велопешеходный мост. По одну его сторону можно ознакомиться с традициями Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э. Баумана в кирпиче старинных корпусов, по другую — настоящее в стекле и бетоне инновационного кластера.
Этот мост — больше, чем путь из пункта А в Б; это центральная площадь под открытым небом, точка притяжения и общения молодежи. Он стал знаковым элементом научно-образовательного кластера МГТУ, выполняя одновременно транспортную, социальную и символическую функции. Архитектурный облик моста отражает современный подход к созданию городской среды, где инфраструктурные объекты становятся полноценными общественными пространствами.
Мост между эпохами
Новая переправа через Яузу, по мнению москвоведа Александра Васькина, стала символическим «мостом между прошлым и будущим». Она связывает старинное Лефортово, чья история восходит к петровским временам, с кампусом МГТУ имени Н.Э. Баумана.
— Университет, основанный в 1830 году как Императорское техническое училище, является «кузницей русских ученых», давшей стране таких гигантов, как Шухов, Туполев и Королев, — объясняет Александр Васькин. — Вот и получается, что новый мост — это физическое воплощение связи богатого исторического наследия с современными технологиями.
Эксперт подчеркивает, что сооружение органично вписано в городской контекст.
— Район старый, а архитектура не просто новая — внеземная, — рассказывает москвовед, отмечая, что футуристический облик моста-ленты Мебиуса не кажется здесь чужеродным.
Васькин также указывает на «второе рождение» самой Яузы, берега которой в XIX веке были заняты промышленностью, а теперь стали рекреационной зоной. Многофункциональность объекта — сочетание транспортной связи, амфитеатра и велодорожки — делает его, по словам москвоведа, «ярким проектом», который преображает городскую среду настоящего, опираясь на прошлое.
Прямой путь к знаниям
Велопешеходный мост через Яузу построили не просто для красоты — у него была важная миссия, при проектировании ставилась задача соединить два берега, разделенные рекой, и создать прямое сообщение между корпусами легендарной Бауманки.
Мост задумали как многофункциональное пространство для жизни. Здесь и удобные пандусы для маломобильных горожан, и широкая велодорожка, и главная «фишка» — просторный амфитеатр прямо над водой. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, эта смотровая площадка была создана, чтобы стать местом встреч и точкой притяжения для студентов вуза и жителей района. В итоге получился не просто транспортный узел, а настоящий общественный центр под открытым небом, где можно учиться, работать или просто отдыхать.
Задумывали этот мост как настоящую визитную карточку нового кампуса Бауманки, и получилось у архитекторов действительно новаторски! Вместо обычной переправы — изящная стальная лента длиной в футбольное поле — 243 метра, которая сама по себе становится точкой притяжения. Широкие пятиметровые дорожки четко разделяют потоки: здесь нет суеты, пешеходы спокойно гуляют, а велосипедисты свободно проезжают мимо. И вот в самом широком месте моста вас ждет настоящий подарок — уютный амфитеатр, нависающий над водой. Это идеальное место, чтобы на полчаса отложить учебники, присесть на скамью из теплой лиственницы и просто наблюдать, как неторопливо течет Яуза.
Вдохновлялись создатели и природой, и самой сутью Бауманки. Плавные изгибы моста вторят изгибам реки, а стеклянные павильоны лестниц, похожие на хрустальные кристаллы, — это прямой намек на научные изыскания и точные формулы. Но главная «фишка» ждет на подходах: спуск со стороны общежитий закручен в знаменитую ленту Мебиуса. Хитрый математический символ бесконечности как бы намекает: путь познания бесконечен, а дорога в альма-матер может быть по-настоящему удобной и красивой.
— Пешеходные мосты сближают людей. И буквально с первых дней своего существования становятся неотъемлемой частью архитектурного облика Москвы, превращая обычные прогулки в увлекательное путешествие, наполненное романтикой и очарованием, — подчеркнул ранее мэр Москвы Сергей Собянин.
Палочка-выручалочка для студентов
Пока легкий осенний ветерок играет разноцветными листьями на синей велодорожке, студенты МГТУ имени Н.Э. Баумана спешат на пары. Всего два года назад эту картину здесь невозможно было представить — там, где сейчас изящная стальная лента плавно перекинулась через Яузу, студентам университета приходилось совершать 20-минутный крюк.
— Я как раз из тех, кто застал время «до» и «после», — делится студентка МГТУ Полина Волкова, присевшая на деревянные ступени амфитеатра. — Раньше дорога из общежития напоминала квест, а теперь — это буквально несколько минут по самому красивому маршруту в кампусе. Между парами мы тут встречаемся с одногруппниками — кто-то перекусывает, кто-то обсуждает проект. А недавно даже наблюдала, как художники устроили здесь пленэр — прямо над водой!
Рядом плавно замедляет ход велосипедист в спортивной экипировке. Это москвич Андрей Калинин, и он уже год пользуется новым удобным маршрутом.
— Для меня этот мост — лучший подарок велосипедистам! Раньше объезжать этот участок по набережным было сущим мучением — постоянные спуски-подъемы и светофоры, — вспоминает Андрей. — Ближайший мост — Рубцов — красивый, конечно, но состоит целиком из ступенек и таскать через него велосипед — сомнительное удовольствие.
Калинин подчеркивает, что сам живет в соседнем Лефортово, и в сезон любит пользоваться этим маршрутом, чтобы быстро и с пользой для здоровья добираться до работы.
— Зона амфитеатра — моя любимая, — признается велосипедист. — Здесь можно сбавить скорость, посмотреть на реку и «помедитировать», даже не слезая с седла. Это та самая городская инфраструктура, которая не просто существует, а реально делает жизнь москвичей удобнее каждый день.
Тут же спешит на занятия девушка, прижимая к груди ноутбук и конспекты.
— Этот мост для нас — настоящая палочка-выручалочка, — на ходу подмечает студентка МГТУ Алина Загирова. — Учеба в Бауманке требует строгого графика, каждая минута на счету. Но случаются и досадные мелочи как сегодня: впопыхах забыла в общежитии конспекты и зарядку для ноутбука. Раньше это означало бы стопроцентное опоздание на пару, а теперь — всего лишь пятнадцатиминутная прогулка туда и обратно. Невероятно экономит время и нервы!
Инфраструктура, которая сближает
Строительство нового моста у МГТУ имени Н.Э. Баумана — это закономерный шаг в рамках масштабной и последовательной программы развития транспортной инфраструктуры Москвы. Ее ключевой фокус — создание комфортной и современной среды для пешеходов и велосипедистов, жителей и гостей столицы. Работа в этом направлении ведется планомерно. Начиная с 2011 года, в городе было возведено 37 автомобильных мостов и пять пешеходных.
«Город продолжает развивать пешеходную коммуникацию между районами. В планах до конца 2027 года — строительство еще нескольких пешеходных мостов, в том числе двух велопешеходных в Мневниковской пойме. Первый займет свое место между Мневниковской поймой и живописным парком Фили. Второй разместят в створе Проектируемого проезда № 1074 до Островной улицы», — рассказал руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы, входящего в Комплекс градостроительной политики и строительства столицы, Василий Десятков.