Любимая навсегда. «Комсомолка»!
Разговор начали о преобразованиях и новшествах, которые повлияли на дальнейшую судьбу газеты.
— Вы много лет возглавляете «Комсомолку». Как за это время изменилось газета?
— Первое, что удалось сделать — это перевести газету в формат А3, — рассказал Владимир Сунгоркин.— Мы руководствовались ровно одним обстоятельством — этот формат наиболее комфортный для наших читателей. Второе большое событие — создание радио «Комсомольская правда» и сайта. И третье наше достижение — начало работы «КП» как большого книгоиздательского дома. За это время мы выпустили около 60 миллионов книг и миллионы аудио- и видеодисков. Мы превратились в одну из самых крупных книгоиздательских корпораций в стране.
— На что сегодня делаете ставку в развитии газеты?
— Сейчас больше всего мы думаем о развитии сайта, чтобы он становился более популярным. Вот сейчас, когда мы с вами разговариваем, передо мной лежит статистика посещаемости сайта за вчерашний день, так вот она составила один миллион триста тысяч человек. Эта цифра уже сопоставима с тиражами газеты. Хотелось бы, чтобы эта цифра подросла до двух-трех миллионов человек в сутки. Чуть меньше, около миллиона человек по всей стране, нас ежедневно слушают в радиоэфире. Надеемся, что этот показатель тоже удвоится. Большую часть нашего времени мы тратим на осмысление того, как нам улучшить сайт и радио. Связано это с тенденцией, которая касается всех печатных СМИ: количество читателей бумажных изданий сокращается, но при этом увеличивается аудитория электронных изданий, особенно это касается молодой аудитории.
— Что важно прежде всего при создании современной популярной газеты?
— Информации сейчас много, буквально моря и океаны, читатель перекормлен. Поэтому ежедневно перед нами стоит непростая задача: выбрать то, что по-настоящему волнует наших читателей. Если тема интересна миллионам — тогда мы ее вытаскиваем на газетные полосы. Важна и упаковка, ведь нужно сделать так, чтобы материал было легко прочесть. Вот эти два фактора играют ключевую роль в создании газеты и ее интереса для наших читателей. На каждой планерке идет дискуссия приоритетов той или иной темы.
— «Комсомолка» чтит традиции и тех, чьи имена неразрывно связаны с ее 90-летней историей. Кого бы вы вспомнили в эти праздничные дни?
— Инна Павловна Руденко. Она до сих пор работает в «Комсомолке». Старейшие наши журналисты — Ольга Андреевна Кучкина, легендарный Василий Михайлович Песков, Леонид Борисович Репин.
Много лет отдал «Комсомолке» и ваш главный редактор Александр Куприянов. Он был очень ярким сотрудником на всех должностях, что ему приходилось занимать. В разное время он был и главным редактором радио «КП», и заместителем главного редактора, корреспондентом в Великобритании и собкором на Дальнем Востоке. Вообще журналистов, прошедших профессиональную школу «Комсомолки», сейчас можно встретить во многих изданиях.
— Традиции во многом определили развитие «КП», как сейчас газета их поддерживает?
— Большинство молодых журналистов, как и прежде, приходят к нам из регионов. Эта традиция, появившаяся в газете много лет назад, актуальна и сейчас. Недавно взяли в штат «КП» парня из Липецкой области и молодую журналистку из Донецка.
— Как коллектив газеты отметит юбилей?
— Просто, по-семейному: нынешние работники и ветераны встретятся в парке на Красной Пресне, выпьют-закусят, пообщаются.
***
Коллектив «Вечерней Москвы» поздравляет коллег с юбилеем и желает творческих успехов. К поздравлениям присоединяются бывшие сотрудники «КП», ныне работающие в «Вечерней Москве»: Александр Куприянов, Алексей Белянчев, Александр Чекшин, Валентина Терехина, Никита Миронов, Юлия Волосатая, Жанна Дзугова, Анна Лапшина, Игорь Настенко, Сергей Арчаков, Елена Мотренко, Борис Войцеховский, Александр Хохлов.
«ОКНО В ПРИРОДУ» ВАСИЛИЯ ПЕСКОВА
«Комсомолка» не забывает своих легендарных журналистов, в их числе, разумеется, и Василий Михайлович Песков. Его страница «Окно в природу» на протяжении долгих лет выходила в «КП» и полюбилась читателям настолько, что руководство газеты приняло решение повторно публиковать заметки знаменитого обозревателя.
Всех поклонников творчества Василия Михайловича ждет подарок от издательства «КП»: оно планирует выпустить полное собрание сочинений— 23 тома, в которые вошли практически все публикации, вышедшие в газете.
НА ВСЕХ ПАРАХ, ПОД «АЛЫМ ПАРУСОМ»
«Комсомолка» имеет свой особенный стиль во многом благодаря страничкам и рубрикам, которые находят отклик у миллионов читателей. Одной из самых популярных в свое время стала страница для подростков «Алый парус», которая появилась в газете в начале 60-х годов. Страничка для школьников и студентов была написана абсолютно по-взрослому, безо всяких скидок на возраст. Одним из первых капитанов «Алого паруса», Алексей Ивкин, вместе с нами вспомнил, как стоял у штурвала.
— Чему учил «Алый парус», Алексей Николаевич?
— Он учил тому, что нужно побольше знать и, наверное, некой свободе. Собственно «Алый парус» и появился на волне свободы 60-х. Он объединял школьников вокруг идеи образования, по тем временам, одного из самых лучших в мире. «Алый парус» давал по тем временам уникальную возможность— попасть на страницы газеты, причем это касалось простых школьников.
— Для многих «парус» стал трамплином в большую жизнь?
— Скорее не трамплином, а толчком к чему-то большему. Многие наши выходцы стали журналистами, поэтами, политиками.
— Насколько ответственной была для вас роль капитана?
— На самом деле мы все были разгильдяями. Нас брали на работу, потому что мы были близки к читательской аудитории по возрасту, ну немного умели кумекать по-газетному.
— Смог бы «парус» появиться сейчас?
— Наверное, нет, потому что нет той идеи и стержня, способного объединить массу людей.
ЗОЛОТЫЕ ПЕРЬЯ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
БАЙКИ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
• Начало 80-х годов, совещание в Москве собкоров «Комсомолки». Тогда по традиции устраивали пышное застолье. На следующий день, после «обмена опытом», была запланирована экскурсия в Музей Ленина. Тогда попасть туда было крайне сложно, только по спискам. И, конечно, собкоры приехали туда после застолья немного несобранные. Экскурсовод начинает рассказ, что вот здесь вождь пролетариата Владимир Ленин подписывал документы... В это время в комнате становится слышно, как кто-то судорожно пьет. Экскурсовод поворачивает голову и видит следующую картину: один из собкоров жадно пьет воду из графина. С ужасом в голосе сотрудница музея спросила: «Что вы делаете?!» На что слышит невозмутимый ответ: « Я пью воду». Экскурсовод, не ожидая такой наглости, решила все-таки вразумить гостя: «Это же ленинская вода!» Опять возникла пауза, и собкор, стоящий позади замученного жаждой коллеги, сказал: «Оставь и мне пару глотков».
• Грузия, молодежный фестиваль, куда пригласили делегацию из «Комсомолки». В их числе был и Валерий Петрович Симонов, тогда он был главным редактором «КП». Перед официальным сбором группа «КП» заехала в ресторан. Абсолютно случайно Валерий Симонов опрокинул на свой великолепный чешский костюм чашку ткемалевого соуса. Естественно, что в таком виде появиться на фестивале было никак нельзя. Выручил шофер, который возил делегацию. Он открыл багажник «Волги» и достал совершенно засаленную бурку. Ее быстро вытряхнули, нарядили Симонова, и в таком виде он отправился на фестиваль. При встрече делегации «КП» первый председатель ЦК Комсомола Виктор Мироненко задумчиво посмотрел на нашу группу и сказал: «Ну надо же, «Комсомолка» всегда что-нибудь придумает».
• После собкоровского совещания в кабинете Анатолия Строева, одного из журналистов «КП», появилась кепка. Он обзвонил почти всех собкоров. А кепка по тем дефицитным временам была не просто хороша— аристократична! Так и лежала она пару месяцев, пока в Москву не приехал вместе с женой собкор с Алтая Виктор Горлов. Горлов примерил фурагу— она будто всю жизнь была на его голове. «Забирай»,— сказал ему Строев. А назавтра у него в кабинете появился несколько смурной собкор из Караганды Володя Рыжков. Володя жил в одной гостинице с Горловым. И поведал, что они с Витей очень хорошо вчера посидели. Но тот жаловался на некую стесненность в средствах. И именно вчера. «А деньги-то откуда?»— осторожно поинтересовался Строев. «Так Горлов вчера английскую фурагу купил,— не моргнув глазом, искренне рассказал Рыжков.— За двадцать пять рублей. Пришлось его жене раскошелиться». Получилось, что за подарок Строева находчивый собкор слупил с собственной жены четвертную, на которую они с другом-собкором прекрасно погудели в пивбаре.