Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

«Самый строгий и самый добрый» Патриарх Тихон

Общество

...1917 год. Революция празднует свой триумф. Но церковные стены ещё крепки и сдерживают натиск — должно пройти время, прежде чем большевики почувствуют себя сильными настолько, чтобы выступить против земной обители самого Бога. В эти не самые простые для Церкви дни Патриарх Тихон и был призван к высочайшему служению — чтобы защитить Престол Божий от сатанинских орд, от раскола, от приспособленчества и в конечном счёте — от гибели...

ПРОТОРЕННЫМ ПУТЕМ

Василий — так будущий святитель был наречён во крещении, родился 19 января (по новому стилю 1 февраля) 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника Иоанна Тимофеевича Беллавина. В семейных преданиях сохранилась история о вещем сне отца Иоанна — как явилась ему мать, бабушка Василия, и рассказала о судьбе своих внуков — всех троих. Что один из них заживёт жизнью обычной, другой умрёт в молодости, а третий будет велик...

С девяти лет Василий пошёл по проторённому отцом пути, поступив в Торопецкое духовное училище. И в 1878 году, по окончании, — в Псковскую духовную семинарию. Любопытно, что там ему дали прозвище «Архиерей». А сокурсники по Санкт-Петербургской духовной Академии (он окончил её в 1888 году), называли «Патриархом» — за рассудительность и мудрость, того не ведая, что пророчествуют... Константин Израсцов, впоследствии протопресвитер, миссионер в Южной Америке, так говорил о нём: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».

Жизнь Василия происходила стремительно. В 1888 году он преподаёт основное, догматическое и нравственное богословие в Псковской духовной семинарии, а уже в 1891-м пострижен в монашество с именем Тихон — в честь святителя Тихона Задонского. Спустя неделю рукоположен в иеромонаха, а в 1892-м назначен инспектором Холмской духовной семинарии (Варшавской епархии). Спустя пять лет, на 33-м году жизни, совершилась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. За сим последовала Америка, где будущего Патриарха ожидали Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада и Аляска. Пришлось изучать местный язык и традиции коренных народов. Результат его служения оценить нетрудно: сегодня Святитель Тихон - один из самых почитаемых святых православной Америки.

Тем временем в России он был возведен в сан архиепископа, и в 1907 году переведён на Ярославскую, а затем, в 1914 — Виленскую кафедру. Вскоре началась война, и появились непредвиденные заботы. Пришлось эвакуировать в Москву мощи виленских мучеников, заботиться о беженцах. Бывал Тихон и на фронте, за что награжден орденом. Он собственноручно сохранил одну из святынь русской Церкви — Жировицкую икону Божией Матери (впоследствии возвращённую в Жировицкий монастырь). В 1917 году, после роспуска Святейшего Синода, Тихон получает назначение на Московскую кафедру и начинает подготовку Поместного Собора, который не собирался уже более двухсот лет...

«ГОДИНА ГНЕВА БОЖИЯ»

Собор открылся в день Успения Божией Матери. Почетным председателем стал старейший митрополит Киевский Владимир, а действующим — святитель Тихон, возведенный перед этим в сан митрополита. И он же избран Патриархом всея Руси — решении о возобновлении патриаршества было принято на Соборе в результате горячих дискуссий. Его называли «самым умным, самым строгим и самым добрым» из кандидатов (были предложены еще apхиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Тихона.

Православный народ любил своего Патриарха. Если тот приезжал служить в какой-либо из городов, встречали всем миров. Да так, что на время его пребывания вовсе прекращали работу. Когда правительство отказалось предоставить Тихону купе для поездки в Петербург, железнодорожные рабочие прицепили к поезду целый вагон, чтобы ему и сопровождающим его лицам было удобно...

Перед Тихоном стояла сложная задача. Ему предстояло выстроить отношения с безбожной властью — найти компромисс, чтобы, не предавая Божиих заповедей, народ русский всё же имел церковное общение. Именно этим объясняется его порой необъяснимая, непоследовательная позиция. В своём первом обращении к пастве Патриарх охарактеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия», призвал верующих на защиту Церкви; «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...»

«ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ ОТ БОГА»

После обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской Лавры и Почаевской Лавры Патриарх выпустил послание, известное, как «анафематствование Советской власти», где выступил против разрушения храмов и захвата церковного имущества. Он призывал большевиков опомниться, отлучил от Церкви всех «творящих беззакония» и запретил христианам вступать с ними в общение.

При этом Тихон предпочитал диалог, а не противление. Он говорил: «...всякая власть от Бога допущенная привлекла бы наше благословение...», но только в одном случае — если бы власть эта служила народу. Власть же большевиков состояла из слуг сатаны, потому и послание Патриарха к ней заканчивалась вполне понятным предостережением: «...А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами пролитая, и от меча погибнете вы сами, взявшие меч».

Народ православный он призвал к покаянию, к духовному, молитвенному подвигу: «противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага». Служителям же Церкви напоминал, что они «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов».

ЗОЛОТО ДЛЯ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Заработав обвинение в пособничестве белому движению и контрреволюции, Тихон был заключен под домашний арест. Освободили только после того, как в ответном письме в Совнарком он заявил, что никаких воззваний «о свержении советской власти» не подписывал: «Что многим мероприятиям народных правителей я не сочувствую и не могу сочувствовать, как служитель Христовых начал, этого я не скрываю и о сем открыто писал в обращении к Народным Комиссарам перед празднованием годовщины Октябрьской революции, но тогда же и столь же откровенно я заявил, что не наше дело судить о земной власти, Богом допущенной, а тем более предпринимать действия, направленные к ее низвержению. Наш долг лишь указать на отступления людские от великих Христовых заветов, любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и ненависти, и звать всех ко Христу».

В 1919 году наркомат издал постановление об организации вскрытия мощей и их ликвидации во всероссийском масштабе. Стали массово закрываться монастыри. Не пожалели и национальную святыню — Троице-Сергиеву Лавру с хранящимися в ней мощами Сергия Радонежского. Начались открытые гонения на веру.

Патриарха вновь подвергли домашнему аресту, освободив лишь в сентябре 1921 года. Когда в Поволжье начался голод, Тихон обратился к государственным властям — предложил для голодающих средства «в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления». ЦК Помгола одобрил это предложение. Но уже в 1922 году появился декрет об изъятии церковных ценностей, добровольное пожертвование церковного имущества было заменено ограблением православных храмов и монастырей России. «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» - писал по этому поводу товарищ Ленин.

В письме вождя определялись программные цели партии в отношениях с Церковью на ближайшее десятилетие: устранить институт Церкви, ликвидировать сословие духовенства, найти золото для мировой революции.

«ПУСТЬ ПОГИБНЕТ МОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ»

Расстрелы и суды над «церковниками» прокатились по всей России. Патриарх Тихон опять был заключён под домашний арест. А в мае 1922 года к нему на Троицкое подворье явились три священника — лидеры «Инициативной группы прогрессивного духовенства», и потребовали оставить патриарший престол. Временно поставив во главе церковного управления митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), Тихон официально известил об этом Председателя ВЦИК М. И. Калинина, но от престола не отрекся. Было объявлено о создании нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Русской Церкви, а Патриарха заточили в Донской монастырь, в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. Посещения не допускались, служить было запрещено. Конвоиры, которые стерегли Святителя, так отзывались о нём: «Всем хорош старик, только вот молится долго по ночам. Не задремлешь с ним».

В газетах ежедневно печатают разгромные статьи, обличающие Патриарха в «контрреволюционной деятельности», а православный люд в расколе — «тихоновщине». От архиереев потребовали, чтобы те подчинились ВЦУ. И в 1923 году проходит обновленческий «Собор», где Тихона «единогласно» лишают сана и даже монашества. Он пишет известное заявление в Верховный Суд РСФСР - «… я отныне советской власти не враг». Для многих это — признак слабости, компромисс ради обретения свободы, для него же — возможность ещё немного послужить Церкви: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза»... Святителя Тихона перевели из внутренней тюрьмы ГПУ в Донской монастырь, следственное дело было прекращено постановлением Политбюро ЦК РКП(б).

Широко распространилась история о том, как на следующий день после освобождения из тюрьмы Тихон поехал на Лазаревское кладбище, где хоронили старца отца Алексея Мечева.

«…Вы конечно слышали, что меня лишили сана, но Господь привел меня здесь с вами помолиться…», – сказал собравшимся Патриарх, и был встречен с восторгом. Сбылось предсказание отца Алексея: «Когда я умру, вам будет большая радость»...

Началось возвращение обновленческих приходов в юрисдикцию Патриарха. Архиереи и священники во множестве приносили покаяние, и он с радостью принимал их и даже приглашал служить с собой вместе. Его дверь всегда была открыта для всех. Но 9 декабря 1924 года её открыли ключом. Вошли два человека. Встретивший их келейник Святейшего Патриарха Яков Анисимович Полозов был убит в упор тремя выстрелами... Тихон тяжело пережил эту смерть, понимая, для кого предназначались пули. Со словами «он будет лежать здесь», указал место рядом со стеной храма в Донском монастыре, и себя завещал похоронить рядом, по другую сторону того же храма.

На Рождество Христово 25 декабря 1925 года он написал завещание, указав трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей смерти, и вскоре после этого был помещен в больницу на Остоженке, напротив Зачатьевского монастыря. Когда начался Великий Пост, все главные службы старался проводить в Церкви. Последнюю свою литургию Святитель совершил в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. 25 марта (7 апреля по н.с.), в День Благовещения, он спросил: «Который час?» и, получив ответ, отчего-то обрадовался: «Ну, слава Богу»... Три раза повторил «Слава Тебе, Господи!», дважды перекрестился и тихо отошел ко Господу.

Прощание состоялось 30 марта (12 апреля по н.с.) в Донском монастыре, куда поместили гроб с телом Патриарха. Мимо него по приблизительным подсчётам прошло около одного миллиона человек. Свидетельница похорон, анонимно издавшая свои воспоминания, писала: «Двери собора были открыты настежь, т. ч. не поместившимся внутри его и стоявшим впереди было слышно богослужение, а пение доносилось и дальше. От вторивших ему передних рядов оно перекатывалось в задние, и пела вся многотысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление».

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом РПЦЗ. 9 октября 1989 года канонизирован Архиерейским Собором РПЦ; стоит во главе Собора Новомучеников и исповедников Российских. 19 февраля 1992 года, совершенно случайно, при восстановительных работах после пожара в Малом Соборе Донского монастыря были обретены его святые мощи.

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ:

- Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви.

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ПОЛЬСКИЙ:

- Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы - делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, Это исключительно безукоризненная святая личность.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.