Московские якуты встречают Новый год рыбным пирогом
Якутское трудолюбие
Любопытно, что среди ученых до сих пор ведутся споры о том, как оказались в Средние века на обширной территории в пять Франций, которая окружает город Верхоянск (полюс холода северного полушария Земли, с самой низкой зафиксированной температурой — 67,7 С), внешне похожие на монголов, но говорящие на одном из тюркских языков и по многим признакам склонные к оседлому образу жизни якуты. Полагают, шли они с юга и тем не менее сумели приспособиться к северным краям.
Суровый образ жизни — например, когда за короткое лето надо было запастись сеном для скота на всю деревню, или строить дома так, чтобы они не пострадали от таяния подземного льда в жару, — сказался на трудолюбии и взаимовыручке сибирского народа. Сегодня в Республике Саха развита добывающая и перерабатывающая промышленность (так, более четверти мировой добычи алмазов приходится на Якутию).
Семейные узы
Мигрантов среди якутов не так уж и много. Московское землячество, основанное в 2011 году, насчитывает немногим более 200 человек. Столичные якуты отлично говорят по-русски, но не забывают свой язык и традиции.
Врач-психиатр, ветеран труда Роза Иванова в Москве живет давно. Численность ее семьи — больше тридцати человек. За несколько дней до Нового года все родственники собираются в одном из кафе, чтобы попрощаться со старым годом, сказать ему спасибо за добрые дела и достижения семьи. А 31 декабря садятся за стол своими семьями.
— Что у нас всегда бывает на столе на Новый Год — так это строганина, — рассказывает Роза Капитоновна. — Мы заранее запасаемся рыбой из Якутии. Только там хорошая рыба для строганины! Это омуль, чир или муксун. У меня в морозильнике две рыбины лежат еще с лета: летала в Якутск и привезла. А еще обязательно печем рыбный пирог. И всегда у нас на столе — взбитые сливки. Они у нас обычно делаются с брусникой. Это кушанье очень любят дети.
Национальная мода
Встречаться «всем родом» принято и в главный национальный праздник — Ысыах (праздник плодородия). Его отмечают летом: собираются вместе, чтобы попить кумыса, послушать исполнителей на якутском инструменте хомусе, показать друг другу национальные костюмы (едва ли не у каждого якута есть наряд для Ысыаха). Кроме того, в Ыысах слушают олонхосутов — сказителей-певцов национального эпоса о мироздании «Олонхо», объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Писатель Иван Гончаров, посетивший разные земли в качестве литературного секретаря вице-адмирала Евфимия Путятина, в очерках «Фрегат «Паллада» так описывал якутов: «Беспрестанно встречаются якуты; они тихий и вежливый народ: съезжают с холмов, с дороги, чтоб только раскланяться с проезжим». Где якуты, замечал автор, там чистые деревянные юрты и вполне приемлемый ночлег. А Николай Чернышевский, находившийся в ссылке в Вилюйске, в письмах друзьям восхищался добротой местных жителей. Между русскими и якутами не было отношений «завоеватели-завоеванные»: русские переселенцы принесли в землю по обоим берегам Лены православие, русский язык, русские имена и фамилии, а еще навыки земледелия.
КСТАТИ
В этом году в столице Ысыах отметили в Москве уже в двенадцатый раз. Праздник прошел при поддержке столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей в музее-заповеднике «Коломенское». Каждый год на торжество в столицу приезжают гости из Якутии. В 2018 году отметить вместе с москвичами Ысыах прибыли жители Вилюйского улуса.