Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Раскрыть загадку туманности и превзойти самого Галилея

Общество
1 декабря 2016 года 14:00 Занятия по астрономии и физике космоса для московских школьников проводятся не только в классах, но и на различных площадках города. Так, старшеклассница Рамина Мудорова изучает движение спутника Земли в технопарке Мосгормаша
1 декабря 2016 года 14:00 Занятия по астрономии и физике космоса для московских школьников проводятся не только в классах, но и на различных площадках города. Так, старшеклассница Рамина Мудорова изучает движение спутника Земли в технопарке Мосгормаша / Фото: Наталия Нечаева
Кружок астрономии и физики космоса на базе школы № 179 продолжил работу в новом году. Примечательно: посещать его могут учащиеся любого другого учебного заведения столицы.

Неприметная дверь, которая ведет в самый обычный класс школы № 179, отделяет таинственный мир космоса с его необычными явлениями от повседневной действительности. За партами тихо сидят юные астрономы. Они не сводят глаз со своего «проводника» в безразмерное космическое пространство, преподавателя математики и астрономии Натальи Шатовской.

— Начинаем наше занятие с проверки домашней работы. Все его выполнили? — спрашивает она у ребят.

Но такой вопрос излишен. На факультатив по астрономии ходят настоящие энтузиасты — те, кому действительно интересно повышать свой уровень знаний по этому предмету. Посещать занятия, что интересно, могут не только учащиеся школы № 179, но и любого другого учебного заведения столицы.

— Моя программа рассчитана на учащихся 9–10-х классов, — рассказала Наталья Шатовская. — Но могут приходить и восьмиклассники. Ребята занимаются один час в неделю. Я отказалась вести астрономию в 11-м классе по очень простой причине — в это время, как правило, школьники готовятся к поступлению в вузы, им совсем не до изучения космоса и небесных явлений.

Шатовская занимается дополнительным образованием почти всю свою жизнь. Факультатив, который она разработала для этой школы несколько лет назад, далеко не единственный. У нее есть программы для младших и средних классов. При этом педагог подчеркивает: изучение астрономии — не самая главная цель.

— Благодаря моим занятиям дети лучше усваивают физику и математику, — поясняет она. — Задания, которые мы выполняем, очень хорошо подтягивают школь­ников по этим предметам.

На факультативе ученики не только уделяют время теории и решают каверзные задачи, но и наблюдают за небесными явлениями при помощи специального оборудования — биноклей, телескопов.

— Ребенок должен научиться смотреть на небо, видеть, анализировать, — подчеркивает Шатовская.
Летом она старается вывозить своих учеников на природу, в астрономические школы, которые работают только в это время года. Небо там, по мнению учителя, гораздо лучше московского. В такие поездки ребята отправляются с большим энтузиазмом. А еще они с удовольствием участвуют в астрономических турнирах.

— Там детям приходится все делать сообща, в отличие от олимпиад, — отмечает Шатовская. — И каждый из участников вносит свой вклад. Такие формы состязаний дают шанс проявить себя внутри команды даже слабым ученикам.

На астротурниры ребята приезжают с готовыми заданиями, которые они выполняют в течение года.

— Среди них есть весьма любопытные! — улыбается педагог. — Как-то школьников попросили собрать модель телескопа, аналогичную той, которую 400 лет назад создал Галилео Галилей. Мало того: ребятам предстояло повторить открытие ученого и обнаружить то, чего ему не удалось.

Превзойти Галилео казалось невыполнимо. Но одна группа справилась с ней блестяще. Юные астрономы не только сконструировали телескоп, но и исследовали с его помощью туманность — как раз этого и не смог сделать Галилей.

— Было еще задание — подготовиться к наблюдению затмения в Индонезии, — Шатовская хитро прищуривается. — Участникам предложили представить, что они отправляются в экспедицию. Надо было выбрать приборы, которые понадобятся, и место для наблюдения. Одна из команд заявила: «А мы не будем выбирать площадку, а попросимся в буддийский монастырь в горах!» С места тут же вскочил какой-то мальчик: «Ничего не получится! Мы проверили — в полосе затмения нет буддийского монастыря!» Пришлось им искать другое место!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.