Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Евгений Стеблов: «Невозможно поверить, что в Одессе, где снимали "До свидания, мальчики!", сегодня проявит себя фашизм»

Общество
Евгений Стеблов рассказал о малоизвестных деталях съемок картины «До свидания, мальчики!» и своих партнерах по фильму
Евгений Стеблов рассказал о малоизвестных деталях съемок картины «До свидания, мальчики!» и своих партнерах по фильму / Фото: ИТАР-ТАСС
На 50-летний юбилей фильма «До свидания, мальчики!» в Выборг приехал из Израиля 87-летний режиссер Михаил Калик, а также исполнители главных ролей – народный артист России Николай Досталь и народный артист России Евгений Стеблов. У Николая Досталя, ставшего известным режиссером, роль Саши Кригера – первая, у Евгения Стеблова – сразу после «Я шагаю по Москве» - вторая.

В интервью «Вечерней Москве» Евгений Стеблов рассказал о малоизвестных деталях съемок картины «До свидания, мальчики!» и своих партнерах по фильму.

- Евгений Юрьевич, как сегодня вы оценивали одну из первых своих ролей в кино? С радостью или, быть может, печалью смотрели на себя, первокурсника Щукинского театрального училища?

- На экране не люблю себя ни в одном фильме. Но помню, на премьере фильма в Доме кино Володя Ивашов, сыгравший главную роль в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате», стал меня поздравлять, а я ответил ему, что я себе не нравлюсь. На что Володя сказал: «Ты позже поймешь, насколько замечательно ты здесь работаешь». Сейчас допускаю, что Володя был прав. Кажется, лучшее, что я сделал в кино и в театре, происходило помимо меня, словно чья-то рука вела. Надеюсь, что рука Всевышнего.

До конца я не могу объяснить то, что делаю в актерской профессии. Настоящее искусство, а фильм «До свидания, мальчики» относится именно к искусству кино, - есть тайна, причем тайна даже для творца. Бог дал мне возможность прикоснуться к тайне. Кстати, в этом году на Венецианском кинофестивале будет отмечаться 50-летие фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», который тоже остается для меня тайной творчества.

- Я наблюдала за вами на многих театральных и кинофестивалях, и когда на большом экране смотрела фильм «До свидания, мальчики!» приходила к выводу, что ваш герой – умник Володька очень на вас похож. Наверняка, вы знаете, чем руководствовался Михаил Калик, утверждая вас на главную роль?

- Насколько мне известно, Михаил Наумович не хотел меня утверждать, но автор повести Борис Балтер, увидев мою пробу сцены с матерью (в этой роли великая Ангелина Степанова), сказал, что я – это он (в образе Володьки Балтер описал самого себя). Что касается похожести или непохожести меня на моего героя в фильме «До свидания, мальчики!», то как после фильма «Я шагаю по Москве», так и после «До свидания, мальчики!» мои однокурсники сказали, что я сыграл самого себя. Хотя обе роли – диаметрально противоположные. На мой взгляд, мои однокурсники по Щукинскому училищу заблуждались в силу своей неопытности, ибо сыграть самого себя – невозможно. Чтобы сыграть самого себя, надо знать, какой ты, а познать себя так хорошо в силу определенных причин невероятно сложно.

- Тогда как вы объясните пусть обманчивую, но при этом очень даже явную похожесть вашего героя в фильме «До свидания, мальчики!» на себя?

- Разумеется, я работаю своей душой, глазами, ритмами, чувствами, но в каждой роли в меня кто-то вселяется, и завладевает мной. В театре, работая над новым спектаклем, пьеса находится всегда со мной, хотя до определенного момента я ее не открываю. Наступает час, когда я хочу погрузиться в этого персонажа, и начинаю изучать текст. В кино погружение в роль отличается от этого же процесса в театре. Работа в кино от исполнителя главной роли, а я играл в основном главные роли, требует авторского присутствия и умения композиционно построить свой образ. Поэтому для меня работа в кино более приближена к литературе, чем к актерской профессии.

- В фильме «До свидания, мальчики!» ваши ближайшие партнеры – Михаил Кононов и Наталья Богунова, которых с нами, увы, уже нет. Встречались ли вы с ними после работы над этой картины, возможно, с кем-то из них?

- Миша на пять лет был старше и меня, и Коли Досталя. На момент съемок он уже был дипломированным артистом. Кононов – замечательный актер, разноплановый, глубокий, но как человеку ему были свойственны депрессивные состояния души и духа. Наташа Богунова работала со мной в одном театре – имени Моссовета, но почти сразу после прихода заболела, и по этой причине ушла из театра. В прошлом году Наташа умерла, хотя ей всего было 66 лет. Она страдала самой сложной формой шизофрении – так называемым «тихим помешательством», вылечить которое практически невозможно.

- После многих лет разлуки вы встретились с Михаилом Каликом. Какое впечатление на вас произвел режиссер?

- Несмотря на очень тяжелую жизнь и суровые испытания судьбы (задолго до съемок фильма «До свидания, мальчики!» Михаил Наумович был несправедливо арестован и три года провел в тюрьме), он сохранил чистоту, искренность, веру в людей и некую детскость. По моим наблюдениям, свойство очень одаренных людей в том, что до конца дней в чем-то они остаются детьми.

- Ваш партнер в фильме «Я шагаю по Москве» и друг Никита Михалков тоже не утратил детскость души?

- Безусловно, это так, по крайней мере, для меня.

- Фильм «До свидания, мальчики!» был показан в рамках фестиваля «Окно в Европу», наряду с конкурсной программой. Отчетливо было видно, что уровень фильма Михаила Калика, снятого во времена «оттепели», намного выше уровня современного российского кино. Даже сравнивать невозможно – насколько выше. А что по этому поводу думаете вы?

- Большая заслуга в том, что картина производит столь сильное впечатление сегодня, в работе оператора Левана Пааташвили. Хотя работать с ним было непросто – перед каждым крупным планом он ставил свет больше часа, но этого того стоило. Между прочим, Леван Георгиевич находится в добром здравии, несмотря на свои 88 лет. Недавно я ездил в город Евпаторию, где жил автор повести «До свидания, мальчики!» Борис Балтер, на 85-летний юбилей писателя. В Евпатории его знают и любят, хотя Борис Исаакович ушел из жизни в 1974 году. Фильм «До свидания, мальчики!» - пронзительный, искренний, щемящий и очень красивый.

- Николай Досталь перед просмотром фильма в Выборге сказал, что он снимался легко, никаких трудностей не испытывал, и просто интересно, весело проводил время в Одессе. А вам было легко работать с Михаилом Каликом?

- Персонаж Коли обусловлен внешними действиями, которые не требуют большого психологического погружения. А для меня играть первую любовь, да еще на крупных планах было очень сложно. Женщины в съемочной группе советовали мне: «Ты должен быть чистым, но не инфантильным, мужественным, но не грубым», и от этих рекомендаций у меня голова шла кругом. Помогла моя влюбленность в мою однокурсницу Марианну Вертинскую. В начале съемок на три дня нас, москвичей, отпустили в Москву, и как только я вернулся, в моей коммуналке раздался судьбоносный телефонный звонок. Маша Вертинская (мы все ее называли Машей) позвала меня в гости. Я бежал к ней через дворы, от Рижского вокзала до Елисеевского магазина, в доме которого жили Вертинские, разодрвав при этом костюм. В тот день Маша подарила мне свою фотографию, с надписью: «Милому, чудному Женечке». Эту фотографию я забрал с собой в Одессу, на съемки фильма «До свидания, мальчики!», и мысленно играл с ней влюбленного Володьку. Жаль, что эта фотография потерялась.

- И продолжения дружбы с Марианной Вертинской не было?

- Была только моя влюбленность. В Машу влюблялись все. На премьеру фильма «До свидания, мальчики!» я пришел с Машей Вертинской и с ее замечательной мамой – Лидией Николаевной.

- Пострадала ли картина Михаила Калика от советской цензуры?

- Несколько сцен вырезали, но этим большого урона картине не нанесли. Необходимо сказать о том, что Михаил Наумович снимал фильм с болью в сердце. То, что его незаслуженно посадили в тюрьму, оторвав его это учебы во ВГИКе, от друзей, потом реабилитировали, оставило свой след. Никогда не забуду, что практически перед каждым съемочным днем Михаил Наумович пронзительно смотрел мне в глаза и говорил: «Ты бы там не выдержал». Но душа каждого человека развивается и крепнет в испытаниях. Не знаю – какого вероисповедания Михаил Наумович, но христианская тема в картине присутствует. Автор повести Борис Балтер – был советским офицером и безупречно честным.

- Евгений Юрьевич, съемки фильма проходили в Евпатории и в Одессе. Как вы воспринимаете события, происходящие сегодня на Украине, в частности, в Одессе?

- Если бы мне сказали даже не 50 лет назад, а всего пять, что в Одессе проявится фашизм, как это происходит сейчас, ни за что на свете я бы не поверил. Наши мальчики ушли на войну, и двое из них не вернулись. Мой герой – автор повести Борис Балтер - умер в Евпатории в 54 года во многом от ран, полученных на войне. Миллионы людей погибли, что избавить Европу от фашизма, и если представить, что думают все погибшие бойцы, видя с небес возрождение этой чумы на Украине, то больно вдвойне.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.