Тайны начала прошлого века долго хранили послы
Архитектор Борис Могинов называет особняк на Поварской, 44, жемчужиной. Мастер, за десятки лет работы в реставрации не раз прикоснувшийся к древним камням, такой строгий с виду, мэтр, не скрывает улыбки, когда речь заходит об этом доме.
— Особняк хранит в себе столько тайн! — восхищается мастер. И за возможность прикоснуться к этим тайнам как автор проекта реставрации, сотрудник Центральных научно-реставрационных проектных мастерских — организации-генпроектировщика, не стесняется говорить спасибо сотрудникам новозеландского посольства. — Ведь они сумели сохранить для нас редкий памятник.
Капитализм: начало
Дипмиссии располагаются в особняке на Поварской более 90 лет. С 1924 года в нем обитали шведы, а в 1972-м обосновалось посольство Новой Зеландии.
— В здании было немало ремонтов, изменивших интерьеры, — рассказывает Борис Могинов. — Но за слоями побелки, обоев, наклеенных на газеты, мы нашли элементы, что придумал и воплотил сам Лев Кекушев, один из известнейших и самых необычных архитекторов Москвы начала ХХ столетия.
Особняк был построен в 1903 году, как принято сейчас говорить, под ключ. Не по чьему-то заказу, а на продажу.
Для Москвы того времени это был шаг в новую эпоху — к капиталистической модели государства. Землю полусохранившихся дворянских гнезд и купеческих усадеб XVII–XVIII веков выкупали и на ней ставили особняки.
Так случилось и с бывшей усадьбой тайного советника Данилы Волчкова. Одна из крупнейших российских домостроительных фирм начала ХХ века — Торгово-строительное общество, которое возглавлял банкир и предприниматель Яков Рекк, стерла с лица земли старые деревянные усадебные флигели и сараи, а вместо них построила два модных дома, как мы бы сейчас сказали, премиум-класса. Оба спроектировал Лев Кекушев.
Один — тот, что на Поварской, 44, купил верхневолжский промышленник Иван Миндовский. Случилось это только через пять лет, в 1908 году: слишком уж дорого стоил кекушевский особняк.
Не в целости, но в сохранности
Эксперты в один голос твердят: этот дом Кекушева — образец московского модерна.
Лучшая работа мастера.
Изгибы фасада, окна — каждое произведение искусства, говорят архитекторы. Витражи, зимний сад и лепнина, скульптурные группы и «воздушные» ограждения, балкон с ограждением из шпиатра (сплав цветных металлов. — «ВМ»), высокий силуэт здания, мощный цоколь, асимметричные эркеры, орнаменты — архитектура особняка и его интерьер почти уникальное творение.
Несмотря на то что у особняка было несколько хозяев — и сами Миндовские, и члены Общества помощи голодающим, которое «поселилось» здесь после 1917 года, когда дом был национализирован, и сотрудники дипмиссий, жемчужину Кекушева удалось сохранить до наших дней.
Были и косметические ремонты, и небольшие перепланировки, но серьезная реставрация — всего одна, в 1998 году, да и та коснулась только фасадов. Ею, кстати, тоже руководил Борис Могинов.
Тогда инженерам, химикам и технологам удалось установить подлинный цвет стен особняка, и из желтого его перекрасили в серо-голубой. Таким мы видим дом Миндовского сейчас.
— В то время целый институт над восстановлением цвета работал, — архитектор Могинов может часами увлеченно рассказывать, как хорошо шла реставрация 18 лет назад.
Говорит, сейчас все подругому: наверное, как любой воспитанник советской архитектурной школы, ко всему современному он относится с грустью. — Правда, дальше фасадов дело не пошло. На реставрацию интерьеров тогда не хватило денег.
Следы Льва Кекушева
На этот раз в проекте реставрации настолько масштабный список работ, что после их окончания откладывать на потом совершенно точно будет нечего. Притом что архитекторы в один голос твердят о высокой сохранности памятника, над восстановлением некоторых уникальных деталей особняка им придется серьезно поработать. Так, почти ничего не осталось от огромного — от пола до потолка — витража, на котором когда-то был изображен Пан — древнегреческий бог плодородия, пастушества и скотоводства, играющий на свирели. Специалисты выяснили, что проем для витража был затянут холстом почти 100 лет. До наших дней дошла лишь небольшая часть рисунка. По словам Могинова и других архитекторов, работающих над проектом, восстанавливать витраж будут по технологиям начала ХХ века.
Еще одна изюминка особняка Миндовского — зимний сад.
Особенно его стеклянная крыша, через которую во времена Льва Кекушева маленькое помещение заливало солнце и которую когда-то закрыли оцинкованным железом.
— В зимнем саду мы обнаружили фрагмент оригинального покрытия стены. Это одна из чудесных находок! — архитектор Борис Могинов рассказывает о деталях интерьера особняка на Поварской, 44, сохранившихся в первозданном виде, будто захватывающую сказку любимому внуку — вкрадчиво и с легкой улыбкой. — Под слоями побелки и обоев нашли облицовку стен из голубой плитки 1904 года.
Серебряная краска под потолком в большом фойе особняка тоже открытие реставраторов.
— В хорошем состоянии перила из мрамора на главной лестнице и уникальные кекушевские львы — авторский знак знаменитого архитектора, — рассказывает Борис Григорьевич. — Они есть в каждом особняке, спроектированном им. В доме Миндовского столетние львы из металла украшают лестничные ограждения, а гипсовый — на фасаде.
Аврора возвращается
Однако исторические детали — это еще не все. Сенсация в том, что на крышу особняка наконец возвращается Аврора — римская богиня зари.
Скульптура, которая украшала дом на Поварской вплоть до 20-х годов прошлого века и история исчезновения которой неизвестна. Нашел Аврору тот же автор проекта реставрации особняка. Три года назад. Точнее, он воссоздал ее образ таким, каким его придумал сам Кекушев.
— На старых фото Аврора плохо видна, — рассказывает архитектор. — Деталей не разберешь. В первую реставрацию по историческим снимкам я сделал эскиз скульптуры в натуральную величину. Как сейчас помню — склеил кальку почти три метра в длину и по точкам нарисовал. Но к эскизу остались вопросы.
Могинов искал ответы на них 16 лет: по архивам, в старых документах и журналах. И однажды все-таки нашел.
— Я чуть со стула не упал, — смеется архитектор, — когда вдруг наткнулся в одном из архивов на фотографию, на которой скульптура была видна отчетливо.
Находка перевернула представления о том, какой должна быть Аврора Льва Кекушева.
Если в первом варианте она держала в руках венок, то во втором — уточненном — кисть и палитру. Да и сама фигура иная: стать, поворот головы, положение рук.
«Вечерняя Москва» побывала в мастерской скульптора Владимира Усова, воплотившего восстановленный образ Авроры в гипсе, и первой увидела, какой будет и какой была богиня зари.
— Вот посмотрите — они очень разные, — Усов, выставив на невысокий стол две фигурки высотой сантиметров по тридцать рядом, всматривается в них, чуть откинув голову. Он автор обеих Аврор: и той, что была сделана в конце 90-х по кальке Могинова, и нынешней, созданной по найденной фотографии. Но, кажется, первая ему нравится больше. — Она изящнее и нежнее. Зато вторая — исторически точная. А точность в вопросах реставрации важнее художественности. Тем не менее изгиб руки первой Авроры, думаю, можно будет использовать.
Совсем скоро Владимир Усов приступит к созданию рабочей версии Авроры — полутораметровой копии. Внесет уточнения в образ, немного доработает. А дальше — форма в полный рост, отлив, уточнение деталей. И только после этого скульптура наконец будет готова занять свое историческое место. Правда, случится это только в следующем году. По планам, согласованным с Департаментом культурного наследия, глобальная реставрация особняка на Поварской должна закончиться во второй половине 2018 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:
— В состав ансамбля объекта культурного наследия «Особняк И. А. Миндовского с флигелем и оградой» входят главный дом постройки 1903 года, флигель и ограда. Пользователем объекта является Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел РФ. Ремонтно-реставрационные работы проводятся в соответствии с согласованной проектной документацией и разрешениями, выданными Мосгорнаследием.
ЦИФРА
131 объект культурного наследия отреставрирован в Москве с начала года. Всего же за семь лет привели в порядок почти одну тысячу памятников архитектуры.
СПРАВКА
Автор проекта особняка на Поварской, 44, Лев Кекушев оставил в Москве огромное число памятников — свидетельств своего гения: два десятка особняков и доходных домов, несколько часовен и храмов, железнодорожные станции Мытищи и Одинцово, торговые ряды на Никольской, три ресторана — среди них «Прага». Первое в столице здание в стиле модерн он спроектировал в 1893 году. Это был доходный дом в Варсонофьевском переулке.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!