Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Святитель Димитрий Ростовский. Великий «дух Четьи-Минеи»

Общество

«НЕ Я ЛИ ТЕБЯ ИЗБРАЛ?»

Будущий святитель родился в местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата в декабре 1651 года. Звали его Даниил и был он достойным сыном своего отца сотника Саввы Григорьевича Тунталы и супруги его Марии. Надо сказать, что Савва Григорьевич до самых седин — а прожил он более ста лет, нёс бремя воинской службы. Переехав в Киев, воцерковился: был в должности ктитора Кирилловой обители, где впоследствии возлег на вечный покой вместе со своей супругой.

Даниил же поступил в Братское училище при Богоявленской церкви (ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией), где показывал большие успехи. Но проучился он только три года. Вскоре училище было закрыто поляками, овладевшими Киевом в результате долгого противостояния. Даниилу тогда едва исполнилось восемнадцать. И спустя еще три года — в 1668-м он принял постриг с именем Димитрий, в той самой Кирилловой обители, где лежали его отец и мать, а настоятелем был бывший ректор Братского училища Мелетий Дзик.

В 1669-м Димитрия, несмотря на молодость, рукоположили в иеродиакона, а спустя шесть лет — в иеромонаха. Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович взял его с собой в епархию, где имел нужду в проповедниках слова Божия в борьбе с латинянами. В течение двух лет Димитрий занимал должность проповедника при кафедре Черниговской, при этом используя не столько слово, сколько собственный свой пример. Сон, записанный им в дневнике примерно в это время, говорит о том, насколько строгую жизнь вёл молодой монах: «...показалось мне, будто стою в алтаре перед престолом: Преосвященный архиерей сидит в креслах, а мы все около престола, готовясь к служению, нечто читаем. Вдруг Владыка на меня прогневался и начал сильно мне выговаривать; слова его (я хорошо их помню) были таковы: «Не я ли тебя выбрал, не я ли тебе нарек имя? оставил брата Павла диакона и прочих приходящих, а тебя выбрал?» Во гневе своем он произнес и другие слова, для меня полезные, которых, однако, не помню; ни сии хорошо мне памятны.

Я низко кланялся Преосвященному и, обещаясь исправиться (чего, однако же и поныне не делаю), просил прощения — и удостоился оного. Простив меня, он дозволил мне поцеловать его руку и начал ласково со много говорить, повелевая мне готовиться к служению. Тогда опять стал я на своем месте, разогнул служебник, но и в нем тотчас нашел те же самые слова, какими Преосвященный делал мне выговор, написанные большими буквами: «Не я ли тебя избрал?» и прочее, как прежде сказано.

С великим ужасом и удивлением читал я в то время сии слова, и доныне помню их твердо. Пробудясь от сна, я много удивлялся виденному и доселе, при воспоминании, удивляюсь и думаю, что в оном видении, чрез особу Преосвященного архиепископа, меня вразумлял сам Создатель мой. При этом я спрашивал и о Павле: не было ли когда такого диакона? Ни не мог найти его нигде, ни в Чернигове, ни в Киеве, ни по другим монастырям, и доныне не знаю: был ли или есть ли теперь где в моем отечестве Павел диакон? Бог знает, что значит Павел диакон? О Господи мой! устрой о мне вещь по Твоему благому и премилосердному изволению на спасение души моей грешной».

Слава пастыря быстро разлетелась по Малороссии и Литве. Многие обители хотели воспользоваться его духовных назиданием, привлекающим толпы паломников, и Димитрий начал странствовать, иногда задерживаясь в том или ином монастыре, где была в нем надобность особая.
Он несколько лет путешествовал по Украине, год прожил в Преображенском монастыре в Слуцке, где был братским проповедником. Вспоминая потом о странствиях своих из монастыря в монастырь Димитрий записал в дневнике: «Бог знает, где и мне суждено положить свою голову!»

ТРУДЫ УЧЁНЫЕ

Пожив два года в Крупецком Николаевском монастыре, в 1681 году святитель был возведён в сан игумена Свято-Спасского монастыря в Чернигове. После чего получил назначение игуменом в Батуринский Николаевский монастырь. Но вскоре отказался от высокого чина ради учёных занятий, оставаясь при этом в монастыре. 23 апреля 1684 года он переехал в Киево-Печерскую Лавру, где получил послушание составлять жития святых.

Труды эти продолжались 20 лет. Святитель успел составить четыре сборника житий (наиболее известный, в четырёх книгах, - «Четьи-Минеи»). А кроме того, находил время для писания проповедей, драм, стихов и даже пьес. Академик Д.С. Лихачев называл его «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». В работе Димитрий пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками — словом, всем накопленным в этой области опытом.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, уступающий по популярности среди верующих разве что самому Евангелию. Достоевский писал: «...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются…

Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное». (Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»).

Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для Пушкина, который на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака создал образ юродивого в трагедии «Борис Годунов». А неоконченная поэма «Монах» основана на житии Иоанна Новгородского.

«СЕ ПОКОЙ МОЙ»

В 1697 году святитель был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году - настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь. После того, как Киевская митрополия перешла из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского, Димитрий переезжает в Москву. 23 марта 1701 года состоялась его хиротония во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.

В 1702 году указом Петра I святителя Димитрия определили в Ростовскую митрополию. И вскоре после прибытия в епархию и молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря, он определил там место своего погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века»...
Скончался он через семь лет — в 1709-м, 8 ноября (по н.с.), через день после своего тезоименитства.

Во гроб святителя положили черновики его незаконченных произведений, а над гробом, вопреки монастырскому приказу устроить каменный склеп, соорудили деревянный сруб. Его нетленные мощи были обретены в 1752 году, после чего, как и предполагалось в самом начале, для мощей была устроена каменная гробница. Позднее Елизавета Петровна велела изготовить серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку в 1763 году присутствовала уже Екатерина II.

Когда история об обретении мощей ушла в народ, ко гробу потянулись паломники. И сразу же из уст в уста стали передаваться рассказы об исцелениях. Официальная канонизация святителя Димитрия произошла спустя четыре года. 1 апреля 1757 года — в первый день Пасхи, состоялось его прославление в лике святых. Он — первый, кто был канонизирован в синодальный период, и единственный, прославленный в XVIII веке.
К святому Димитрию Ростовскому обращаются с просьбами о заступничестве в нужде, о защите вдов и сирот, о помощи в поступлении и получении образования.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О святителю Димитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Святитель Димитрий

Колонка диакона Сергия Зверева.

На 10 ноября по церковному календарю приходится день памяти выдающегося собирателя и редактора (агиографа) житий святых, известного проповедника и выдающегося аскета святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. Трудам и воле этого святого мы обязаны собранием житий святых. 

Святитель происходил из шляхетской украинской семьи. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 17 лет принял монашество, в 24 — рукоположен во иеромонаха. В период жизни, предшествующей архиерейству, был настоятелем ряда монастырей в Киеве и Чернигове. (подробнее)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.