Не только для студентов. Столичные вузы на пути к вершинам рейтинга
На повышение конкурентоспособности наших вузов скоро будет выделено 9 миллиардов рублей. Такую информацию озвучил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Меры эти своевременные, поскольку регулярно публикуемые рейтинги пока не очень радуют. Хотя и полностью провальными назвать их тоже нельзя. Российские вузы, согласно данным британской компании Quacquarelli Symonds, продолжают держаться в твердых «середняках».
Московские лидеры
Академиям, институтам и университетам пришлось пройти жесткий конкурсный отбор. Лучших из лучших выбирали по шести основным параметрам: репутация, цитируемость научных работ сотрудников, соотношение числа преподавателей и студентов, карьерный успех выпускников и численность иностранных преподавателей и студентов. Из 18 вузов, попавших в этот «чарт» - семь столичных: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МГИМО, МФТИ, РУДН, НИУ ВШЭ и РЭУ им. Плеханова.
Московсий госуниверситет стал стодвадцатым в этом списке, просев на четыре пункта по сравнению с предыдущим годом. Однако общая тенденция пока складывается положительная. Особенно, если учесть, что до 2010 года российские вузы вообще не рассматривались международными экспертами. Сейчас в академическом сообществе уверены - упрочить позиции нашей высшей школы на международной арене поможет принятие всеми университетами специальных программ развития, на реализацию которых и направлены премьерские миллиарды.
- Это инструмент, активно способствующий расширению и развитию сетевого взаимодействия вуза со всеми участниками академического процесса, помимо «профессуры» и «школяров»: государством, обществом, бизнес-сообществом, - считают сами ученые.
Популярная экономика
Никаких достижений не может быть без популяризации науки. Чем активно занимались накануне преподаватели из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). В парке Горького они провели очередной «день Вышки».
- Не важно, кто ты - аспирант, студент или просто прохожий. Все приходят сюда, чтобы вместе повеселиться, - рассказала «ВМ» первокурсница Леся Пономаренко.
На традиционном мероприятии все желающие могли поиграть в КВН, поучаствовать в строительстве корабля и прослушать интересные и познавательные лекции (далее...).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Берулава, зампред комитета Госдумы по образованию:
- Российское высшее образование в мире не на самом плохом счету. Поэтому я считаю, что дело в необъективной оценке наших вузов за рубежом. Мне кажется что раньше, когда мировые организации подводили итоги работы высших учебных заведений, в этой работе большую роль играла политика. И сейчас, думаю, на результаты влияют те же самые факторы. У нас в стране вузы сегодня находятся на подъеме и темпы их развития усиливаются. Я надеюсь, что в будущем они займут лучшие места в мировых рейтингах - для этого объективно есть все предпосылки.
Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров:
- Глобальные рейтинги важны не сами по себе, это не медаль, чтобы ею гордиться. Глобальный рейтинг – это важный инструмент международного маркетинга, привлечения зарубежных студентов, заказов на фундаментальные и прикладные научные исследования. Международный академический рынок оценивается многими экспертами не менее чем в 100 млрд долларов, при этом Россия занимает на нем менее 0,1%. И значимое упущение здесь – длительное отсутствие академического взаимодействия. Для нас важно сохранить и даже увеличить сложившуюся позитивную динамику. Безусловно, ей будет способствовать принятие всеми вузами программ развития, включающих в качестве обязательного элемента блок повышения международной конкурентоспособности.
Максим Братерский, заведующий кафедрой Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики:
- Есть два момента, есть ли нам чем гордиться, и то, как составляются рейтинги, и какие факторы в них играют роль. Весьма важное место в рейтингах занимают такие вещи, как: сколько Нобелевских лауреатов работает в вашем вузе. Вы знаете хоть одного лауреата, который бы работал в российском вузе? Очень важный фактор – успех выпускников. И это очень разумно.
Спрашивается, сколько составляет средняя стартовая заработная плата выпускника. Но это зависит не столько от вуза, сколько от состояния экономики. Одно дело, если человек выходит на работу в Нью-Йорке, другое если в Москве, хотя столица не в проигрышном варианте. А если это Томск? Какая там средняя заработная плата выпускника?
Третий момент – это публикации в научных журналах. На самом деле, мир разделен на два типа академических журналов. Есть американские и все остальные. Практически, никакого способа опубликоваться в американском журнале для русского исследователя нет. Не потому что они нас не любят. Просто наш способ мысли отличается от принятой там системы. У нас другая проблематика, другая система доказательств.
Евгений Бурый, профессор МГТУ им. Баумана:
- Те методы преподавания, которые были сформированы с начала прошлого века и во время войны, и после войны, они признаны в мировом масштабе. МГТУ в свое время получил диплом за уникальный русский метод обучения, в основе лежит сочетание практических занятий с изучением теоретических дисциплин. Это никуда не делось. Но при том объеме капиталовложений, которые мы имели последние 20 лет, и при таком отношении к преподавательскому составу, рассчитывать на высокие рейтинги невозможно. Потом, многие вещи сильно изменились. Например, общение ученых. Всем нужно знать английский язык. Я работал в Берлинском университете, там студенты совершенно спокойно переключались с немецкого языка на английский. Мы тратим колоссальное количество сил на то, чтобы оформить грант. Это отнимает силы, но не способствует тому, чтобы мы сделали что-то новое.