Вот такое кино
Именитые кинематографисты обратились за защитой к премьеру.
Режиссеры Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко написали открытое письмо на имя Дмитрия Медведева с просьбой внести поправки в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ». Сегодня он предусматривает запрет на выдачу прокатного удостоверения в том случае, если фильм содержит ненормативную лексику.
«Указанная норма приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих негативные проявления общественной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной брани», — пишут режиссеры.
В то же время они взывают к совести премьер-министра, апеллируя к тому, что нецензурная брань является тем же, чем и якутский эпос «Олонхо» — частью «нематериального культурного наследия», и «традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях».
Впрочем, Михалков сотоварищи также признают, что «бытовой грязный мат по поводу и без повода заполнил наши экраны».
Тем временем глава Комитета Госдумы по культуре и член «Единой России» режиссер Станислав Говорухин уже успел отреагировать на жест своих коллег. Он высказался против поправок.
— Правительство может спустить в Думу проект поправок в закон. Но реакция Думы понятна, закон против мата был поддержан единогласно. И Комитет по культуре однозначно будет против, — цитирует пресс-служба ОНФ слова Говорухина.
Он также отметил, что в фильмах режиссеров — инициаторов обращения — нет нецензурной лексики.
СРАМНЫЕ ОДЫ
В литературе первое осознанное употребление мата как художественного средства встречается в стихах автора «Срамных од» Ивана Баркова, переводчика Академии наук и ученика Михаила Ломоносова.
Особенно активно ненормативная лексика стала использоваться в творчестве после развала Советского Союза и отмены цензуры. Мат стал частью, а иногда и основой творческого метода писателей Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, поэтов Бориса Рыжего, Дмитрия Пригова, режиссеров Алексея Балабанова, Павла Буслова, Кирилла Серебрянникова и участников музыкальных групп «Сектор Газа», «Ленинград», «Кровосток».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Лунгин, кинорежиссер:
- Можно делать смелое и правдивое кино и с матом, и без него. Не нужно быть ханжами — мат уже не является особым, мужским языком, который нельзя слушать женщинам и детям. То же, к примеру, произошло и во французском языке, и в английском. Как ни прискорбно, ругаются пятиклассники на улице, ругаются женщины. А в кино что — иначе? Давайте запретим — и все сразу станет хорошо? Да и абсурдна мысль, что можно что-то запретить — это метод не этого века.