Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Олег Митяев: Мы всегда мечтали приблизиться к французскому шансону

Общество
Олег Митяев: Мы всегда мечтали приблизиться к французскому шансону
Олег Митяев на вечере, посвященном творчеству Юрия Визбора. Концертный зал «Крокус Сити» / Фото: Persona Stars
В день своего 60-летия, 19 февраля, самый орденоносный российский бард соберет своих поклонников на большом концерте в Москве. Перед событием Олег Митяев дал интервью «ВМ».

В беседе с корреспондентом «ВМ» Олег Митяев поделился своими размышлениями о жизни и творчестве.

- Свои предстоящие юбилейные концерты в Москве и Питере ты незатейливо обозначил — «в кругу друзей». По какому принципу выбирались друзья? 

- Кто по сердцу. Большое счастье, что я познакомился с этими людьми. Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Валерия, Александр Маршал… Саша, к слову, уже традиционно споет мою новую песню, которая еще нигде не звучала.

- Ты перечислил исключительно представителей эстрадного цеха. Немного странно для 60-летия известного барда… 

- Ну, будет и Галина Хомчик, и, наверное, Александр Городницкий. Во всяком случае, на моем 50-летии он был. Возможно, Вера Полозкова прочтет стихотворение на этом празднике жизни. А еще приедет патронируемый моим благотворительным фондом детский хор из Челябинска. Я специально для этих ребят написал песню «Куда пойти учиться». Мы ее вместе исполним.

- Зачем все-таки «Крокус Сити Холл»? Это твое собственное желание или, как теперь водится, афишу и площадку определяют «интересы телевидения»? Почему бы не собраться с коллегами, скажем, на даче Окуджавы в Переделкине, и более камерным, но гармоничным, интеллигентским кругом, душевно там попеть? 

- Понты всему виной. Это ж мои торжественные проводы на пенсию. Ну и надо гульнуть с размахом. А если серьезно, то, конечно, я соблюдаю определенные правила игры, заданные в нашей нынешней музыкальной сфере. И, кроме того, мне приятно, что такие разные исполнители обращаются к моим песням. Я, например, давно мечтал, чтобы Александр Иванов спел что-нибудь из написанного мной. И он наконец спел. Или вот новую вещь — «Римская империя» — исполнит мой сын Филипп. Причем в стилистике тяжелого рока. Как он, слушая всю жизнь Мищуков и Окуджаву, попал в тяжелый рок, я вообще не понимаю. А Переделкино… Ну еще же, надеюсь, 70-летие впереди. Мы к этому придем.

- Из тех людей, дружбу с которыми ты очень ценил, уже не появятся на твоем торжестве Петр Тодоровский, Эльдар Рязанов… Их уход как-то повлиял на тебя? 

- Конечно. Они подняли планку моего мировоззрения. Меня заинтересовали совсем другие вещи, не те, что до знакомства с ними. И стало все более раздражать то, что звучит по телевизору. Сегодня иногда включаю какой-нибудь наш канал и думаю: либо я поумнел, либо там все сильно отупели? Взять хотя бы тексты песен, попадающих в эфир. Они же вообще никакие. Эх, если бы мощь и ресурсы федеральных телеканалов использовать для популяризации стихов Окуджавы, Мандельштама, Цветаевой, Пастернака… Мы в нашей авторской песне всегда мечтали, чтобы она приблизилась к французскому шансону, где звучат контрабасы, барабаны, какие-то интересные аранжировки, достойная поэзия, и исполняется все это в залах вроде парижской «Олимпии», звучит в популярных телепрограммах, по радио и т.п. Даже витала идея сделать совместный концерт с французскими бардами.

- Но в «Крокусе» у тебя как раз споют многие из тех, кто в телевизоре фактически прописался. Как же они там оказались? 

- Мне за них сложно ответить. А про себя я понял, что не в состоянии повлиять на ситуацию. В моих гуманитарных инициативах в этой стране не нуждаются. Я пытался организовывать большой фестиваль песни и поэзии «Крепитесь, люди!» и делал это только потому, что никто больше этого делать не хотел. Но я не организатор, я автор и хочу еще что-то писать, совершать какие-то открытия в творчестве.

- Фестиваль этот проходил в 2014-м, в том же «Крокусе» и, кажется, обозначил весьма принципиальные идейные противоречия в бардовской среде? 

- Да, многие уважаемые авторы отказались в нем участвовать. Я тогда удивлялся: как? почему? Нас же Первый канал снимает, и вам предлагается петь не какую-то ерунду, а свое. Давайте соберемся и жахнем. Но Сергей Никитин, Юлий Ким, Вероника Долина сказали: нет, это какая-то придворная площадка, а собираться нужно в маленьких залах… 

- Может, они правы? 

- Сейчас уже думаю, что да. Хотя пока я еще не до конца разуверился. Еще нахожусь на том уровне, когда могу позволить себе выступать в крупных столичных залах. Впрочем, понимаю, что если объявлю там программу «Да здравствуют музы!» на стихи Пушкина, то это и снимать не станут, и публики придет мало. Массовый зритель реагирует на то, что популяризируют, идет только на знакомые, простые хиты. И сейчас ведь есть интересные новые исполнители, по стране проходит немало бардовских фестивалей, где собираются порой десятки тысяч людей. Но их нигде не показывают.

- В твоем новом клипе снялся путешественник Федор Конюхов. Чуть раньше ты удостоился его именной премии. Что вас связывает? 

- Мне кажется, мы антиподы, и это нас притягивает. Я как-то размышлял о том, хочу ли стать героем России, и понял, что, наверное, нет. Потому что надо совершать подвиг. А Федор Филиппович — реальный герой, потрясающий человек. Сейчас вот он собирается лететь на воздушном шаре и устанавливать новый рекорд высоты. Говорит, если сильно его превысит, то может улететь в открытый космос. Я спросил: «Федор, а зачем тебе это?» Мы уже были дважды на Эвересте, вокруг Австралии на веслах прошли («мы», это потому что он всегда берет с собой записи моих песен), зачем тебе еще что-то экстремальное? Он ответил: «Ты сколько песен написал?» — «Ну, около 250». — «Так и хватит, может быть? Пой их. Но ты же пишешь новые…»

- Коммерческой стороной проектов Конюхова занимается ведь его сын. А у тебя двое взрослых сыновей. Чего бы им не заняться добыванием денег для папиных замыслов? 

- Ну, мой старший сын как раз входит вместе со своей семьей в состав коллектива нашего благотворительного фонда.

- А твоя супруга, Мария Есипенко, артистка Театра имени Вахтангова. У тебя установились особые отношения с «вахтанговцами»? Можешь «эксплуатировать» их в своих проектах? 

- Да, «по линии жены» я вынужден смотреть все спектакли этого театра. Недавно даже вручал Царскосельскую премию Римасу Туминасу, как бы смешно это ни выглядело. И, конечно, я пытался что-то сделать совместно с вахтанговскими актерами. Скажем, у них есть танцевальные спектакли, а у меня песня «Жестокое танго», и хочется, чтобы они ее как-то инсценировали. А еще я предложил Туминасу поставить бардовский спектакль о жизни Визбора. Есть сценарий. В этой работе можно задействовать почти весь коллектив театра, а также вывести на сцену ансамбль из полусотни гитаристов…

- Не пробовал писать что-то вроде зонгов для театральных постановок? 

- Есть спектакль по моим песням, поставленный в Омске. Но мне кажется, что многие режиссеры, особенно кинорежиссеры, стали опасаться использовать хорошие песни, поскольку они могут перевесить саму картину. Есть же пример фильма «Вертикаль». Песни остаются, а фильм или спектакль постепенно забываются. В общем, не модно это сейчас. Время требует совсем другого. Я думал, что надо стараться, расти, больше читать, усложнять свои песни. И вдруг оказалось, что в какой-то момент я обогнал свою публику. Не обогнал даже, а просто она затормозилась… Для большинства сегодня уже и Митяев — высоко. Что тут говорить, например, о Бродском.

- Кстати, о Бродском. В минувшем году ты ведь получил в Италии премию и его имени. Как-то мне трудно увязать Митяева и Бродского. За что премия? 

- Министерство культуры Италии, в отличие от российского Минкульта, почему-то оценило нашу работу с Леонидом Марголиным, которую мы сделали десять лет назад, — цикл песен на стихи Бродского. В России она прошла незамеченной. Я предлагал сделать какой-то фильм, просто пройтись по улицам Венеции и Питера и спеть эти песни. Но никто не откликнулся. Как и с нашим циклом песен на стихи Пушкина.

- К своим 60 ты не выглядишь таким уж оптимистичным, умиротворенным человеком, в тебе изрядно скептицизма. Однако наиболее популярные твои песни какие-то нарочито позитивные: «Крепитесь люди, скоро лето», «С добрым утром, любимая», сейчас вот «Просыпаясь, улыбаться». Это некий аутотренинг для себя и публики? 

- Наверное, да. По формуле: злодей на сцене, комик в жизни. Некая компенсация. Но, с другой стороны, я ничего не могу поделать со своей лирической сущностью. Я всегда поэтизирую окружающую действительность.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Марголис - обладатель премий «Овация» и«Чартова дюжина», автор биографических книг о мэтрах отечественного рока.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.