Банкиры предлагают вести все расчеты по зарплате безналично
По мнению главы Ассоциации региональных банков (АСРОС), зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, в России необходимо реализовать программу по стимулированию безналичного расчета и увязать ее с созданием в России национальной системы платежных карт, которая сделает расчеты по картам внутри страны более надежными и доступными.
В качестве аргумента банковское сообщество приводят опыт ведущих экономик мира (ЕС, Великобритания, США, Канада, Сингапур), где доля безналичных платежей может составлять до 90 процентов. Банкиры считают, что это возможность сократить долю теневого, в том числе криминального, сектора экономики России. По данным Центробанка, на конец февраля объем наличных средств в экономике России составлял больше 8 триллионов рублей.
- Развитие инфраструктуры и стимулирование работодателей к использованию платежных карт позволит существенно увеличить долю безналичных платежей и в России, – считает Анатолий Аксаков.
Под стимулированием подразумевается введение административной ответственности для работодателей и компаний. Предполагается, что штраф для физических лиц (руководителей предприятий) составит 5000 рублей, а для организаций – от 10000 до 50000 рублей.
Следует отметить, что подобные инициативы со стороны представителей банковского сообщества поступают во властные структуры регулярно. Последний раз в марте 2014 года Минфин временно отказался от этой идеи, сославшись на отсутствие в законопроекте механизма контроля за его реализацией. Однако это не единственная причина, из-за которой принятие радикальных мер по стимулированию безналичного расчета откладывается в долгий ящик.
По мнению предпринимателей, у повсеместного перехода на безналичный расчет много подводных камней, которые могут негативно отразиться на представителях малого и среднего бизнеса.
- Такое предложение вызывает серьезную настороженность у представителей бизнеса, - считает Андрей Шубин, исполнительный директор общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». – Делать бизнес на чужом бизнесе не очень корректно. Можно начать с того, чтобы сделать нормальный сервис для компаний, корпоративные предложения, чтобы предприниматели сами переходили на банковское обслуживание. И система эта должна быть четкой и понятной. Чтобы запустить то, что предлагает АСРОС, нужно будет делать карточки всем сотрудникам – а это дополнительная нагрузка и затраты для предпринимателя. Плюс обслуживание в банке, оплата услуг по зарплатному проекту. Еще одним минусом станет то, что работодатель и работники будут систематически испытывать неудобства, связанные с качеством обслуживания, а это и зависание денег, и неперечисление платежей, и различия в платежных системах в зависимости от банка (онлайн-банки, спецпрограммы, за которые также платит предприниматель). Поэтому на первом этапе следовало бы начать с рекомендаций, а не вводить штрафы, которые вряд ли исправят ситуацию.
Еще одной важной проблемой, по мнению Андрея Шубина, остается нехватка банковских терминалов, банкоматов, особенно в малонаселенных городах. В отдаленных регионах в день зарплаты у банкоматов образуются огромные очереди. По статистике, чаще всего люди используют банковские карты не для оплаты услуг или товаров, а исключительно для снятия наличности, что говорит о низкой финансовой грамотности населения, то есть люди до сих пор мало доверяют безналичному расчету.
- Пока непонятно, какую все же цель преследуют представители банковского сообщества - популяризировать новую платежную систему или привить культуру пользования банковскими картами, - рассуждает Андрей Шубин. – Те, кто любят карточки, продолжат ими пользоваться. Если магазин конкурентноспособен и понимает, что население будет платить карточкой, то он будет размещать у себя в заведении банкоматы. Помимо прочего, не ясно, как заставить банкиров размещать банкоматы в малонаселенных пунктах. Если уж вводить ответственность за неиспользование карт, то можно ввести и зеркальную ответственность для банков, например за неисправность автоматов или за то, что там закончились деньги. Не очень справедливым выглядит и ситуация, когда держатель карты из небольшого городка должен будет платить комиссию при снятии наличных в единственном доступном банкомате, принадлежащем другому кредитному учреждению.