Люди-магниты: опасно для жизни
По сути, это настоящий музей находок, сделанный внутри организмов юных пациентов в разные годы. Почти каждый день он пополняется новыми экспонатами. Чего тут только нет – строительные и мебельные болты, кнопки, булавки, пуговицы, сережки, заколки и даже карандаши, проглоченные целиком… Безусловный лидер – монеты. Если собрать их все вместе, получится объемный клад. Но в последнее время ситуация стремительно меняется…
Подробно рассмотреть уникальную коллекцию довелось, пока я поджидала заведующего отделением Юрия Недумова. Его срочно вызывали в операционную – привезли годовалого малыша, который, по словам мамы, проглотил рубль. «Ну вот, я опять при деньгах, - Юрий Николаевич показывает мне извлеченную только что денежку. – Но, видите, обманули – не рубль, а 50 копеек!» Пока мы рассматриваем находку, из операционной привозят малыша – он постепенно отходит от наркоза и вот уже жалобно плачет на руках у мамы. «Ну что, будете еще деньгами питаться?» – строго интересуется Юрий Николаевич. «Нет, честное слово, больше не будем», - и мама плачет вместе с малышом – от радости и пережитого волнения.
Съедобное-несъедобное
«50 копеек – это не та сумма, за которой вы полезете под диван, - говорит Юрий Недумов. – А ребенок полезет с удовольствием. И обязательно запихнет монету себе в рот – с познавательными целями». Бывает, в желудке ребенка обнаруживаются целые копилки с монетами разных достоинств. Как-то привезли малыша с бабушкой, которая сообщила, что он проглотил 5 рублей. А на снимке – четыре монеты. После операции выяснилось, что это три монеты по рублю и одна – два рубля. «А что, в сумме-то пять», - оправдывалась бабушка…
За годы работы в Детской Тушинской больнице Юрию Недумову с коллегами доводилось извлекать из желудков, трахей, кишечников, плевры маленьких пациентов самые неожиданные вещи. Порой на снимке их невозможно идентифицировать. Однажды увидели в просвете подвздошной кишки непонятное образование – оно причиняло ребенку невыносимые боли. В результате разрастания этой ткани образовалась кишечная непроходимость. Предположили, что это опухоль. Стали оперировать. Оказалось, разбухшая строительная пена. Пока родители возились с утеплением балкона, малыш наглотался этой дряни. Удалять её пришлось более пяти часов…
Бывает, мама потеряет сережку или кольцо, поищет и забудет. А потом у ребенка начинаются острые боли в животе. Вот тогда его и привозят сюда, в Детскую Тушинскую, и ювелирное изделие находится. В коллекции Недумова множество сережек и одно кольцо с большим синим камнем, похожим на аметист. «Можно открывать ювелирный салон», - шутит он. Однажды даже попалось золотое кольцо с бриллиантом, и это был единственный предмет, который пришлось вернуть. «Обычно мы находки не возвращаем, а сдаем в наш импровизированный музей», - говорит Юрий Николаевич. По этому поводу однажды случился скандал. Четырехлетний ребенок проглотил монету в 10 рублей, потому что не хотел возвращать её родителям. И, когда её извлекли, потребовал у Юрия Николаевича отдать назад его собственность. Пришлось доктору открыть кошелек и подарить сердитому пациенту две монеты по пять рублей – в обмен на обещание, что он их глотать не будет.
Почти детектив
Истории, которые здесь можно услышать, вполне могли бы стать основой причудливых детективных сюжетов. 7-летняя девочка имела странную привычку заглатывать собственные волосы. В желудке они превратились в огромный валенок, который мешал нормальной работе всего желудочно-кишечного тракта. Сейчас этот волосяной спрут хранится в трехлитровой банке. 16-сантиметровый карандаш заставила проглотить своего маленького брата старшая сестра, придав ему позу шпагоглотателя. Три месяца предмет лежал в желудке, пока не провалился в плевральную полость. Развилась угрожающая жизни пневмония. Металлический болт годовалый малыш откручивал от своей кроватки ночью, когда родители безмятежно спали. Кроватка стала падать и ребенок со страху болт проглотил. Когда родители стали чинить кроватку, болта не нашли. Решили показать малыша врачу, и пропажа тут же «всплыла». Двухмесячный ребенок проглотил соску от бутылочки и она застряла в пищеводе, четырехлетний малыш - оперблок от компьютера, а трехлетняя девочка наглоталась батареек.
Некоторые находки вызывают особенное удивление. Скажем, открытая английская булавка в желудке у 8-месячного малыша или острая рыбья кость в трахее 10-месячного ребенка. А уж как удалось годовалому ребенку проглотить целиком замок от почтового ящика и куда смотрели взрослые – вообще загадка.
«Вообще в девяти из десяти случаев инородные тела выходят из организма естественным путем, - говорит Юрий Недумов. – Поэтому паниковать не стоит. Однако, если вы хватились каких-то предметов, лучше обратиться к врачу и сделать снимки, убедившись, что они не внутри вашего ребенка». Если даже тот или иной предмет был проглочен вашим отпрыском, это вовсе не значит, что его тут же потащат на операционный стол. Если, скажем, пуговица или денежка не очень большая, скорее всего, она выйдет через 2-3 дня, и врач предложит вам дать малышу касторки и поискать её в горшке. Операцию приходится делать лишь в том случае, если предмет прочно застрял и выходить наружу не собирается.
Однако есть случаи, когда промедление смерти подобно. В первую очередь это касается магнитов. Опаснее всего, если малыш проглотил два или более магнитов с перерывом в час или два. Попадая поочередно в различные части желудочно-кишечного тракта, они продолжают взаимодействовать друг с другом и фактически разносят организм изнутри. Начинается перитонит, от которого можно погибнуть за считанные часы. По своим последствиям попадание в организм магнитов смертельно опасно, и если вовремя не извлечь эти предметы, то ребенок, скорее всего, умрет в страшных муках. «Именно это, кстати, в свое время произошло с Пушкиным, - говорит Юрий Николаевич. - Характер его ранения был аналогичным, и погиб великий поэт потому, что в то время не умели делать операций, какие научились делать сейчас».
Пока еще не поздно
Подобная ситуация высоко травматична. При попадании металлических шариков в кишечник и желудок образуются дырки, и, чтобы зашить такие «пробоины», приходится делать большие разрезы. После подобных вмешательств ребенку требуется длительная реабилитация. Глядя на крошечные шарики в руке у доктора Недумова, вообразить трудно, что они могут наделать столь страшных дел и даже убить малыша. А ведь в последнее время таких операций приходится делать всё больше. Стол Недумова завален подобными находками – их просто некогда вешать на стенд. По словам Юрия Николаевича, в стране идет настоящая магнитная эпидемия, и многих детей приходится буквально вытаскивать с того света.
Двухлетний Ваня лежит в реанимации Детской Тушинской после тяжелейшей операции по извлечению целой гирлянды таких шариков. Еще подключенный к аппаратуре искусственной вентиляции легких, он уже пришел в сознание и начинает общаться с посетителями. «Болит животик?» - «Уже нет», - отвечает малыш, а стоящая рядом мама плачет навзрыд. Она и не думала, что подаренный накануне магнитный конструктор попадет не в руки, а в рот её малышу.
Сегодня магнитные конструкторы пользуются повышенной популярностью. Многие заботливые мамы и папы покупают своему чаду эту «развивающую» игрушку, даже не догадываясь о последствиях. «Эти конструкторы – страшная беда, - говорит Юрий Николаевич. – То, что мы пока не потеряли ни одного маленького пациента, съевшего такие шарики, - большое везение, но риск огромен». Доктор Недумов полагает, что продажу таких игрушек, которые едут к нам из Китая, необходимо запретить законодательно – как запрещено продавать детям сигареты или водку. «Это страшнее яда, - считает он. – Детские хирурги хором кричат об этом, однако магнитные игрушки лежат на всех прилавках, а родители продолжают их активно покупать. Остановитесь, пока ваш малыш еще жив!»