Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Вслед засолнечным зайчиком

Общество
Жители Магаса празднуют Новый год возле елки, установленной рядом с башней Согласия
Жители Магаса празднуют Новый год возле елки, установленной рядом с башней Согласия / Фото: Ingushetia.ru

Многие народы Северного Кавказа относительно недавно имели иные традиции и обычаи встречи Нового года, которые были связаны с очередным циклом жизни.

Сейчас народы Северного Кавказа исповедуют в основном ислам, реже христианство. Однако так было не всегда. Кавказ, как, наверное, и все регионы мира, прошел этап становления, включавший в себя различные национальные верования, то есть региональные формы язычества. Языческое мировосприятие оставило свой большой отпечаток в древней и средневековой архитектуре, быте и традициях. Был среди обычаев и связанный со встречей Нового года.

Световой день увеличился

Султан Мерешков, писатель и известный в Ингушетии этнограф-краевед, отмечает, что ингуши Новый год встречали в первый день после зимнего солнцестояния.

— По-ингушски это звучит «малх цIабулар» (I — единственная не кириллическая буква ингушского алфавита, используется для придания согласным жесткости. — «ВМ») и переводится как «возвращение солнца домой». К этому празднику жрец и его помощники готовились целый месяц. 21, 22 и 23 декабря они проводили в храме Мят-Сели на Столовой горе (по-ингушски Мят-лоам, самая высокая гора из доступных для восхождения в Ингушетии, 3003 метра. — «ВМ»). Следили за солнцем и караулили «зайчика» — солнечный луч, который проскакивал через специальное отверстие в потолке храма. В короткие дни 21-го, особенно 22-го, а также 23 декабря этот солнечный зайчик был самым маленьким за год. И во время восхода 24 декабря след солнца начинал перемещаться в сторону увеличения световой части суток, — рассказывает краевед.

И тогда, по словам Мерешкова, жрец посылал во все ущелья, в которых жили ингуши, своих помощников с вестью о том, что завтра утром люди должны собраться возле величественного храма Тхаба-Ерды. Народ собирался от мала до велика.

— И вот этот жрец, как написано в трудах этнографа Башира Далгата, произносил молитву, которую повторяли все остальные. Наверное, в 1895 году, будучи студентом, Башир Далгат приехал к нам с большим опросником по традициям, обычаям, обычному праву. И в Чечне был, и в Ингушетии. Текст молитвы сохранился благодаря Далгату, который записал ее со слов стариков, которые еще сами все это видели, — говорит Мерешков. — Тогда весь фольклор и традиции передавались изустно, ингушская письменность официально утвердилась с первым выпуском газеты «Сердало» 1 мая 1923 года.

Летели хлеба

Султан Мерешков объясняет, что слова молитвы, которую произносил жрец, можно пересказать по-русски примерно так: с зимним солнцестоянием все живое обновляется и возрождается вновь, и потому празднование Нового года именно в это время имеет общенациональное и сакральное значение.

— Люди на празднование приносили жертвенные хлебцы — «божолга: треугольные, круглые, в виде человечков — из хорошей муки, печеные или жареные, — объясняет Мерешков. — И наступала кульминация. С небольшой высоты бросали эти хлебцы, и только дети могли их собирать. А потом они вместе с девушками шли, как сказали бы по-русски, колядовать. Девушки держали в руках деревянную фигуру, которая называлась «къом». Она была украшена дорогими разноцветными материями. Маленькие дети и девушки шли по дворам, исполняя песенку-колядку: «Къом идет с миром, пусть отец будет с миром, пусть мать будет с миром, сестра, страна будет с миром, народ будет с миром...»

А взрослые в это время устраивали пир. Он сопровождался и распитием слабоалкогольных напитков — пили брагу, пиво, медовуху, которые варили сами. На стол также ставили лучшие блюда, которыми хвастались хозяйки. Старших обслуживали — подливали, приносили, ухаживали — естественно, младшие. Не обходилось и без танцев.

— По словам моего отца, его бабушка в семилетнем возрасте участвовала в этом празднике. Она была примерно 1870 года рождения, — поясняет краевед Мерешков.

Начало большого цикла

По словам нашего эксперта, с Нового года, как и во всех культурах и календарях, начинался очередной цикл жизни. У ингушей праздник и первый месяц назывался Наджгоанцхой (или Гоанцхой).

— Все, что связано с Новым годом, для ингушей было свято, ибо здесь было не только практическое определение времени, но и сакральное содержание всех языческих праздников и святых дней — «деза денош». По различным аспектам жизни: свадьба, рождение, смерть, а также семейно-бытовые, межтайповые отношения, связанные с ними обряды исполнялись под руководством жреца — ЦIай-саг, ЦIув, ЦIена саг. Все вопросы по определению времени наступления языческих праздников и торжеств, новолуния, весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, времени закладки боевых башен и других важных дат решали жрецы, — отмечает Мерешков.

Эксперт дополняет, что они ведали всей общественной жизнью народа, и ингушский календарь в их руках (а точнее, в их памяти) играл важнейшую роль. Обладая прекрасной памятью, служители языческого культа регулировали взаимоотношения между жителями, в том числе выступали посредниками при различных спорах и конфликтах, начиная от семейных раздоров и до смертоубийства.

— Жрецы были уважаемыми в обществе людьми. Их решения не подвергались сомнению. Последним языческим жрецом в Ингушетии был Хаутиев Элмарз–хаджи (Хаутиева относят к неверифицированным долгожителям, нет никаких подтверждающих документов о его рождении, но получается, что годы его жизни 1766–1923. — «ВМ»), который в возрасте 124 лет принял ислам, а потом дважды посетил Мекку. Хаутиев владел несколькими языками соседних народов. Его они часто приглашали к себе в качестве арбитра для разрешения споров и конфликтов, — говорит Мерешков.

По его словам, ингушское летоисчисление, как и у многих народов, было напрямую связано с солнцем, его движением по орбите, изменениями долготы светового дня, а также ночи, временами года: зима, весна, лето, осень. Вместе с тем «обновление» времени, «возвращение солнца домой» ассоциировалось у ингушей также с обновлением и пробуждением живой природы и Вселенной.

— По представлениям ингушей-язычников «Даьла дошо малх» («Божье золотое солнце») — центр мироздания и источник жизни, а его возвращение в лоно считалось благодатью извечной, — отмечает Мерешков. — На этом природном и астрономическом явлении и было основано празднование ингушами начала нового года 25 декабря.

А как жили соседи?

Многие адыги Северного Кавказа до сих пор отмечают Новый год, как их предки, 21 и 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Большой удачей считается найти черную курицу с белым пером. До сих пор кабардинцы специально держат таких кур, а 21 декабря готовят из них разные блюда. Также пекут круглые лепешки, символизирующие солнце. Самые популярные блюда — манты, гусь потерски, отварное мясо и индюшатина.

Балкарцы Новый год отмечают как по мусульманской традиции, так и по европейской.

На столе — разные блюда из баранины, хычины. Также в Кабардино-Балкарии население устраивает богатые новогодние застолья с обилием самых разнообразных блюд и сладких угощений. В Карачаево-Черкесии похожие традиции. Согласно поверьям черкесов, Новый год — это лучшее время для добрых дел, поэтому в республике в конце декабря и начале января проходит множество благотворительных акций.

В Дагестане, как и во многих других регионах России, Новый год отмечают с семьями и друзьями. Люди готовятся к этому празднику заранее, украшают дома и елки, настраиваются на праздничный лад. Традиционно в новогоднюю ночь готовят богатый стол с разнообразными блюдами и напитками. В домах зажигаются огни, раздаются звуки салютов. Улицы городов Дагестана наполняются праздником.

ИЗ ИСТОРИИ

71-летний Магомед Джамурзиев в ингушской одежде очень напоминает Деда Мороза. Волшебника в народе называют «ГIор Дади». Он появился после установления советской властью традиции праздновать Новый год.

СПРАВКА

Средневековый христианский храм в горной Ингушетии Тхаба-Ерды был построен грузинами для ингушей в VIII веке в надежде, что те примут христианскую веру и она закрепится у них. Но сложилось иначе. Через несколько поколений большинство семей, исповедовавших христианство, вернулись в язычество. Тхаба-Ерды — один из самых древних храмов на территории современной России, объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.