Отчего утиные носы стали гусиными лапками
Аппетитно шуршащие фантики, огромные макеты зверей, елка, украшенная конфетами «Птичье молоко». Как сочетаются эти экспонаты?
— Идея выставки родилась легко, в прошлом году во время новогодних праздников. Достаточно было съесть определенное количество конфет, — рассказывает автор экспозиции Елена Демьянова. — Из мятых фантиков передо мной возник настоящий зоопарк, где были и животные, и птицы, и насекомые.
В центре зала разместился огромный бурый медведь, который стал символом старейшей российской конфеты «Мишка косолапый».
— Конфета родилась в конце XIX века на фабрике «Эйнем» (сегодня известна нам как «Красный Октябрь». — «ВМ»), — продолжает Елена. — Наверняка читатели знают, что на обертке изображен шедевр Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Макет упаковки для своей сладкой новинки «Эйнем» заказал художнику Мануилу Андрееву, который поместил знаменитую картинку на бирюзовый фон. А ее название родилось уже потом, после появления фантика.
Известно, что еще одна любимая москвичами конфета «Гусиные лапки» сначала имела другое название — «Утиные носы». Почему изменилось название, мы можем только догадываться. По одной из версий, у конфеты изменился рецепт: туда стали добавлять загуститель из гусиного жира.
— Конечно, узнать историю той или иной конфеты сложно, — говорит Елена. — Нам на помощь пришли сотрудники Музея истории шоколада и какао.
На стеллажах расположился настоящий зверинец. Оказывается, что российские фабрики часто выпускали конфеты в «образовательных упаковках»: с таблицей умножения, азбукой или загадками. Особенно любим у покупателей был шоколад с вкладышами, которые рассказывали об экзотических животных.
Конфета «Белочка» появилась в 1940-х годах. Изначально ее делали вручную очень маленькими партиями: в год удавалось выпускать лишь 500 килограммов. «Белочка» была очень дорогим подарком, ее преподносили поштучно и по особым случаям.
— Когда я перебирала жестянки, баночки, шкатулки и корзинки для кондитерских изделий, мне в голову пришла мысль: эти маленькие вещицы и есть эстетика человеческого существования, — отмечает Елена. — Красота, которая дополняет наше счастье.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Никита Лучков, сотрудник Музея истории шоколада и какао:
Необычная идея свалилась на меня как снег на голову. Вместе с сотрудниками нашего музея мы постарались найти все рычащее, скулящее, бегающее и прыгающее, что было в наших архивах. В итоге получился такой интересный симбиоз шоколада и зверей.
