Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Инклюзивное образование: разрушая барьеры и создавая условия

Общество
Что такое инклюзивная школа
Что такое инклюзивная школа / Фото: ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Что такое инклюзивная школа

Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обязаны принять учеников с особыми образовательными потребностями и обеспечить для них специальные условия для получения образования. В п. 3 ст. 79 Закона подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для таких детей: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах — в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми. Для обозначения совместного обучения в Законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.

Готово ли наше общество в целом и школы в частности понять и принять идею инклюзии?

Об этом шла речь на всероссийской видеоконференции «Разрушая барьеры: в моем классе учится ребенок с особыми образовательными потребностями», организованной объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с издательским домом «Первое сентября».

Дата видеоконференции была приурочена к Международному дню инвалидов 3 декабря, а местом ее проведения была выбрана московская школа № 1321«Ковчег», ставшая в этом году лауреатом конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

В обсуждении актуальной проблемы приняли участие ведущие специалисты в области инклюзивного образования из Москвы и регионов, модератором дискуссии был вице-президент ОИГ «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» Артем Соловейчик.

Прежде всего, участникам было предложено ответить на вопрос: «Что лучше — специальные коррекционные школы или инклюзивное образование?»

«Этот вопрос постоянно задается в педагогическом сообществе, но однозначного ответа на него нет, — считает руководитель Городского психолого-педагогического центра г. Москвы Любовь Олтаржевская. — Согласно Закону «Об образовании в РФ», родитель вправе выбрать любую образовательную организацию для своего ребенка, но инклюзия не может быть поголовной. Когда в школу приходит такой ребенок, педагоги берут на себя ответственность за его будущее, и неподготовленная школа может только навредить ребенку и семье».

Как подготовить школу и учителей к обучению детей с особыми образовательными потребностями?

Участники поделились своим собственным опытом. Например, Наталья Лахина, учитель школы № 92 г. Воронежа, прежде чем начать работать с детьми-аутистами, прошла специальные курсы в институте повышения квалификации. При этом она подчеркнула, что не у всех педагогов есть время и возможности на такую подготовку.

В этом случае на помощь приходят дистанционные технологии, вебинары. Такое обучение организует Центр технологий «I-школа», который работает в формате сетевого взаимодействия со школами разных регионов.

Своеобразной методической площадкой для общеобразовательных школ могут стать коррекционные учреждения, которые получают статус ресурсных центров. Ярким примером может служить Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Тамбовская область), которая организует курсы по инклюзивному образованию не только для педагогов, но и для родителей, желающих получить профессию тьютора, а также помогает создать специальные условия для обучения каждого конкретного ребенка-инвалида в общеобразовательных школах.

«У нас есть все ресурсы — материальные, кадровые, методические, и мы имеем опыт обучения почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжелые множественные нарушения», — рассказала замдиректора Котовской школы-интерната Ирина Жидкова.

Однако в школе могут быть созданы все условия: безбарьерная среда, адаптированные программы и учебники, педагоги, прошедшие специальную подготовку, а здоровые дети и их родители не принимают детей с особенностями развития и даже устраивают их травлю.

Эту проблему поднял телеведущий «Первого канала», автор книги «Как общаться с солнечными детьми» Михаил Комлев: «Дело в том, что родители нередко весьма категорично выступают против того, чтобы дети с ОВЗ учились в обычных школах. Они дремуче невежественны и весьма смутно представляют себе, в чем заключается “особенность” таких категорий, как аутисты, дети с ДЦП, с синдромом Дауна и т. п. Им кажется, что от всех этих “больных” детей исходит опасность для их собственных чад. А это далеко не так».

По мнению Михаила Комлева, необходимо провести большую работу по пропаганде толерантности среди родителей и детей — с помощью книг, фильмов, телевизионных передач. Он рассказал о том, что дети с синдромом Дауна могут достичь высоких результатов в спорте и других сферах деятельности, если с ними целенаправленно заниматься.

Любовь Олтаржевская отметила, что чем раньше будут выявлены те или иные проблемы ребенка, тем эффективнее будет их коррекция. По ее словам, в условиях образовательных комплексов, куда входят, помимо школ, еще и детские сады, есть возможность отслеживать судьбу каждого из особенных детей, выстраивать работу с ними от самого первого года обучения в дошкольном учреждении и до выпуска из школы.

Директор Центра технологий «I-школа» Ольга Асаянова считает, что ядром инклюзивного образования должна стать психологическая служба, которая призвана взаимодействовать с детьми, родителями и педагогами, снимать стрессовые и конфликтные ситуации.

Всем участникам видеоконференции было важно услышать мнение директора школы «Ковчег» Романа Реуэля — ведь именно эта школа впервые начала обучать детей с такими сложными заболеваниями, как синдром Дауна и аутизм.

Это произошло в 1990 году, когда, по свидетельству Романа Абрамовича, в школе еще не было ни лифтов, ни пандусов, но с самого начала сложилась особая атмосфера дружбы и взаимовыручки.

«В школе надо создать условия, которые заинтересуют детей и родителей, — убежден Роман Реуэль. — Ипподром, кружки, музеи — во всем этом могут принять участие и здоровые, и больные дети. У нас есть свой лагерь под Переяславлем-Залесским, где дети любят отдыхать во время каникул. Все это делает школу востребованной и популярной».

Так что же такое инклюзивная школа?

В завершение видеоконференции ее участники так сформулировали ответ на этот вопрос: «Инклюзивная школа — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна быть готовой подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями».

На правах рекламы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.