От докторов должно идти добро. Главврач ГКБ № 15 Екатерина Тюлькина — о главном в работе медика
Пока шла утренняя конференция, я прогулялась по колоссальной территории больницы. С этого и начался разговор.
- Екатерина Евгеньевна, больница ваша огромная и по территории, и численно — 2000 сотрудников. Трудно управлять таким хозяйством? Наводящий вопрос — во сколько начинается ваш рабочий день?
- В половине восьмого, как и у большинства сотрудников клиники. Правительство Москвы, Департамент здравоохранения столицы считают важным стимулировать рост профессионального мастерства руководителей московских медучреждений — организуют курсы повышения квалификации, специальные обучающие мероприятия. Но сегодня руководитель управлять индивидуально не может, и если мы хотим получить от работы результаты, то надо принять как аксиому, что без команды этого достичь не получится. Причем в нашем случае я имею в виду не только команду «лечебников», лечащих врачей, но и профессионалов-экономистов, бухгалтеров, кадровиков — всех, кто обеспечивает бесперебойное функционирование больницы.
- В последние годы медицине сильно доставалось. Многие говорят о цинизме врачей — якобы раньше такого не было.
Не обижайтесь на вопрос, но это — так?
- Цинизм… Ох, не нравится мне это слово. Оно не очень уместно, когда речь идет о медицине. В ней, безусловно, есть проблемы и изменения, нуждающиеся в тонком анализе. Я, например, в медицине уже тридцать лет. Мы поступали в институт, наполненные идеями помощи людям, романтикой этой профессии. А перед поступлением было собеседование, где нам задавали простые вопросы, которые никак не влияли на оценки: а зачем вы идете в медицину, что вы считаете главным качеством для врача… Но этот несущественный, как может показаться, момент все заострял и заставлял о многом задумываться.
Возможно, сейчас это романтическое отношение к профессии отчасти и ушло, но все-таки не надо сгущать краски. Жизнь меняется. Нелепо говорить и думать, что все, что было когда-то, должно остаться неизменным.
- А вам не кажется, что отношения пациента и врача сегодня представляют огромную проблему?
- Пожалуй, да. Тут много разных граней, в этой проблеме. Начнем с того, что потребительское отношение к жизни, друг другу и даже к себе самому встречается сегодня на каждом шагу.
- Это особенность менталитета?
- С некоторых пор к медицине исподволь стали относиться как к сфере услуг. Но, по большому счету, услуга медицинской быть не может, есть медицинская помощь. Разница очевидна, правда? С другой стороны, каких-нибудь пятьдесят лет назад жизнь была иной и по ритмике, и даже по шкале ценностей. И врачей, возможно, не надо было учить тонкостям психологии и технологии выстраивания беседы с пациентом — в этом просто не было нужды. Но посмотрите, как агрессивна сегодня среда! Мы бросаемся необдуманными фразами, не неся за них никакой ответственности, агрессия поджидает нас и в метро, и на улице, и на автобусной остановке. Понятно, что к нам вполне может поступить или прийти человек, уже разгоряченный, «атакованный» внешней средой. Поэтому, мне кажется, молодых врачей важно научить грамотному и профессиональному общению с пациентами и их родственниками.
- У нас все разбираются в вопросах спорта, культуры и медицины…
- …а также строительства и образования (смеется).
- Да, верно. Но ладно культура… Наша псевдоосведомленность в вопросах медицины — она здорово мешает профессионалам?
- Иногда да. Я, например, в интернете черпаю массу полезной информации, читаю там специальную литературу. Но доступность размещенных в сети сведений иногда оборачивается настоящей бедой для людей неподготовленных, ведь в 9 случаях из 10 они не могут правильно интерпретировать то, что происходит с ними и их близкими. А для того чтобы убедить человека в правильности назначенного врачом лечения, требуется масса времени и усилий. К тому же есть у многих внутренняя установка: я не хочу, чтобы что-то менялось в моем образе жизни, но хочу чувствовать себя хорошо.
- Если задуматься, это удивительно: у нас весьма образованные люди становятся жертвами псевдомедиков-мошенников, «ведутся» на явно шарлатанские предложения. Почему так?
- Да все давно в сказках написано. Вспомните «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. «Съешь меня». «Выпей меня». И — случится чудо. Выздоровление от одной пилюли. Похудение от одной таблетки без траты времени и усилий! Но главная проблема — в другом.
Мы — тут я встаю на место обычного человека — перестали доверять или как минимум ставим под сомнение мнение профессионала. Хотя рядом есть специалист, к которому достаточно прийти и задать вопрос, на который он даст квалифицированный ответ — явно лучше и надежнее, чем способен дать интернет.
- А почему, Екатерина Евгеньевна, мы так не любим вкладываться в профилактику, ведь известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить…
- Ответ простой: лень, неверные приоритеты. И безответственность. Мы уделяем недостаточное внимание многим вещам, здоровью в том числе.
- На ваш взгляд, почему существуют проблемные точки в отношениях врач — пациент?
- Отчасти повторюсь — от отсутствия психологической профподготовки. Откуда порой проистекает и нехватка у врачей терпения, и их торопливость, не обеспечивающая пациенту того внимания, на которое он рассчитывает. Конечно, у нас интенсивная работа: до 300 человек в сутки.
И опытный врач в ряде случаев диагноз ставит практически мгновенно, и готов бежать дальше — у него же еще пациенты, которым нужна помощь. А больной, возможно, ожидает, что врач развеет какие-то его сомнения, ответит на вопросы… И потом возникают разговоры о невнимательности медиков…
ЛЮДИ И ТЕХНИКА
- Мы говорим о переменах и проблемах...
- Все разумные люди прекрасно понимали, что перемены необходимы. Время рассудит, что делается так, что, возможно, надо делать как-то иначе. Я знаю одно: клинике поставили современную технику и оснащение, мы практически привели в порядок лечебные корпуса: пациенты не должны лежать в палатах по шесть человек, они имеют право на достойные условия. Но теперь и государство вправе ожидать равноценного ответа от нас, врачей. А он выражается в повышении профессионального уровня, максимальной интенсификации работы, внедрении новых медицинских технологий.
- А люди успевают за развитием техники?
- Не всегда. Новое время диктует новые требования, и это нормально. Но, еще до получения техники, необходимо задуматься о том, что каждый аппарат требует обслуживания, ремонта, расходных материалов. Но это — забота руководителя. Задача врача — соответствовать обозначенному профессиональному уровню, который только растет, что прекрасно. Специалисты клиники постоянно либо повышают квалификацию, либо получают дополнительную. Нет дня, чтобы кто-то от 15-й больницы не участвовал в профильных конференциях.
В клинике ведется научная работа, постоянно защищаются кандидатские и докторские диссертации, благо в больнице много кафедр. На сегодняшний день в 15-й больнице трудятся 16 докторов медицинских наук и 128 кандидатов — это во многом определяет высокий уровень оказания медицинской помощи.
Мы сейчас беседуем, а жизнь Клиники имени Филатова идет по своему руслу: в день выполняется более ста разных хирургических вмешательств, от аортокоронарного шунтирования и протезирования суставов до родоразрешения.
- У больницы слава учреждения, постоянно внедряющего новые технологии. Не могли бы вы рассказать об этом?
- Без перемен ничего и быть не может. Только за последние тридцать лет менялись и лекарственные препараты, и идеология фармакотерапии, и стратегия и тактика лечения различных болезней. Сегодня врачи больше знают и лучше понимают различные риски и осложнения, мы позволяем себе радикальные вмешательства — чтобы продлять жизнь пациенту и улучшать ее качество. Появилось новое направление в медицине — доказательная медицина, и ее принципы, по сути, формируют рекомендации по применению тех или иных препаратов и методик и отношение к различным факторам риска развития осложнений.
Фантастические перемены происходят в области оперативного лечения. Сейчас такие слова, как малоинвазивное лечение или эндоскопические операции, привычны уху даже не медиков! Врачи все чаще делают операции без разреза или с минимальным разрезом, и даже клапан сердца (задумайтесь только — клапан сердца!) можно поставить сегодня, лишь пунктируя сосуды, по сути — щадящим для пациента методом. И все это выполняется в нашей клинике.
- В больнице есть какое-то приоритетное направление?
- И да и нет. Клиника имени Олега Михайловича Филатова — скоропомощная, оказывающая неотложную медицинскую помощь по всем направлениям. Она работает 24 часа 7 дней в неделю. Но, конечно, нельзя не обратить внимание на то, что клиника располагает специализированными центрами лечения ряда заболеваний. Региональный сосудистый центр — крупнейший из открытых в Москве. Работает центр оказания специализированной медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистой патологией, центр лечения глаукомы. Медицинская помощь в этих центрах доступна каждый день. Это правда.
- Да, у проблем со здоровьем и болезней не бывает выходных...
- Это точно. Катастрофы в сосудах различных органов происходят не по расписанию, и помощь нужно оказывать как можно быстрее. Можно сказать, что наш сосудистый центр занимается проблемами сосудов «от макушки и до пяток» — если иметь в виду, что в 15-ю больницу поступают пациенты и с разрывами аневризмы сосудов головного мозга, и с геморрагическим инсультом, и с диабетической стопой.
Четыре года назад заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Михайлович Печатников поручил выстроить в городе систему лечения острого инфаркта миокарда — как говорили, «создать инфарктную сеть». Эта сеть подразумевает соединение в единую цепочку всех компонентов: от вызова скорой до операции, при которой больному «открывают» пораженный сосуд сердца.
В 15-й больнице есть свой рекорд, когда в коронарных артериях пациента восстановили кровоток через 12 минут после его поступления в стационар.
- Это и правда фантастика. Ваши коллеги делают на сердце все виды операций?
- Все, кроме пересадки сердца. Проводим много сочетанных операций, когда делается, например, шунтирование и одновременно протезирование клапана сердца. И практически единственные в Москве делаем аортокоронарное шунтирование при остром инфаркте миокарда. Врачи клиники имени Олега Филатова одними из первых в столице начали делать транскатетерную имплантацию аортального клапана (TAVI), около 60 операций в год делается при расслоении и разрыве аорты.
В больнице выполняются высокотехнологичные нейрохирургические операции при разрыве аневризмы сосудов головного мозга. В частности, освоен эндоваскулярный доступ к внутримозговым сосудам.
- Насколько я знаю, родильный дом, который входит в состав вашей больницы, тоже специализируется на сердечно-сосудистых заболеваниях...
- Да, в родильный дом поступают женщины, беременность которых проходит сложно на фоне имеющихся у них тяжелых заболеваний. Это, например, пациентки с тяжелым пороком сердца, у некоторых из них проводятся операции даже во время беременности.
В клинике есть уникальное наблюдение: пациентка с расслаивающей аневризмой аорты была прооперирована через 6 часов после родов. И все прошло успешно. Она могла бы погибнуть, если бы оказалась не у нас, это правда! К сожалению, появилась новая тяжелейшая группа беременных женщин — с инсультом и кровоизлиянием в мозг.
За последние пару лет в нашей клинике провели девять уникальных операций по удалению аневризмы сосудов головного мозга (а это тяжелая операция с трепанацией черепа), которые были выполнены беременным женщинам, и при этом удалось сохранить ребенка. Мы доносили беременность, заметьте — я совершенно сознательно говорю «мы», и роды прошли успешно.
- Вы, конечно, счастливы в такие моменты?
- Конечно, еще как! В этом же смысл жизни врача… Знаете, у каждого врача неизбежно есть свои, скажем так, нежелательные, негативные случаи, но очень важно, какие выводы мы из них делаем. Вторая часть этой фразы — ключ к пониманию многих проблем.
- Два вопроса в завершение этой темы: как можно попасть в ваш сосудистый центр и оказывает ли ваша клиника платные услуги?
- Чтобы попасть в центр, надо взять направление в районной поликлинике. Приема ждать придется не больше недели. Зачастую попасть на прием к нашим специалистам получается и в день обращения. Очередь существует только в консультативно-диагностический центр, в отделение микрохирургии глаза, хотя на приеме работают 18 врачей с 8 утра до 8 вечера, включая субботу. Зато на операции очереди уже нет.
Что же касается платных услуг, то да, конечно, мы развиваем оказание медицинской помощи на договорной основе. Это нормально, ведь у человека должно быть право выбора. И если кто-то хочет находиться в палате повышенной комфортности или поставить себе особенный импортный хрусталик глаза, готов оплатить тазобедренный сустав из новейших материалов, пойти на затраты, не входящие в оплату по ОМС, — пожалуйста! У нас есть возможность выполнить эти условия. Но эта медицинская помощь не оказывается в ущерб лечению на бюджетной основе.
ПОМОЩЬ «ОТ» И «ДО»
- Если я правильно понимаю, еще одна проблема современной медицины — реабилитация. У нас это направление пока явно хромает…
- Клиника имени О. М. Филатова является экстренной больницей, и наша главная задача — разрешить неотложную ситуацию. Очень важно, чтобы после выписки из клиники пациент направился к специалисту поликлинического звена и прошел курс реабилитации, продолжил лечение. Врач сделает правильные назначения лекарственной терапии и объяснит больному, как именно он теперь должен восстанавливаться — сколько и как может ходить, по лестнице или по прямой, какие ему показаны нагрузки.
Врачи больницы имени О. М. Филатова чувствуют свою ответственность за жизнь «своего» пациента, поэтому в клинике создана возможность длительного постоянного наблюдения с коррекцией лечения и своевременными повторными обследованиями, повторными вмешательствами. Для этого работают пять дневных стационаров разного профиля, в которых лечатся в том числе и пациенты с открытым больничным листом. Это очень важно! Некоторые пациенты находятся на долечивании в клинико-диагностическом центре больницы. Уверена, что это оптимальная, максимально удобная и разумная система организации медпомощи, которая включает все — от первичного обращения, применения высокотехнологичных методов лечения до последующего восстановления и реабилитации. Пациенты, перенесшие сложные операции, повторю еще раз, должны находиться под контролем. Под врачебным контролем.
- Кстати, а вы жесткий руководитель?
- Все относительно, конечно. Но я считаю, что да, жесткий.
- А за что, например, вы могли бы уволить без разговора, резко?
- Если бы узнала, что кто-то вымогает деньги. Это то, что в моем понимании абсолютно невозможно и непростительно. У врача должна быть достойная зарплата, в нашей клинике она — средняя по городу. Понимаю, что кто-то может хотеть искренне отблагодарить врача цветами-конфетами — это по-человечески объяснимо. Другое — неприемлемо.
- У актеров часто спрашивают про творческие планы, это всегда звучит банально. А тут я вынуждена повториться в каком-то смысле: какие задачи вы ставите перед собой на ближайший период?
- Вы спрашивали меня, чем я горжусь. Больше всего — коллективом. В больнице работает очень интересный и талантливый коллектив (не хочу сказать уникальный — сейчас во всех столичных больницах есть достойные специалисты). Люди, работающие в клинике, полностью отвечают тем требованиям, которые предъявляет время.
Есть команда, готовая профессионально решать поставленные задачи, прежде всего — задачи экстренной медицинской помощи. Это подготовленные профессионалы с высоким уровнем интеллекта. И на ваш вопрос о задачах отвечаю: моя задача — сохранить этот коллектив, создать ему достойные условия работы. Это значит сделать так, чтобы наши врачи имели возможность реализовывать свои знания и умения во благо пациента.
Хочу дополнить свои слова — возвращаясь к той проблеме, о которой мы говорили в самом начале. Наилучшие клинические результаты достигаются только в сотрудничестве врача и пациента при взаимном уважении и доверии. Поэтому так важно идти навстречу друг другу. И первый шаг должен сделать именно врач, забота и добро должны идти от нас.
СПРАВКА
Тюлькина Екатерина Евгеньевна, кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, главный врач ГКБ № 15 имени О. М. Филатова.
КСТАТИ
В 2014 году ГКБ № 15 им. О. М. Филатова оказана помощь 65 тысячам больных только в стационаре. В целом в клинику обратились около 500 тысяч человек.
В 2014 году в клинике проведено: 625 операций аортокоронарного шунтирования (30 процентов — у больных с острым коронарным синдромом), протезирования клапанов сердца и аорты; более 4700 ангиографических исследований, около 1100 ангиопластик и стентирований сосудов, в том числе более 700 при остром коронарном синдроме; 154 операции по поводу острой сосудистой неврологической патологии (кровоизлияния, аневризмы сосудов головного мозга); 313 эндопротезирований крупных суставов и 1274 остеосинтеза; 3607 реконструктивных факоэмульсификаций, 235 витрэктомий, 476 лазерных циклокоагуляций; 7333 родов.
ОБ АВТОРЕ
Ольга Кузьмина - обозреватель и колумнист газеты «Вечерняя Москва».