Голод премиум-класса
Мир принадлежит худым — таков суровый девиз времени. И именно это начертано на знамени, реющем над армией худеющих. Безусловно, лишний вес — проблема, и серьезная. Но попытка избавиться от него породила проблему едва ли не более серьезную — масштабный и порой безмерно жесткий и жестокий бизнес.
Главными источниками средств для предпринимателей становятся звезды, для которых хорошая физическая форма — залог успешной карьеры. Именно поэтому они не только испытывают на себе все новинки, сколько бы они ни стоили, но и своим примером вдохновляют на их приобретение миллионы простых людей, превращая таким образом новинку в тренд. К примеру, в США ежегодный доход отрасли составляет не менее 200 миллиардов долларов. Аналогичный оборот средств в России точно не подсчитан, но американскому он явно не уступает, а то и превышает его.
Одним из новейших трендов индустрии похудения стало паломничество в изолированные отели и санатории, «религией» которых является здоровое похудение, а «жрецами» — доктора и массажисты. Новое веяние пришлось по душе и российским звездам, которые предпочитают худеть, отгородившись от всего мира в подмосковных отелях. В один из таких мы отправились накануне — ознакомиться с услугами и прейскурантом.
Дворец для худеющих
…Огромные хрустальные люстры, мягкие ковры ручной работы, залы таких размеров — хоть бал устраивай! Девушки на входе улыбчиво-вежливы, а горничные — незаметны, впрочем, как и полагается во всех приличных домах от Лондона до Жуковки или Барвихи…
И все-таки этот подмосковный дворец — особенный. Его двери открыты для всех, кто мечтает похудеть. А точнее, для тех из них, у кого есть на это деньги.
Менеджер Ольга Дундар встречает меня и ведет к тренажерному залу — гордости загородного отеля для худеющих.
— Знаете, экстремальное похудение на таблетках и прочих препаратах уже не модно, — по пути рассказывает она. — У нас в отеле разработана уникальная методика, с помощью которой клиенты худеют естественным путем, отказавшись от соблазнов внешнего мира и без вреда для здоровья.
Отказаться от соблазнов в отеле нетрудно: одних свежевыжатых соков здесь более пятнадцати видов. Тех, кому противопоказаны соки, во время разгрузочных дней «кормят» овощными отварами. Их тут чуть более тридцати разновидностей, не говоря уж об отдельном меню с травяными чаями и кислородными коктейлями.
Методику уже оценили Валерий Меладзе, Ева Польна, Анита Цой и Виктория Боня. Солидным послужным списком администрация гордится, и даже постоянство клиентов, по их мнению, не должно никого смущать:
— Помимо похудения, у нас есть множество методик очищения, — отвечает Ольга. — После приобретения фигуры мечты наши клиенты приезжают к нам просто очиститься и поддержать эффект.
Уникальная методика здесь стоит от 60 000 рублей в неделю. Кроме нее, в эту стоимость входят проживание, специально разработанное детокс-меню, консультации врача и прекрасный вид из окон на фонтаны и собственное озеро.
— Особенность нашего метода в том, что человек не напрягается, — рассказывает Ольга. — Ему не нужно потеть в тренажерном зале и голодать. Это очень удобно для наших вечно занятых клиентов.
Тренажеры в отеле, конечно, есть. Но заниматься на них не трудно, а наоборот — даже приятно. Ольга открывает дверь тренажерного зала. Я ахаю и отхожу подальше: впечатление, что я попала в центр подготовки космонавтов. Вокруг — огромные пластиковые коробки, скафандры и провода.
— Это один из любимейших нашими клиентами тренажер «Гипокси», — рассказывает Ольга, подводя меня к одной из таких коробок.
Суть тренажера в воздействии вакуума, который ускоряет расщепление жира. На человека надевают специальный «скафандр», создающий вакуумную прослойку внутри, сажают в коробку и закрывают крышку. Внутри капсулы расположены педали велотренажера или дорожка для медленной ходьбы. Для того чтобы быстро похудеть, нужно создать хотя бы иллюзию движения. Для тех, у кого с иллюзиями, равно как и с самим движением, не очень хорошо, есть специальный «Гипокси» — с кроватью. Человек ложится, надевает костюм, который все делает за него: сжимаясь и разжимаясь, заставляет мышцы работать и тратить калории.
Без усилий, но с результатом
Главное требование, которое предъявляют богатые клиенты к похудению, — эффективно и без усилий. Эффект в санатории достигается в том числе и за счет того, что крышка иллюзорного холодильника всегда закрыта: доступа к соблазнам вроде кусочка пирога или лишней порции жареной картошки здесь нет. Питание, как в армии, по расписанию: завтрак, обед, полдник, ужин. Есть приходится что дают. К слову, это совсем не трудно: диетическую пищу подают на красивой посуде, изысканно сервируют, поэтому мозг с удовольствием обманывает желудок: кажется, что нет ничего вкуснее трех листочков салата с бальзамическим соусом, сервированных лимоном и морской капустой.
Кроме тренажеров, доктора прописывают клиентам колонотерапию в комплексе со специальными массажами для очищения организма и озонированный бассейн для поддержания упругости в тканях мышц.
— Мне тут некогда скучать, день расписан здесь буквально по минутам! — рассказывает, с гордостью демонстрируя висящие на животе старые джинсы, одна из клиенток — бизнесвумен Виктория Альцева. — С утра у меня скандинавская ходьба, завтрак, потом — тренажеры, массажи, обед, баня, занятия с психологами...
К слову, психологическим тренингам в центре отведен отдельный блок. На них слушателям рассказывают, что еда — это наслаждение вкусом, а не средство от скуки, учат воспринимать пищу как дополнение к жизни и некоторым другим заповедям худеющих.
За неделю такой изолированной умственно-физической перезагрузки клиентам обещают потерю до 4–6 килограммов веса. Нетрудно посчитать, что каждый сброшенный килограмм обходится адепту «здорового похудения» примерно в 10 000 рублей.
«Отвесьте мне десять кило, пожалуйста»
Годовой оборот российского рынка wellness-индустрии агентство Magram MR оценивает в 300–350 миллионов долларов, то есть около 9 миллиардов рублей. А оборот одних только фармсредств для похудения за 2012 год, по данным аналитиков фармацевтического рынка компании DSM Group, составил порядка 5,8 миллиарда рублей. При этом главная особенность российского рынка — он продолжает стабильно расти, несмотря на и так фантастические цифры.
— Прогнозируют, что за два-три года один только московский рынок вырастет на 30–40 процентов, — говорит диетолог Юлия Бастригина, специалист в области диеты по генотипу. — Для сравнения: оборот немецкого рынка составляет 13,1 миллиарда долларов. Точная оценка оборота индустрии похудения вряд ли возможна из-за множества сопряженных с ней продуктов и услуг. Начиная от «калькуляторов калорий» в Интернете, книг, лекарств и заканчивая услугами специалистов СПА, пластических хирургов, эндокринологов, диетологов, психиатров и, разумеется, ужасающего количества жуликов, желающих нажиться на стремлении людей к стройности.
Самой большой популярностью в России пользуются средства для похудения, которые обещают сразу помочь сбросить лишний вес «быстро и дешево»: съешь таблетку — и похудеешь.
— Но в реальности они, как правило, дороги и крайне вредны для здоровья, женского — в особенности, — уверяет диетолог. — К ним относятся, например, дешевые китайские подделки, содержащие субитрамин (специальное средство для снижения аппетита — Прим. ред.) и слабительное, продающиеся задорого под видом чудодейственных растительных препаратов.
Тон задают звезды
Кроме китайских чудо-средств первую строчку в топе популярнейших средств для похудения в России занимают разрекламированные звездами диеты из Интернета.
— Последние годы упорно эксплуатируется низкоуглеводная диета в разных чтениях (она же диета Аткинса, Кремлевская, Дюкана), — рассказывает Юлия Бастригина. — Книжка Дюкана «Я не умею худеть» вышла тиражом 10 миллионов экземпляров. Сколько раз ее перепечатывали и тиражировали в Интернете, сказать сложно. При этом даже на легальных копиях (!!!) этой книги издатели заработали более 100 миллионов долларов.
На втором месте по популярности — клиники, предоставляющие услуги специалистов НЛП, то есть адептов нейролингвистического программирования — особой методики, «меняющей и программирующей» сознание. В таких клиниках каждый потерянный килограмм обойдется дешевле, чем в отеле: всего 230 рублей, зато работают только «оптом»: от 10 кило и выше, при этом гарантии результатов никто не дает.
— Работники этих клиник называют себя диетологами, хотя никакого отношения к науке о питании не имеют вовсе, — уверяет Юлия Бастригина. — В лучшем случае, они являются психиатрами, в худшем — средней руки психологами.
А психология, как известно, материя тонкая…
— Вы же понимаете, что эффект от психофизического тренинга у всех проявляется по-разному, — воззвал к моему разуму Николай Ковальцов, администратор одной из таких клиник, куда я позвонила, чтобы уточнить гарантии. — Но в случае стойкого сопротивления организма второй курс тренингов мы проведем для вас со скидкой!
А бюджетнее?
Третье место в российской индустрии похудения занимают самостоятельные попытки людей вести здоровый образ жизни: покупка абонемента в фитнес-клуб, обращение к профессиональной диетологической помощи. Этот тренд относится к модному направлению «здоровое похудение». И по прогнозам диетологов, сейчас именно он набирает все большую популярность в связи с разочарованиями россиян в фармакологических средствах. Единственное, что останавливает сограждан на пути здорового и естественного похудения — трудозатраты. Призыв похудеть за полгода с помощью спорта и диеты пока проигрывает в привлекательности упомянутому выше лозунгу: «Быстро и дешево!»
Именно поэтому в России до сих пор популярны такие методы, как липосакция или операция по бандажированию желудка (бандажирование — один из способов хирургического лечения ожирения, заключающийся в наложении бандажа на верхний отдел желудка. В результате желудок уменьшается в размере, происходит эффект быстрого насыщения, человек меньше ест, вследствие чего потребление калорий снижается).
Возможно, они и не очень дешевы (бандажирование — 100–150 тысяч рублей, липосакция — от 50 000 рублей), зато быстры и эффективны.
Результат на лице и на других частях тела можно увидеть уже на следующий день после операции.
— Операции по бандажированию желудка — типично российская «фишка», — рассказывает медсестра одной из клиник Юлия Огарева. — На Западе такие операции уже давно перестали делать из-за популярности «здорового похудения». А у нас в клинику запись на бандажирование ведется на несколько месяцев вперед.
Возвращаться, чтобы… остаться
Как видно, индустрия похудения — действительно огромный многосоставный бизнес, внутри и около которого крутятся большие деньги.
Но, как и любой бизнес, он должен сам себя поддерживать и развиваться.
По словам бизнес-аналитика Вадима Панчикова, раскрутка человека на деньги — основной принцип функционирования этого бизнеса.
— Понимаете, таблетки дают временный эффект, спорт эффективен только при постоянном посещении фитнес-клуба, липосакцию тоже нужно повторять через полгода. Нетрудно сделать вывод, что если бы существовало какое-то чудодейственное средство, которое действительно могло бы помочь похудеть раз и навсегда, то вся эта индустрия давно рухнула бы как карточный домик, сколько бы это средство ни стоило. Следовательно, такого средства нет и не будет, потому что выпускать в продажу его просто невыгодно.
И правда, как было бы хорошо, только представьте — волшебная таблетка стройности решила бы все проблемы, и тема эпидемии ожирения жителей планеты давно осталась бы в прошлом…
Вместо послесловия
…Виктория Альцева звонит из подмосковного санатория мужу и просит встретить ее и отвезти «шопиться». Ей срочно нужно сменить гардероб — старые платья и брюки стали велики.
— А получится ли у Вас дома соблюдать такой же строгий режим так, как это было тут? И заменять каждый раз пиццу свежеевыжатым соком? — спрашиваю у нее.
Виктория смотрит на меня, сияя:
— Я постараюсь. Не поверите, но здесь у меня действительно мозги встали на место. Во всяком случае, по словам других девочек, этого «эффекта» в реальной жизни на полгода точно должно хватить! А там и повторим...
СПРАВКА
Еще одним популярным способом заработать деньги на стремлении похудеть стал бизнес по созданию диетических ресторанов. В США, где около трети людей страдают ожирением, низкокалорийные рестораны пользуются бешеным успехом. Самая известная ресторанная сеть, специализирующаяся на низкокалорийном питании, — «Seasons 52». Каждое из блюд, входящих в состав меню, содержит не более 475 калорий. Кроме того, «диетическое меню» стало появляться не только в специализированных местах общественного питания, но и в популярных ресторанах быстрого питания. По словам аналитиков, только за прошлый год количество диетических кафе увеличилось на шесть процентов, и, по их прогнозам, в ближайшие годы эта цифра будет стабильно расти.
ОБ АВТОРЕ
Виктория Филатова — корреспондент отдела «Спецвыпусков», специализируется на вопросах моды и красоты.