Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Сергей Арцибашев: Хотелось все успеть

Сюжет: 

Воскресное чтение
Общество
Продолжаем печатать беседы обозревателя «ВМ» Елены Буловой с деятелями культуры, не опубликованные в свое время. 24 августа герой рубрики — актер и режиссер Сергей Арцибашев, год назад ушедший из жизни в возрасте 63 лет.

Очень часто после его спектаклей, которые шли в созданном и руководимом мастером Театре на Покровке, мы, его друзья, собирались в небольшом кабинете за сценой: накрывался стол, живо обсуждалось увиденное на сцене. Посиделки с разговорами об искусстве могли продолжаться до рассвета.

Тем более что режиссер частенько брал в руки гитару, пел песни обожаемого им Высоцкого, многие из которых вошли в его спектакли. И ушел он так же стремительно, как и его кумир.

— Детство вы провели в таежном поселке. Это как-то отразилось на становлении будущего режиссера?

— Жизнь в таежном поселке сильно отличается от городской, хотя я в те годы не слишком об этом задумывался. Для меня вполне естественным было спать на печи, вставать на рассвете вместе с первыми криками петухов, мычанием коров и хрюканьем свиней.

Животину надо было кормить, доить, чем мать и занималась. В нашей староукладной семье, где кроме деда и родителей было шестеро детей, все трудились в меру сил. Жили дружно.

Очень почиталось слово старших. Женщин уважали, они были хранительницами очага. Отец, человек сильный физически, работал на заготовках леса, мама преподавала в школе так долго, что ее бывшие выпускники приводили к ней уже своих внуков.

— Какие черты характера закладывались в то время?

— Пожалуй, в первую очередь упрямство. А еще выносливость и аккуратность. Мне, младшему из всех мальчишек, очень часто приходилось доделывать работу за старшими братьями, то есть ездить за дровами, за водой, печь топить. За водой, например, надо было ехать с тяжелой бочкой.

Зимой я ставил ее на санки, волок их в гору. Наполнял бочку водой, а затем бережно санки надо было скатить вниз. Вода расплескивалась, горка быстро леденела. Большой виртуозности требовал этот спуск: очень часто бочка кувыркалась со скользящих саней, и мне приходилось все начинать заново. Ну а уж дома я разливал воду по меньшим объемам, сам ставил ее подогревать на печь.

Сергей Арцибашев: Хотелось все успеть  1991 год. Кадр из фильма «Ближний круг». Сергей Арцибашев (справа) в роли офицера Берии, актер Том Халс — Иван Саньшин / Фото: Из архива

Наверное, вам в тайге приходилось охотиться и рыбу ловить?

— Поскольку поселок стоял на берегу реки, то на рыбу ставились сети, чтобы улов был побольше — семья-то огромная. А вот охота действительно была в чести, поскольку зверь — это и мясо, и шкура. Отец с дедом и на медведя ходили, и на лося. Я помню в доме многочисленные шкурки — заячьи, лисьи, они были везде.

— И как же вас, парня, выросшего в такой глухомани, занесло в режиссуру?

— Режиссура не обязательно связана с театром или кино. Уже в детстве я начал режиссировать спортивные футбольные соревнования в нашем поселке. Разбил территорию на карте на кварталы, организовал восемь кварталов-команд. Нашел судей, составил протоколы матчей. Папу уговорил разметить поле. Ну и создал собственную команду, где стал капитаном. Для нас, мальчишек Кальи, этот чемпионат был сродни мировому первенству.

— Какое впечатление произвел на вас первый поход в театр?

— Ошеломляющее и судьбоносное. Долго копил деньги на билет, а попав в Свердловск, пошел в кассы, узнал, какие места самые лучшие, и купил билет в первый ряд партера. Помнится, шла пьеса Максима Горького.

Занавес поехал в сторону, и из глубины кулис на меня повеяло древним театральным духом: пылью, свежесклеенными декорациями и еще чем-то, трудно поддающимся определению.

Тогда каждой клеткой тела я ощутил, что это — мое и на всю жизнь. Поэтому, когда пришло время поступать, я стал убеждать родителей, что мое место не в Политехникуме, куда поступили все старшие братья, а в театральном. Отец, человек волевой и авторитарный, даже думать мне запретил в этом направлении, считая, что это не профессия для настоящих мужчин. Щадя чувства отца и временно уступив ему, я начал учиться в Политехникуме и одновременно играть в народном театре.

Потом сам организовал драмкружок, поставил пьесу, изучил теорию режиссуры, прочитав всего Станиславского, Немировича-Данченко, Таирова, Мейерхольда. Пришлось и в армии послужить...

— Сегодня многие говорят об уникальности вашего способа взаимодействия со зрителями, позволяющего назвать его «школой актерской игры по Арцибашеву». В чем тут магия?

— В том, чтобы подключить зрителя к театральному действу. У нас есть любопытный опыт: мы за рубежом играли «Трех сестер», и всегда на русском. Однажды мэр одного из немецких городов пришла к нам на спектакль. На следующий день она нас пригласила в мэрию на прием, и я ее спросил: «Ну, вы что-то поняли?» А она ответила: «Еще бы! Мне все время хотелось эту вашу противную Наташу ткнуть зонтиком!» И ведь никакого языкового барьера…

— Правда, что театр одно время был вашим домом в прямом смысле слова?

— Мне так хотелось успеть что-то сделать, что я проводил в нем все время. Театр стал жизнью, и хобби, и отдыхом. Свободных минут для себя было мало. Отдыхать так и не научился.

Сергей Арцибашев: Хотелось все успеть 4 сентября 2009 года. Худрук Театра имени Вл. Маяковского Сергей Арцибашев во время сбора труппы / Фото: Максим Шеметов/ТАСС

СПРАВКА

Сергей Николаевич Арцибашев родился 14 сентября 1951 года в поселке Калья Свердловской области. В 1976 году окончил актерское отделение Свердловского театрального училища, затем — режиссерский факультет ГИТИСа. В 1981–1989 годах — режиссер и актер Театра на Таганке, с 1989 по 1991-й — главный режиссер Московского театра комедии. Основатель и худрук «Театра на Покровке». С 2002 по 2011 год — худрук Театра Маяковского. Умер 12 июля 2015 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.