Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Григорий Антипенко: Сейчас гораздо важнее не веселить зрителей, а ставить перед ними серьезные вопросы

Общество
Григорий Антипенко в моноспектакле «Старик и море» Театра имени Евгения Вахтангова
Григорий Антипенко в моноспектакле «Старик и море» Театра имени Евгения Вахтангова / Фото: Артур Новосильцев /АГН «Москва»

Премьерой моноспектакля «Старик и море» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова отметил свой 51-й день рождения актер Григорий Антипенко. «Вечерняя Москва» побеседовала с актером.

Говоря о постановке «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя, Григорий Антипенко затрагивает вовсе не театральные темы.

— Григорий, какие у вас отношения с писателем Хемингуэем?

— Я люблю этого автора, всех его персонажей. Это вопрос становления моей личности. Так совпало, что именно он мне попался под руку, когда мне было лет 16. Я его взахлеб перечитал практически всего. «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!», «И восходит солнце (Фиеста)» — не помню, с чего начал… Это было впервые в моей жизни, когда без пауз я прочел всего писателя. Он пишет не от головы, а от сердца. Пишет просто. Без мудреных полетов мысли. В этом смысле «Старик и море» — его вершина.

Эта работа — очередное чудо в моей жизни. Я верующий человек. Бог в жизни всегда с нами разговаривает через ситуации, события, случайности. Надо научиться его слышать. У меня был запрос: что делать? Возник «Старик и море». Перечитав произведение, я усомнился, что это возможно будет поставить. Потом я спросил: кто (с каким бы режиссером я хотел поработать)? Возник Павел Сафонов. Он согласился, и я попросил его поискать материал. Павел принес «Старика и море». Не сговариваясь, мы выбрали одно и то же. Этот спектакль, если хотите, результат моего диалога с Богом.

— Как вы считаете, почему Хемингуэй простого рыбака наделил такой вселенской философией?

— Начнем с того, что он не просто рыбак. У этого героя есть реальный прототип. Это был вполне значимый человек: физически сильный, удачливый, наделенный от Бога многими талантами. В какой-то момент у всех людей в жизни наступает время, когда удача и благосклонность мира заканчиваются. В конечном итоге старость отнимает почти все, чем человек жил раньше. И тогда встают вопросы: а что дальше и зачем вообще все это было? Собственно, история об этом. Не про риск, не про самоутверждение, не про победы. Хотя старик живет этими воспоминаниями. Но он дошел до абсолютной простоты в миропонимании, что, конечно, помогает идти дальше, но не отвечает на вопрос — зачем.

— Хемингуэй заставляет старика молиться...

— Да. Но он это делает, предлагая как бы сделку Богу: хорошо, я прочту молитвы, а ты мне помоги. Но ведь так это не работает.

— А как тогда?

— Для меня лично, как верующего человека, ответ очевиден. Весь смысл жизни — на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»: наш земной путь — это возвращение к Отцу, то есть к Богу. Если человек это понимает, то вопросов, почему и за что, не возникает. Господь призывает задуматься. Я видел, как умирают люди, у которых есть понимание, для чего и почему. Они умирают с улыбкой на лице. И видел, как умирают не понявшие: их лицо искажено страхом. Думаю, в этой повести Хемингуэй поставил свой личный вопрос, с которым он в конечном итоге и ушел.

— Покончил жизнь самоубийством.

— Да, так трагически. Это страшнейший грех. Человек взял на себя право закончить жизнь, которую ему подарили. Это его выбор. У меня нет среди людей кумиров, но, очевидно, для человека такого масштаба это не лучший уход из жизни. То, за что я люблю этого писателя, его талант, — это от Бога. И он свой талант отработал. Надеюсь, за эту отработку Господь простил его.

— Кстати, сегодня у вас в репертуаре два спектакля, и второй, «Обещание на рассвете» — по произведению Романа Гари, который тоже застрелился.

— Да. Мне почему-то даются такие авторы… У Гари тоже все было в жизни. Казалось бы — живи и радуйся. Но он, вероятно, тоже не смог ответить на главный вопрос. По большому счету, думаю, они оба не смогли поверить в Бога и принять его.

— Что мешает найти ответы?

— Гордыня и тщеславие. Возникает антитеза: я и Бог. Человеку сложно допустить, что все, чего он добился в жизни, случилось по воле Божьей. Он не может принять, что все его достижения — это не про него лично, а про Бога и талант, который Он в него вложил.

— И все-таки Хемингуэй неслучайно сделал своего героя рыбаком. Ведь рыбалка — это про тишину и созерцание, про отношения с миром.

— Апостол Петр тоже был рыбак, только по призванию Христа бросил это дело и пошел ловить «человеков». Надо вовремя услышать, куда тебя зовут. Я в детстве сам был рыбаком, мечтал поймать свою, как в повести, рыбу... В своем взрослении человек повторяет становление всего человечества, начиная от каменного топора. А потом, глядишь, и вы доросли до Веры!

— А вы сейчас на каком этапе?

— А я сейчас с Богом. И пытаюсь остаться самим собой. Очень сложно быть свидетелем глобального помешательства и сохранить веру в нужность того, что ты делаешь. Мы все сейчас проходим очень важный этап очищения. И важно не потерять веру. У меня лично нет никаких иллюзий: война идет за души людей, и мы пока не готовы меняться для того, чтобы победить. Несмотря на все реальные победы на фронте. В мирной жизни ничего не поменялось. Даже наоборот: веселье стало безудержнее! Людям в большинстве своем не приходит в голову, что от их сознательного выбора в мирной жизни зависит, когда все закончится там, на фронте. Еще год назад я думал, что сейчас пришло время людей отвлекать. И был даже спектакль, который я с этим намерением выбрал и поставил. Но я ошибался. Задавать серьезные вопросы зрителям сейчас значительно важнее. Сейчас не время смеяться, а время задуматься.

— В каком фильме мы увидим Антипенко завтра?

— Ни в каком. За последние 15 лет я не пожалел ни об одном из своих отказов от съемок. У нас нет кинематографа как искусства. Мне посчастливилось — я пересмотрел почти всю мировую классику, фильмов 800. У нас прекрасные режиссеры-технари, но нет режиссеров-художников. Кинематографисты сегодня просто зарабатывают деньги. Мне это неинтересно. Для меня моя профессия — это мир, в котором я хочу жить и умирать. Я не ставлю себе задачу обогатиться.

— А что случилось? Раньше вы, помнится, участвовали в самых разных проектах.

— Раньше мне не был 51 год. Сегодня я пришел к вопросу: зачем? Вопрос страшноватый, потому что он обнуляет все старания человека за прожитую жизнь. Вот, например, вы мечтали построить дом. Самим пожить, детям оставить. Построили. А ваши дети передерутся за него после вас. Никто туда не приедет, там все порастет крапивой… Это уместно по отношению к любому делу.

— Вы альпинист, не раз покоряли горы высотой более 7000 метров. Зачем вам это?

— Начнем с того, что я не хожу, когда меня не пускают.

— Кто?

— Господь.

— Как вы это понимаете?

— Задаю вопрос и получаю ответ.

— Поднимаете голову к небу, спрашиваете: «Что мне делать?» или...

— Если вы хотите понять технику этого процесса, то это не поддается рациональному объяснению. Могу посоветовать в моменты выбора, трудной ситуации прежде всего помолчать. Успокойтесь. Подождите. Сбавьте обороты. Устройте в своей жизни тишину. Чтобы не было раздражителей, дурацких звуков... И слушайте. Каждый человек получает подсказки.

— В Москве это тяжело — огромный мегаполис, который всегда «на ушах».

— Я знаю. Я москвич. Это мой город, и я тоже устаю от его шума… Такой тишины, как в горах, нет нигде в мире! Ни комарика, ни ручейка, ни птички — на определенных высотах нет ничего. Даже слышно, как снежинки падают. Это молитвенная тишина.

— Вы заметили, что источником шума сегодня все чаще выступают сами люди?

— Вы тоже обратили внимание? Столько слов! Говорят, говорят... Скажу больше: за высказываниями людей сегодня очень редко, лично для меня, просматривается элементарная способность думать. Хочется всем сказать: помолчите! Давайте соберемся с мыслями в тишине. Отстранимся от этой бессмыслицы. Вы же видите, что происходит… Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Кто эти люди, которые так громко гоняют на машинах, мотоциклах? Что с ними случилось? Скольким они портят жизнь! Они не понимают, что за это придется платить? Я всем желаю счастья, но человек должен быть готов нести ответственность за то, что разрушает пространство, божественную гармонию вокруг себя.

— Какая последняя взятая вами вершина?

— Этим летом я со вторым сыном Ваней ходил на Эльбрус. Это невысокая гора, но и непростая. Нас не пустили выше 4700 метров. Мы послушались. А есть люди, которые не хотят слышать, что им говорят, какие подсказки Господь им дает. Хорошо, если покалеченные вернутся. Я видел в горах людей, которые из-за своего бараньего упорства идут, несмотря ни на что! Видел обмороженные до черноты пальцы, носы. Знаю, что из-за таких самонадеянных погибают спасатели. Любая трагедия, где бы то ни было, по большому счету возникает от неспособности или нежелания слушать и слышать Бога. Все те же гордыня и тщеславие.

— Вам всегда удается сохранять чуткость к Богу?

— Один раз, помню, ослушался. Были такие явные подсказки, которые нельзя пропускать. Но я тогда подумал, что мне показалось, что справлюсь. Как итог — сорвался, пролетел. Полгода потом пришлось восстанавливаться.

— Вы так увлеченно говорите о Хемингуэе, размышляете о его судьбе. А если зритель не готов задуматься и не примет вашего спектакля?

— Я это почувствую. У меня хороший слух. В детстве говорили — абсолютный. И я чутко отслеживаю реакцию зрителя внутри спектакля. Если ему это станет неинтересно, я просто не буду это играть. Но при всем при этом я точно не готов идти за зрителем, если уровень его запроса будет ниже моих устремлений. Своровал, всех обманул, в конце в Мексиканском заливе искупался — такие истории со счастливым концом мне неинтересны.

— Почему?

— Потому что так не бывает. Хемингуэй очень близко подошел к этому пониманию. Хотя жил в безбожное время, когда люди ради технического прогресса с легкостью отказались от Бога. По большому счету поэтому мы и получили 1917 год. Мы все, наши предки, разрушали храмы. За это мы платим и сегодня. Вы думаете, почему войны — Гражданская, Великая Отечественная, сегодняшняя? Не только потому, что нас в который раз пытаются нивелировать. Нет. Если Господь попустил вой ну, значит, это испытание для нас. И разбираться надо прежде всего с самими собой. Пока в мирной жизни принципиально ничего не поменялось. Наши ребята ежеминутно кровь льют на фронте, а на условных Патриарших прудах по-прежнему гуляет Воланд, и люди отрываются, как в последний раз… Такие страшные события — это всегда следствие бездуховности. Уверен, что большая часть общества это понимает. К счастью, не все так печально, как иногда кажется. И финальный вердикт выносит Бог, а не человек.

В ТЕАТРЕ ИМ. ЕВГ. ВАХТАНГОВА ЗРИТЕЛИ ВИДЕЛИ ГРИГОРИЯ АНТИПЕНКО В СПЕКТАКЛЯХ

  • Медея: Ясон;
  • Отелло: Отелло;
  • Улыбнись нам, Господи: «Палестинец»;
  • Севильский цирюльник: Альмавива;
  • Обещание на рассвете: Гари.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.