Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Нормандский излом. Традиция возвышения роли операции "Оверлорд" началась с легкой руки Рональда Рейгана

Общество
6 июня 1944 года. Пляж "Омаха" в Нормандии. За несколько минут до высадки
6 июня 1944 года. Пляж «Омаха» в Нормандии. За несколько минут до высадки / Фото: Wikipedia
Мировые лидеры съезжаются на запад Франции, чтобы отметить 70-ю годовщину «высадки в Нормандии». Для англо-американцев это, без сомнения, главная дата Второй мировой войны. Однако сегодня к мутировавшей исторической значимости этого события примешивается еще и спекулятивный политический подтекст.

Интересный факт: первые три юбилея операции «Оверлорд» американские президенты проигнорировали. Дуайт Эйзенхауэр, 6 июня 1944 года руководивший вторжением, спустя десять лет предпочел остаться в загородной резиденции. Линдон Джонсон после убийства Джона Кеннеди обещал не покидать США в течение года. Ричард Никсон находился в апогее Уотергейтского скандала – уже через два месяца ему придется подать в отставку.

«Нормандский миф» возник с легкой руки Рональда Рейгана. Старик был пиарщиком от Бога (или от черта?): в 1984-м он захватил с собой во Францию многочисленную делегацию ветеранов. Со своим известным актерским мастерством он произнес проникновенную речь («Эти мальчики, которые штурмовали скалы Нормандии» и т.п.). Сделанные тогда фотографии были использованы в предвыборной кампании Рейгана и помогли ему остаться в Белом доме на второй срок.

С тех пор президенты США считают доброй традицией участие в юбилейных мероприятиях, посвященных «Дню Д» (так в Америке и Англии чаще всего именуется высадка в Нормандии). Клинтон в 1994-м, Буш-младший в 2004-м, Обама – в 2014-м. Из-за всенепременного присутствия американских лидеров масштаб праздника заметно вырос. Но куда более важно, на Западе изменилась оценка самой военно-морской операции.

Если пролистать свежие газеты, буквально сразу бросается в глаза, что «высадка в Нормандии» – «день, изменивший судьбу народов», «переломный момент войны с Гитлером», «неоспоримое условие освобождения Европы». Оголтелые консервативные издания подают операцию «Оверлорд» даже как «единственную панацею от большевизации континента». Не будем, пожалуй, спорить о последнем суждении, но и считать «День Д» этакой точкой невозврата для фашисткой Германии – в корне неверно.

Это ясно каждому, кто хотя бы приблизительно помнит карты советско-германских фронтов к июню 1944 года. Перелом в войне давно уже стал объективной реальностью. Полтора года как сгорела в сталинградском котле армия Паулюса, почти год назад разбиты на Курской дуге хваленые «тигры», форсирован Днепр, освобождены Киев и три четверти Украины.

Более того, спустя две недели на ширине в 1100 километров начнется операция «Багратион». Это будет крупнейшая военная операция в истории по числу задействованных людских ресурсов, авиации и бронетехники. К концу августа Красная Армия, оставив позади 600 километров, выйдет под стены Варшавы. К этому моменту англо-американские союзники продвинутся «всего» на 200 километров.

Впрочем, помимо преувеличения роли операции «Оверлорд» в разгроме фашизма, со временем произошло также ее идеологическое переосмысление. Дело в том, что послевоенная Западная Европа более всего опасалась повторения глобального кровавого сценария. Политики постарались выработать механизмы коллегиального решения будущих угроз. В 1948 году в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представители 18 стран обсуждали различные способы сближения. Итогом стало образование Совета Европы. Через десять лет возникли Европейское экономическое сообщество и Европейский парламент. Путь к конфедерации, под бдительным оком Вашингтона, набирал ход…

Но политическое объединение, подобное Евросоюзу, никогда не стало бы возможным, если бы не удалось привить европейцам якобы общую для них евро-атлантическую идентичность. В том числе с помощью переосмысления связующих их исторических артефактов. И, конечно же, никак нельзя было исключить из этого процесса старейших обитателей континента – немцев или итальянцев, по стечению обстоятельств, ставших поджигателями Второй мировой.

И вот здесь мы наблюдаем интересную метаморфозу: сегодня уже никто не удивляется, что германские канцлеры – обязательные участники мероприятий, посвященных победам англо-американцев над гитлеровцами. Равно как и тому, что выступления приглашенных чиновников содержат почтительные обороты в адрес «храбрых германских солдат».

В этом году «гвоздь» нормандской программы – Петр Порошенко. Но точно так же никого не смущает, что совсем недавно на избирательном участке, отвечая на нацистско-бандеровское приветствие «Слава героям», прозвучавшее из толпы, он не колеблясь, отсалютовал: «Героям слава!» Напротив, решение пригласить в Нормандию Петра Порошенко нашло полную поддержку в западных СМИ: оно подается как некий аванс или, может быть даже, входной билет в европейскую семью.

Парадокс в том, что именно сейчас за ширмой публичного единства скрывается настоящее торжество еврофобии. Оппозиционные силы, ратующие против интеграции, добились внушительных успехов на выборах в Европарламент. Чтобы не ударить лицом в грязь хотя бы на международной арене правящие круги надеются использовать 70-летие «Дня Д».

Считается, что основные дивиденды получит тот европейский лидер, кому удастся возглавить посредническую миссию между Москвой и Киевом. Вот почему о желании «двустороннего делового ужина» с Владимиром Путиным, приглашенным в Нормандию, уже заявили главы Франции, Великобритании и Германии. Будущее европейской семьи под большим вопросом, но диалог с Россией всегда будет оставаться козырной картой в европейской политике. Несмотря на грозную риторику, экономические санкции и различную трактовку важнейших исторических дат.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.