Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

От докторов должно идти добро. Главврач ГКБ № 15 Екатерина Тюлькина — о главном в работе медика

Общество
Екатерина Евгеньевна Тюлькина, главный врач ГКБ № 15 им. О. М. Филатова, в рабочем кабинете. Так спокойно главному врачу в течение дня сидеть не приходится: больница — живой организм, а у человеческих болезней и проблем нет и не может быть выходных
Екатерина Евгеньевна Тюлькина, главный врач ГКБ № 15 им. О. М. Филатова, в рабочем кабинете. Так спокойно главному врачу в течение дня сидеть не приходится: больница — живой организм, а у человеческих болезней и проблем нет и не может быть выходных / Фото: prepress
Москвичи ласково называют эту больницу «пятнашкой», и если спросить, где оказывают помощь быстро и хорошо, обязательно назовут ее. Она работает по формуле «24–7», то есть круглосуточно и без выходных, имеет хорошую репутацию и год от года наращивает рейтинги. Но с главным врачом ГКБ № 15 им. О. М. Филатова Екатериной Тюлькиной мы говорили не только о том, чем может справедливо гордиться одна из крупнейших больниц столицы, но и о проблемах, в том числе и о нашем отношении к медицине и медикам.

Пока шла утренняя конференция, я прогулялась по колоссальной территории больницы. С этого и начался разговор.

- Екатерина Евгеньевна, больница ваша огромная и по территории, и численно — 2000 сотрудников. Трудно управлять таким хозяйством? Наводящий вопрос — во сколько начинается ваш рабочий день?

- В половине восьмого, как и у большинства сотрудников клиники. Правительство Москвы, Департамент здравоохранения столицы считают важным стимулировать рост профессионального мастерства руководителей московских медучреждений — организуют курсы повышения квалификации, специальные обучающие мероприятия. Но сегодня руководитель управлять индивидуально не может, и если мы хотим получить от работы результаты, то надо принять как аксиому, что без команды этого достичь не получится. Причем в нашем случае я имею в виду не только команду «лечебников», лечащих врачей, но и профессионалов-экономистов, бухгалтеров, кадровиков — всех, кто обеспечивает бесперебойное функционирование больницы.

- В последние годы медицине сильно доставалось. Многие говорят о цинизме врачей — якобы раньше такого не было.

Не обижайтесь на вопрос, но это — так?

- Цинизм… Ох, не нравится мне это слово. Оно не очень уместно, когда речь идет о медицине. В ней, безусловно, есть проблемы и изменения, нуждающиеся в тонком анализе. Я, например, в медицине уже тридцать лет. Мы поступали в институт, наполненные идеями помощи людям, романтикой этой профессии. А перед поступлением было собеседование, где нам задавали простые вопросы, которые никак не влияли на оценки: а зачем вы идете в медицину, что вы считаете главным качеством для врача… Но этот несущественный, как может показаться, момент все заострял и заставлял о многом задумываться.

Возможно, сейчас это романтическое отношение к профессии отчасти и ушло, но все-таки не надо сгущать краски. Жизнь меняется. Нелепо говорить и думать, что все, что было когда-то, должно остаться неизменным.

- А вам не кажется, что отношения пациента и врача сегодня представляют огромную проблему?

- Пожалуй, да. Тут много разных граней, в этой проблеме. Начнем с того, что потребительское отношение к жизни, друг другу и даже к себе самому встречается сегодня на каждом шагу.

- Это особенность менталитета?

- С некоторых пор к медицине исподволь стали относиться как к сфере услуг. Но, по большому счету, услуга медицинской быть не может, есть медицинская помощь. Разница очевидна, правда? С другой стороны, каких-нибудь пятьдесят лет назад жизнь была иной и по ритмике, и даже по шкале ценностей. И врачей, возможно, не надо было учить тонкостям психологии и технологии выстраивания беседы с пациентом — в этом просто не было нужды. Но посмотрите, как агрессивна сегодня среда! Мы бросаемся необдуманными фразами, не неся за них никакой ответственности, агрессия поджидает нас и в метро, и на улице, и на автобусной остановке. Понятно, что к нам вполне может поступить или прийти человек, уже разгоряченный, «атакованный» внешней средой. Поэтому, мне кажется, молодых врачей важно научить грамотному и профессиональному общению с пациентами и их родственниками.

- У нас все разбираются в вопросах спорта, культуры и медицины…

- …а также строительства и образования (смеется).

- Да, верно. Но ладно культура… Наша псевдоосведомленность в вопросах медицины — она здорово мешает профессионалам?

- Иногда да. Я, например, в интернете черпаю массу полезной информации, читаю там специальную литературу. Но доступность размещенных в сети сведений иногда оборачивается настоящей бедой для людей неподготовленных, ведь в 9 случаях из 10 они не могут правильно интерпретировать то, что происходит с ними и их близкими. А для того чтобы убедить человека в правильности назначенного врачом лечения, требуется масса времени и усилий. К тому же есть у многих внутренняя установка: я не хочу, чтобы что-то менялось в моем образе жизни, но хочу чувствовать себя хорошо.

- Если задуматься, это удивительно: у нас весьма образованные люди становятся жертвами псевдомедиков-мошенников, «ведутся» на явно шарлатанские предложения. Почему так?

- Да все давно в сказках написано. Вспомните «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. «Съешь меня». «Выпей меня». И — случится чудо. Выздоровление от одной пилюли. Похудение от одной таблетки без траты времени и усилий! Но главная проблема — в другом.

Мы — тут я встаю на место обычного человека — перестали доверять или как минимум ставим под сомнение мнение профессионала. Хотя рядом есть специалист, к которому достаточно прийти и задать вопрос, на который он даст квалифицированный ответ — явно лучше и надежнее, чем способен дать интернет.

- А почему, Екатерина Евгеньевна, мы так не любим вкладываться в профилактику, ведь известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить…

- Ответ простой: лень, неверные приоритеты. И безответственность. Мы уделяем недостаточное внимание многим вещам, здоровью в том числе.

- На ваш взгляд, почему существуют проблемные точки в отношениях врач — пациент?

- Отчасти повторюсь — от отсутствия психологической профподготовки. Откуда порой проистекает и нехватка у врачей терпения, и их торопливость, не обеспечивающая пациенту того внимания, на которое он рассчитывает. Конечно, у нас интенсивная работа: до 300 человек в сутки.

И опытный врач в ряде случаев диагноз ставит практически мгновенно, и готов бежать дальше — у него же еще пациенты, которым нужна помощь. А больной, возможно, ожидает, что врач развеет какие-то его сомнения, ответит на вопросы… И потом возникают разговоры о невнимательности медиков…

ЛЮДИ И ТЕХНИКА

- Мы говорим о переменах и проблемах...

- Все разумные люди прекрасно понимали, что перемены необходимы. Время рассудит, что делается так, что, возможно, надо делать как-то иначе. Я знаю одно: клинике поставили современную технику и оснащение, мы практически привели в порядок лечебные корпуса: пациенты не должны лежать в палатах по шесть человек, они имеют право на достойные условия. Но теперь и государство вправе ожидать равноценного ответа от нас, врачей. А он выражается в повышении профессионального уровня, максимальной интенсификации работы, внедрении новых медицинских технологий.

- А люди успевают за развитием техники?

- Не всегда. Новое время диктует новые требования, и это нормально. Но, еще до получения техники, необходимо задуматься о том, что каждый аппарат требует обслуживания, ремонта, расходных материалов. Но это — забота руководителя. Задача врача — соответствовать обозначенному профессиональному уровню, который только растет, что прекрасно. Специалисты клиники постоянно либо повышают квалификацию, либо получают дополнительную. Нет дня, чтобы кто-то от 15-й больницы не участвовал в профильных конференциях.

В клинике ведется научная работа, постоянно защищаются кандидатские и докторские диссертации, благо в больнице много кафедр. На сегодняшний день в 15-й больнице трудятся 16 докторов медицинских наук и 128 кандидатов — это во многом определяет высокий уровень оказания медицинской помощи.

Мы сейчас беседуем, а жизнь Клиники имени Филатова идет по своему руслу: в день выполняется более ста разных хирургических вмешательств, от аортокоронарного шунтирования и протезирования суставов до родоразрешения.

- У больницы слава учреждения, постоянно внедряющего новые технологии. Не могли бы вы рассказать об этом?

- Без перемен ничего и быть не может. Только за последние тридцать лет менялись и лекарственные препараты, и идеология фармакотерапии, и стратегия и тактика лечения различных болезней. Сегодня врачи больше знают и лучше понимают различные риски и осложнения, мы позволяем себе радикальные вмешательства — чтобы продлять жизнь пациенту и улучшать ее качество. Появилось новое направление в медицине — доказательная медицина, и ее принципы, по сути, формируют рекомендации по применению тех или иных препаратов и методик и отношение к различным факторам риска развития осложнений.

Фантастические перемены происходят в области оперативного лечения. Сейчас такие слова, как малоинвазивное лечение или эндоскопические операции, привычны уху даже не медиков! Врачи все чаще делают операции без разреза или с минимальным разрезом, и даже клапан сердца (задумайтесь только — клапан сердца!) можно поставить сегодня, лишь пунктируя сосуды, по сути — щадящим для пациента методом. И все это выполняется в нашей клинике.

- В больнице есть какое-то приоритетное направление?

- И да и нет. Клиника имени Олега Михайловича Филатова — скоропомощная, оказывающая неотложную медицинскую помощь по всем направлениям. Она работает 24 часа 7 дней в неделю. Но, конечно, нельзя не обратить внимание на то, что клиника располагает специализированными центрами лечения ряда заболеваний. Региональный сосудистый центр — крупнейший из открытых в Москве. Работает центр оказания специализированной медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистой патологией, центр лечения глаукомы. Медицинская помощь в этих центрах доступна каждый день. Это правда.

- Да, у проблем со здоровьем и болезней не бывает выходных...

- Это точно. Катастрофы в сосудах различных органов происходят не по расписанию, и помощь нужно оказывать как можно быстрее. Можно сказать, что наш сосудистый центр занимается проблемами сосудов «от макушки и до пяток» — если иметь в виду, что в 15-ю больницу поступают пациенты и с разрывами аневризмы сосудов головного мозга, и с геморрагическим инсультом, и с диабетической стопой.

Четыре года назад заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Михайлович Печатников поручил выстроить в городе систему лечения острого инфаркта миокарда — как говорили, «создать инфарктную сеть». Эта сеть подразумевает соединение в единую цепочку всех компонентов: от вызова скорой до операции, при которой больному «открывают» пораженный сосуд сердца.

В 15-й больнице есть свой рекорд, когда в коронарных артериях пациента восстановили кровоток через 12 минут после его поступления в стационар.

- Это и правда фантастика. Ваши коллеги делают на сердце все виды операций?

- Все, кроме пересадки сердца. Проводим много сочетанных операций, когда делается, например, шунтирование и одновременно протезирование клапана сердца. И практически единственные в Москве делаем аортокоронарное шунтирование при остром инфаркте миокарда. Врачи клиники имени Олега Филатова одними из первых в столице начали делать транскатетерную имплантацию аортального клапана (TAVI), около 60 операций в год делается при расслоении и разрыве аорты.

В больнице выполняются высокотехнологичные нейрохирургические операции при разрыве аневризмы сосудов головного мозга. В частности, освоен эндоваскулярный доступ к внутримозговым сосудам.

- Насколько я знаю, родильный дом, который входит в состав вашей больницы, тоже специализируется на сердечно-сосудистых заболеваниях...

- Да, в родильный дом поступают женщины, беременность которых проходит сложно на фоне имеющихся у них тяжелых заболеваний. Это, например, пациентки с тяжелым пороком сердца, у некоторых из них проводятся операции даже во время беременности.

В клинике есть уникальное наблюдение: пациентка с расслаивающей аневризмой аорты была прооперирована через 6 часов после родов. И все прошло успешно. Она могла бы погибнуть, если бы оказалась не у нас, это правда! К сожалению, появилась новая тяжелейшая группа беременных женщин — с инсультом и кровоизлиянием в мозг.

За последние пару лет в нашей клинике провели девять уникальных операций по удалению аневризмы сосудов головного мозга (а это тяжелая операция с трепанацией черепа), которые были выполнены беременным женщинам, и при этом удалось сохранить ребенка. Мы доносили беременность, заметьте — я совершенно сознательно говорю «мы», и роды прошли успешно.

- Вы, конечно, счастливы в такие моменты?

- Конечно, еще как! В этом же смысл жизни врача… Знаете, у каждого врача неизбежно есть свои, скажем так, нежелательные, негативные случаи, но очень важно, какие выводы мы из них делаем. Вторая часть этой фразы — ключ к пониманию многих проблем.

- Два вопроса в завершение этой темы: как можно попасть в ваш сосудистый центр и оказывает ли ваша клиника платные услуги?

- Чтобы попасть в центр, надо взять направление в районной поликлинике. Приема ждать придется не больше недели. Зачастую попасть на прием к нашим специалистам получается и в день обращения. Очередь существует только в консультативно-диагностический центр, в отделение микрохирургии глаза, хотя на приеме работают 18 врачей с 8 утра до 8 вечера, включая субботу. Зато на операции очереди уже нет.

Что же касается платных услуг, то да, конечно, мы развиваем оказание медицинской помощи на договорной основе. Это нормально, ведь у человека должно быть право выбора. И если кто-то хочет находиться в палате повышенной комфортности или поставить себе особенный импортный хрусталик глаза, готов оплатить тазобедренный сустав из новейших материалов, пойти на затраты, не входящие в оплату по ОМС, — пожалуйста! У нас есть возможность выполнить эти условия. Но эта медицинская помощь не оказывается в ущерб лечению на бюджетной основе.

ПОМОЩЬ «ОТ» И «ДО»

- Если я правильно понимаю, еще одна проблема современной медицины — реабилитация. У нас это направление пока явно хромает…

- Клиника имени О. М. Филатова является экстренной больницей, и наша главная задача — разрешить неотложную ситуацию. Очень важно, чтобы после выписки из клиники пациент направился к специалисту поликлинического звена и прошел курс реабилитации, продолжил лечение. Врач сделает правильные назначения лекарственной терапии и объяснит больному, как именно он теперь должен восстанавливаться — сколько и как может ходить, по лестнице или по прямой, какие ему показаны нагрузки.

Врачи больницы имени О. М. Филатова чувствуют свою ответственность за жизнь «своего» пациента, поэтому в клинике создана возможность длительного постоянного наблюдения с коррекцией лечения и своевременными повторными обследованиями, повторными вмешательствами. Для этого работают пять дневных стационаров разного профиля, в которых лечатся в том числе и пациенты с открытым больничным листом. Это очень важно! Некоторые пациенты находятся на долечивании в клинико-диагностическом центре больницы. Уверена, что это оптимальная, максимально удобная и разумная система организации медпомощи, которая включает все — от первичного обращения, применения высокотехнологичных методов лечения до последующего восстановления и реабилитации. Пациенты, перенесшие сложные операции, повторю еще раз, должны находиться под контролем. Под врачебным контролем.

- Кстати, а вы жесткий руководитель?

- Все относительно, конечно. Но я считаю, что да, жесткий.

- А за что, например, вы могли бы уволить без разговора, резко?

- Если бы узнала, что кто-то вымогает деньги. Это то, что в моем понимании абсолютно невозможно и непростительно. У врача должна быть достойная зарплата, в нашей клинике она — средняя по городу. Понимаю, что кто-то может хотеть искренне отблагодарить врача цветами-конфетами — это по-человечески объяснимо. Другое — неприемлемо.

- У актеров часто спрашивают про творческие планы, это всегда звучит банально. А тут я вынуждена повториться в каком-то смысле: какие задачи вы ставите перед собой на ближайший период?

- Вы спрашивали меня, чем я горжусь. Больше всего — коллективом. В больнице работает очень интересный и талантливый коллектив (не хочу сказать уникальный — сейчас во всех столичных больницах есть достойные специалисты). Люди, работающие в клинике, полностью отвечают тем требованиям, которые предъявляет время.

Есть команда, готовая профессионально решать поставленные задачи, прежде всего — задачи экстренной медицинской помощи. Это подготовленные профессионалы с высоким уровнем интеллекта. И на ваш вопрос о задачах отвечаю: моя задача — сохранить этот коллектив, создать ему достойные условия работы. Это значит сделать так, чтобы наши врачи имели возможность реализовывать свои знания и умения во благо пациента.

Хочу дополнить свои слова — возвращаясь к той проблеме, о которой мы говорили в самом начале. Наилучшие клинические результаты достигаются только в сотрудничестве врача и пациента при взаимном уважении и доверии. Поэтому так важно идти навстречу друг другу. И первый шаг должен сделать именно врач, забота и добро должны идти от нас.

СПРАВКА

Тюлькина Екатерина Евгеньевна, кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, главный врач ГКБ № 15 имени О. М. Филатова.

КСТАТИ

В 2014 году ГКБ № 15 им. О. М. Филатова оказана помощь 65 тысячам больных только в стационаре. В целом в клинику обратились около 500 тысяч человек.

В 2014 году в клинике проведено: 625 операций аортокоронарного шунтирования (30 процентов — у больных с острым коронарным синдромом), протезирования клапанов сердца и аорты; более 4700 ангиографических исследований, около 1100 ангиопластик и стентирований сосудов, в том числе более 700 при остром коронарном синдроме; 154 операции по поводу острой сосудистой неврологической патологии (кровоизлияния, аневризмы сосудов головного мозга); 313 эндопротезирований крупных суставов и 1274 остеосинтеза; 3607 реконструктивных факоэмульсификаций, 235 витрэктомий, 476 лазерных циклокоагуляций; 7333 родов.

ОБ АВТОРЕ

Ольга Кузьмина - обозреватель и колумнист газеты «Вечерняя Москва».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.