Раскрыть загадку туманности и превзойти самого Галилея
Неприметная дверь, которая ведет в самый обычный класс школы № 179, отделяет таинственный мир космоса с его необычными явлениями от повседневной действительности. За партами тихо сидят юные астрономы. Они не сводят глаз со своего «проводника» в безразмерное космическое пространство, преподавателя математики и астрономии Натальи Шатовской.
— Начинаем наше занятие с проверки домашней работы. Все его выполнили? — спрашивает она у ребят.
Но такой вопрос излишен. На факультатив по астрономии ходят настоящие энтузиасты — те, кому действительно интересно повышать свой уровень знаний по этому предмету. Посещать занятия, что интересно, могут не только учащиеся школы № 179, но и любого другого учебного заведения столицы.
— Моя программа рассчитана на учащихся 9–10-х классов, — рассказала Наталья Шатовская. — Но могут приходить и восьмиклассники. Ребята занимаются один час в неделю. Я отказалась вести астрономию в 11-м классе по очень простой причине — в это время, как правило, школьники готовятся к поступлению в вузы, им совсем не до изучения космоса и небесных явлений.
Шатовская занимается дополнительным образованием почти всю свою жизнь. Факультатив, который она разработала для этой школы несколько лет назад, далеко не единственный. У нее есть программы для младших и средних классов. При этом педагог подчеркивает: изучение астрономии — не самая главная цель.
— Благодаря моим занятиям дети лучше усваивают физику и математику, — поясняет она. — Задания, которые мы выполняем, очень хорошо подтягивают школьников по этим предметам.
На факультативе ученики не только уделяют время теории и решают каверзные задачи, но и наблюдают за небесными явлениями при помощи специального оборудования — биноклей, телескопов.
— Ребенок должен научиться смотреть на небо, видеть, анализировать, — подчеркивает Шатовская.
Летом она старается вывозить своих учеников на природу, в астрономические школы, которые работают только в это время года. Небо там, по мнению учителя, гораздо лучше московского. В такие поездки ребята отправляются с большим энтузиазмом. А еще они с удовольствием участвуют в астрономических турнирах.
— Там детям приходится все делать сообща, в отличие от олимпиад, — отмечает Шатовская. — И каждый из участников вносит свой вклад. Такие формы состязаний дают шанс проявить себя внутри команды даже слабым ученикам.
На астротурниры ребята приезжают с готовыми заданиями, которые они выполняют в течение года.
— Среди них есть весьма любопытные! — улыбается педагог. — Как-то школьников попросили собрать модель телескопа, аналогичную той, которую 400 лет назад создал Галилео Галилей. Мало того: ребятам предстояло повторить открытие ученого и обнаружить то, чего ему не удалось.
Превзойти Галилео казалось невыполнимо. Но одна группа справилась с ней блестяще. Юные астрономы не только сконструировали телескоп, но и исследовали с его помощью туманность — как раз этого и не смог сделать Галилей.
— Было еще задание — подготовиться к наблюдению затмения в Индонезии, — Шатовская хитро прищуривается. — Участникам предложили представить, что они отправляются в экспедицию. Надо было выбрать приборы, которые понадобятся, и место для наблюдения. Одна из команд заявила: «А мы не будем выбирать площадку, а попросимся в буддийский монастырь в горах!» С места тут же вскочил какой-то мальчик: «Ничего не получится! Мы проверили — в полосе затмения нет буддийского монастыря!» Пришлось им искать другое место!