Новая роль Екатерины Гусевой в многосерийном фильме «А.Л.Ж.И.Р.» обещает открыть актрису зрителям с неожиданной стороны
— Екатерина, о событиях, происходивших в годы репрессий, снято много фильмов. Среди них немало сильных картин, отвечающих на многие вопросы. Вы считаете, стоит возвращаться к этой теме?
— Наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви! Прежде всего о любви к ближнему. О духовном росте, о милосердии, о дружбе, о том, как в адских условиях выкристаллизовываются лучшие человеческие качества.
Качества, которые в сытой жизни, где много удовольствий и искушений, спят и редко проявляются. И еще.
Чтобы ценить настоящее, нужно знать прошлое, опираться на его опыт. Картина как будто напоминает нам о том, как важно бережно относиться к каждому сказанному слову, к поступку.
Потому что в одночасье можно лишиться всего. Среди заключенных А.Л.Ж.И.Ра были самые разные женщины: и простые советские труженицы, и жены маршалов, представителей культурной элиты, монахини....
Их мужей или расстреляли, или они были осуждены, объявлены врагами народа. Таких женщин специально «перемешивали» с настоящими рецидивистками — убийцами, воровками. Из благополучной, устроенной, комфортной жизни женщины попадали в ад.
Там были, например, сестра маршала Тухачевского, мать Майи Плисецкой с грудным ребенком на руках...
— Как вы готовились к роли?
— Я снималась с апреля, но к глубокому пониманию роли пришла не сразу.
Моя героиня София ТерАшатурова — не вымышленный персонаж, а реальная женщина. Во время съемок мой большой друг подарил мне книгу «Воспоминаниям угаснуть не дано», которая отпечатана очень маленьким тиражом. Ее автор — Елена Константиновна ТерАсатурова, актриса, прототип моей героини. И после прочтения книги я стала относиться к героине как к реальной женщине — с колоссальной ответственностью.
Она работала и в драматическом, и в оперном театре, в оперетте, в филармонии.
И смотрите, какое необыкновенное совпадение! Обычно, прежде чем начать читать книгу, я открываю ее в середине и читаю несколько строк. И что же я вижу?! Вот такие строки: «Сегодня я читала отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина». Анна встречается с сыном». Представляете?! (Екатерина Гусева сейчас исполняет роль Анны Карениной в одноименном мюзикле. — «ВМ»).
— Ваша героиня — оперная певица. Мы услышим в фильме ваше пение?
— Да! И я счастлива, что у меня появилась такая возможность! Все время, начиная с мюзикла «Норд-Ост», я не оставляла занятий классическим вокалом, уже много лет занимаюсь с педагогом Юлией Рассудовой. И вот настал мой час! (Смеется.) Хотя бы в кино я смогу фрагментарно исполнить и «Аве Мария» Франца Шуберта, и партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, и «Пиковую даму».
Но с моей героиней жестоко обойдутся сокамерницы, и голоса у нее не станет…
— Так какая же она, ваша София?
—София — артистка яркая, с амбициями. Жена главного режиссера оперного театра. Имела непререкаемый авторитет. Купалась в обожании, цветах, в письмах поклонников и воспринимала все это как должное.
Борьба за роли, за первый состав, за премьеры, за хорошие рецензии... Лишала себя возможности иметь детей, чтобы не потерять форму. В начале картины она исполняет на сцене романс: «...Но даже если мука и нам навек разлука отводится судьбою, то знай, что мое сердце наполнено тобою...» Исполняет очень красиво, но... формально, не понимая глубины этих слов, не вникая в их суть.
И вдруг в один момент ее жизнь переворачивается — она попадает в ужасные условия, в лагерь. Ушли гордыня, высокомерие, пафос…
— В фильме сильный актерский состав. Как складывались ваши отношения с партнерами по площадке?
— Команда — это, пожалуй, самое важное. На площадке собрались необыкновенные актеры, тонкие и внимательные к каждой детали люди: Даша Екамасова, Володя Мишуков, Миша Евланов, Клава Коршунова, Кирилл Плетнев… Мы знаем, о чем хотим сказать.
У режиссера Александра Касаткина и оператора Руслана Герасименкова нет опыта работы в многосерийном формате, они снимали большое кино, полный метр, и к каждому кадру относятся как художники, все делается вдумчиво, тонко, изящно... При этом снимают быстро и профессионально.
— Лагерь, о котором идет речь в фильме, находился в Казахстане. А где проходили съемки?
— В Крыму. Знаете, крымские степи — это что-то невозможное! Ковыль, который живет своей жизнью. Волосы живут от ветра, и ковыль живет — это все сплетается, переплетается. И поля... Каждую неделю цвет поля меняется — то маки цветут, то ромашки… Такие красоты!
— То есть во время съемок вы из Москвы надолго уезжали. От переездов не устаете?
— Наоборот, они меня из суеты, из беготни, из существования на разрыв, из необходимости оказаться в одно время в трех местах переносят в относительный покой. Я в Крыму хотя бы линию горизонта видела. Мне этого уже достаточно, что-то во мне в этот момент открывается. Я отдыхаю. Сама природа силы дает. Так что смена обстановки на пользу. Появляется возможность над своей жизнью задуматься.
— В каких условиях жили на съемках?
— Ой, в комфортных! В домике на колесах. Там и плита, и холодильник, и кондиционер, и диванчик, чтобы прилечь, и столик.
—Когда снимают такие фильмы, без соответствующего грима обойтись невозможно. Вы не боитесь себя, так сказать, портить?
— Да, нас мажут, мажут: под глазами черное, над глазами черное. Я сама, честно говоря, выбрала себе такой грим. Мне хотелось, чтобы с моей героиней произошла эта метаморфоза — начинаем мы с накладных ресниц, которые она снимает и кладет в жестяную коробочку, а в финале у нее уже не глаза, а впалые глазницы... При этом под страшным гримом у героинь проглядывает внутренняя красота, внутренний свет.
— Некоторые исторические фильмы, снимающиеся в наши дни, грешат отбеленными улыбками актеров...
— Очень сложно запретить себе какие-то эстетические изменения во внешности, которые сейчас так широко предлагаются по доступным ценам. И действительно, это красиво! Но если бы я что-то делала с лицом, то играла бы исключительно успешных, деловых, современных женщин. У меня не было бы возможности играть исторических персонажей. А я не хочу себя ограничивать. Все работающие актрисы, мне кажется, так ответят. Это же не модельный бизнес. Мы должны быть разными.
— После таких трагических ролей, как в «А.Л.Ж.И.Р.е», сложно ли, скажем так, возвращаться в реальную жизнь?
— К счастью, срабатывает инстинкт самосохранения. Нужно уметь владеть своей эмоциональной природой, владеть собой. Это умение приходит с опытом в актерской профессии. Если, закончив работу в фильме, я в обычной жизни продолжу чувствовать себя узницей Акмолинского лагеря — согласитесь, это по меньшей мере будет странно... А вот когда я существую в кадре, стараюсь себя не жалеть.
— Екатерина, а в вашей семье жертвы репрессий были?
— Нет, Бог миловал нас. Моя бабушка Зинаида, прадед Константин и прабабушка Антонина имели какое-то отношение к церкви. Но подробностей бабушка никогда не рассказывала. Во время гонений на церковь в 1917–1920 годы они по всей стране разбежались, чтобы спастись. Прятались.
А потом много-много лет друг друга искали. Но, помоему, никто не был осужден. В лагерях никто не сидел. По крайней мере я об этом не знаю.
— Зрители воспринимают вас прежде всего как актрису, сыгравшую немало романтических ролей. Как вы думаете, как примут вас в новой драматической роли?
— Так воспринимают меня, наверное, те, кто смотрит «Романтику романса» на канале «Культура». Вот там я действительно на романтичной волне. Но есть ведь публика, которая ходит в театр и видела меня в образе Екатерины II, например.
Да и в кино у меня разные работы. Да, в новом фильме моя героиня принимает нечеловеческие мучения. И физические, и моральные, и душевные. Ей Господь дал шанс измениться — очиститься через страдания.
СПРАВКА
Акмолинский лагерь жен изменников Родины (А. Л. Ж. И. Р.) — название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области, Казахстан (1938–1953). Это крупнейший советский женский лагерь, один из трех «островов» «архипелага ГУЛАГ».
В 1938 году в лагере находились около 8 тысяч заключенных женщин, в том числе 4500 членов семей изменников Родины.
ДОСЬЕ
Екатерина Константиновна Гусева родилась 9 июля 1976 года в Москве. В 1997 году, окончив Театральное училище им. Щукина, пришла в театр «У Никитских ворот», где проработала четыре года. Затем была работа в мюзикле «НордОст». С 2003 года — актриса Театра им. Моссовета. В фильмографии — около 60 работ. Широкую известность ей принесла роль Ольги Беловой в сериале «Бригада» (2002).
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!