Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Тайны начала прошлого века долго хранили послы

Общество
Фото особняка на Поварской, 44, начала XX века
Фото особняка на Поварской, 44, начала XX века / Фото: архив Бориса Могинова
В посольстве Новой Зеландии — большой ремонт. В старинном особняке 1903 года постройки, где располагается дипмиссия, идет первая в истории масштабная реставрация.

Архитектор Борис Могинов называет особняк на Поварской, 44, жемчужиной. Мастер, за десятки лет работы в реставрации не раз прикоснувшийся к древним камням, такой строгий с виду, мэтр, не скрывает улыбки, когда речь заходит об этом доме.

— Особняк хранит в себе столько тайн! — восхищается мастер. И за возможность прикоснуться к этим тайнам как автор проекта реставрации, сотрудник Центральных научно-реставрационных проектных мастерских — организации-генпроектировщика, не стесняется говорить спасибо сотрудникам новозеландского посольства. — Ведь они сумели сохранить для нас редкий памятник.

Капитализм: начало

Дипмиссии располагаются в особняке на Поварской более 90 лет. С 1924 года в нем обитали шведы, а в 1972-м обосновалось посольство Новой Зеландии.

— В здании было немало ремонтов, изменивших интерьеры, — рассказывает Борис Могинов. — Но за слоями побелки, обоев, наклеенных на газеты, мы нашли элементы, что придумал и воплотил сам Лев Кекушев, один из известнейших и самых необычных архитекторов Москвы начала ХХ столетия.

Особняк был построен в 1903 году, как принято сейчас говорить, под ключ. Не по чьему-то заказу, а на продажу.

Для Москвы того времени это был шаг в новую эпоху — к капиталистической модели государства. Землю полусохранившихся дворянских гнезд и купеческих усадеб XVII–XVIII веков выкупали и на ней ставили особняки.

Так случилось и с бывшей усадьбой тайного советника Данилы Волчкова. Одна из крупнейших российских домостроительных фирм начала ХХ века — Торгово-строительное общество, которое возглавлял банкир и предприниматель Яков Рекк, стерла с лица земли старые деревянные усадебные флигели и сараи, а вместо них построила два модных дома, как мы бы сейчас сказали, премиум-класса. Оба спроектировал Лев Кекушев.

Один — тот, что на Поварской, 44, купил верхневолжский промышленник Иван Миндовский. Случилось это только через пять лет, в 1908 году: слишком уж дорого стоил кекушевский особняк.

Не в целости, но в сохранности

Эксперты в один голос твердят: этот дом Кекушева — образец московского модерна.

Лучшая работа мастера.

Изгибы фасада, окна — каждое произведение искусства, говорят архитекторы. Витражи, зимний сад и лепнина, скульптурные группы и «воздушные» ограждения, балкон с ограждением из шпиатра (сплав цветных металлов. — «ВМ»), высокий силуэт здания, мощный цоколь, асимметричные эркеры, орнаменты — архитектура особняка и его интерьер почти уникальное творение.

Несмотря на то что у особняка было несколько хозяев — и сами Миндовские, и члены Общества помощи голодающим, которое «поселилось» здесь после 1917 года, когда дом был национализирован, и сотрудники дипмиссий, жемчужину Кекушева удалось сохранить до наших дней.

Были и косметические ремонты, и небольшие перепланировки, но серьезная реставрация — всего одна, в 1998 году, да и та коснулась только фасадов. Ею, кстати, тоже руководил Борис Могинов.

Тогда инженерам, химикам и технологам удалось установить подлинный цвет стен особняка, и из желтого его перекрасили в серо-голубой. Таким мы видим дом Миндовского сейчас.

— В то время целый институт над восстановлением цвета работал, — архитектор Могинов может часами увлеченно рассказывать, как хорошо шла реставрация 18 лет назад.

Говорит, сейчас все подругому: наверное, как любой воспитанник советской архитектурной школы, ко всему современному он относится с грустью. — Правда, дальше фасадов дело не пошло. На реставрацию интерьеров тогда не хватило денег.

Следы Льва Кекушева

На этот раз в проекте реставрации настолько масштабный список работ, что после их окончания откладывать на потом совершенно точно будет нечего. Притом что архитекторы в один голос твердят о высокой сохранности памятника, над восстановлением некоторых уникальных деталей особняка им придется серьезно поработать. Так, почти ничего не осталось от огромного — от пола до потолка — витража, на котором когда-то был изображен Пан — древнегреческий бог плодородия, пастушества и скотоводства, играющий на свирели. Специалисты выяснили, что проем для витража был затянут холстом почти 100 лет. До наших дней дошла лишь небольшая часть рисунка. По словам Могинова и других архитекторов, работающих над проектом, восстанавливать витраж будут по технологиям начала ХХ века.

Еще одна изюминка особняка Миндовского — зимний сад.

Особенно его стеклянная крыша, через которую во времена Льва Кекушева маленькое помещение заливало солнце и которую когда-то закрыли оцинкованным железом.

— В зимнем саду мы обнаружили фрагмент оригинального покрытия стены. Это одна из чудесных находок! — архитектор Борис Могинов рассказывает о деталях интерьера особняка на Поварской, 44, сохранившихся в первозданном виде, будто захватывающую сказку любимому внуку — вкрадчиво и с легкой улыбкой. — Под слоями побелки и обоев нашли облицовку стен из голубой плитки 1904 года.

Серебряная краска под потолком в большом фойе особняка тоже открытие реставраторов.

— В хорошем состоянии перила из мрамора на главной лестнице и уникальные кекушевские львы — авторский знак знаменитого архитектора, — рассказывает Борис Григорьевич. — Они есть в каждом особняке, спроектированном им. В доме Миндовского столетние львы из металла украшают лестничные ограждения, а гипсовый — на фасаде.

Скульптор Владимир Усов вносит последние штрихи в модель скульптуры Авроры Скульптор Владимир Усов вносит последние штрихи в модель скульптуры Авроры / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Аврора возвращается

Однако исторические детали — это еще не все. Сенсация в том, что на крышу особняка наконец возвращается Аврора — римская богиня зари.

Скульптура, которая украшала дом на Поварской вплоть до 20-х годов прошлого века и история исчезновения которой неизвестна. Нашел Аврору тот же автор проекта реставрации особняка. Три года назад. Точнее, он воссоздал ее образ таким, каким его придумал сам Кекушев.

— На старых фото Аврора плохо видна, — рассказывает архитектор. — Деталей не разберешь. В первую реставрацию по историческим снимкам я сделал эскиз скульптуры в натуральную величину. Как сейчас помню — склеил кальку почти три метра в длину и по точкам нарисовал. Но к эскизу остались вопросы.

Могинов искал ответы на них 16 лет: по архивам, в старых документах и журналах. И однажды все-таки нашел.

— Я чуть со стула не упал, — смеется архитектор, — когда вдруг наткнулся в одном из архивов на фотографию, на которой скульптура была видна отчетливо.

Находка перевернула представления о том, какой должна быть Аврора Льва Кекушева.

Если в первом варианте она держала в руках венок, то во втором — уточненном — кисть и палитру. Да и сама фигура иная: стать, поворот головы, положение рук.

«Вечерняя Москва» побывала в мастерской скульптора Владимира Усова, воплотившего восстановленный образ Авроры в гипсе, и первой увидела, какой будет и какой была богиня зари.

— Вот посмотрите — они очень разные, — Усов, выставив на невысокий стол две фигурки высотой сантиметров по тридцать рядом, всматривается в них, чуть откинув голову. Он автор обеих Аврор: и той, что была сделана в конце 90-х по кальке Могинова, и нынешней, созданной по найденной фотографии. Но, кажется, первая ему нравится больше. — Она изящнее и нежнее. Зато вторая — исторически точная. А точность в вопросах реставрации важнее художественности. Тем не менее изгиб руки первой Авроры, думаю, можно будет использовать.

Совсем скоро Владимир Усов приступит к созданию рабочей версии Авроры — полутораметровой копии. Внесет уточнения в образ, немного доработает. А дальше — форма в полный рост, отлив, уточнение деталей. И только после этого скульптура наконец будет готова занять свое историческое место. Правда, случится это только в следующем году. По планам, согласованным с Департаментом культурного наследия, глобальная реставрация особняка на Поварской должна закончиться во второй половине 2018 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:

— В состав ансамбля объекта культурного наследия «Особняк И. А. Миндовского с флигелем и оградой» входят главный дом постройки 1903 года, флигель и ограда. Пользователем объекта является Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел РФ. Ремонтно-реставрационные работы проводятся в соответствии с согласованной проектной документацией и разрешениями, выданными Мосгорнаследием.

ЦИФРА

131 объект культурного наследия отреставрирован в Москве с начала года. Всего же за семь лет привели в порядок почти одну тысячу памятников архитектуры.

СПРАВКА

Автор проекта особняка на Поварской, 44, Лев Кекушев оставил в Москве огромное число памятников — свидетельств своего гения: два десятка особняков и доходных домов, несколько часовен и храмов, железнодорожные станции Мытищи и Одинцово, торговые ряды на Никольской, три ресторана — среди них «Прага». Первое в столице здание в стиле модерн он спроектировал в 1893 году. Это был доходный дом в Варсонофьевском переулке.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.