- Город

Замри, тебя рисуют. Кто может стать идеальным натурщиком для художника в метро

Синоптики рассказали москвичам о погоде на предстоящей неделе

Сбежавший из Уханя рассказал об эпидемии коронавируса

«Аэрофлот» извинился перед хозяином погибших кошек

Как живет столичная доставщица эмоций

Пригожин отреагировал на идею «оживить» Гурченко

Новые лица правительства России: коротко о вице-премьерах

Синдром «ждули»: почему женщины выбирают в мужья заключенных

В словах Водонаевой нашли признаки уголовного преступления

«Он почти не изменился»: одноклассник рассказал, каким был Мишустин

Елизавета II отобрала у Маркл подаренное на свадьбу кольцо

Станут ли россияне жить лучше после отмены комиссии за ЖКУ

Будет ли зима в Москве: Росгидромет сделал окончательный прогноз

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Названы отличия симптомов коронавируса от гриппа и простуды

Замри, тебя рисуют. Кто может стать идеальным натурщиком для художника в метро

Профессиональная художница и преподавательница живописи и рисунка Анастасия Ермакова

ФОТО: Личный архив Анастасии Ермаковой

Для этих людей метро — возможность совместить приятное с полезным, а именно сделать пару зарисовок в дороге. О том, как это происходит и почему именно в подземке часто встречаются колоритные натурщики, корреспонденту «Вечерки» рассказали сами художники. Вот их истории.

Внутреннее состояние определяет, кто станет героем

Глядя на работы, которые профессиональная художница и преподавательница живописи и рисунка Анастасия Ермакова делает в метро, не верится, что не обошлось без использования компьютера. Это настоящие картины: яркие, с настроением и атмосферой. Увлечение рисованием началось еще в школе, тогда Анастасия иллюстрировала книги, которые использовались на уроках литературы.

— Мне было интересно не просто рисовать людей, а передавать их характер. Не могу назвать конкретное время, когда я начала делать зарисовки в метро, началось это, когда я была студенткой. И в метро очень много именно «персонажей», как из книги: бери и рисуй. И то, что получается в итоге, — это для меня отпечаток времени.

Александру Евсееву важна индивидуальность пассажира. И чтобы попасть в поле его зрения, нужно сильно выделяться / Личный архив Александра Евсеева

Александру Евсееву важна индивидуальность пассажира. И чтобы попасть в поле его зрения, нужно сильно выделяться

ФОТО: Личный архив Александра Евсеева

Что касается компьютеров и графических редакторов: Анастасия признается, что даже пользоваться ими не умеет. Свои рисунки она создает с помощью карандаша, пастели, а сейчас пробует флюоресцентные краски — те, что светятся в темноте.

— Часто получается так, что подсознательно рисуешь свое внутреннее состояние. Если грустно, то взгляд автоматически из толпы выхватывает каких-то грустных персонажей. Если нехватка внимания от любимого, то на глаза попадаются влюбленные парочки, если радостная ситуация, то попадаются веселые компании.

А вот внимания пассажиров Анастасия старается избегать.

Эскиз Александра Евсеева / Личный архив Александра Евсеева

Эскиз Александра Евсеева

ФОТО: Личный архив Александра Евсеева

— У нас принято считать, что художник — это публичная профессия и можно смело рассматривать то, что он делает... Но мне кажется, любому человеку неприятно, когда ему заглядывают через плечо. Рисование — сакральный процесс, внутреннее общение художника с натурой...

Музыка помогает сконцентрироваться на натуре

По специальности Елена Полякова — аниматик. Это тот, кто создает серию картинок, с помощью которых в упрощенной форме обрисовываются кадры из фильма или мультфильма. За плечами у нее Московский государственный университет культуры и искусств, отделение «режиссер анимационного кино и кинотворчества».

Для профессиональной художницы Анастасии Ермаковой рисунки, которые она делает в метро, — это отпечатки современности / Личный архив Анастасии Ермаковой

Для профессиональной художницы Анастасии Ермаковой рисунки, которые она делает в метро, — это отпечатки современности

ФОТО: Личный архив Анастасии Ермаковой

— Чтобы собрать мультипликационную историю, в день мне нужно нарисовать как минимум 80 картинок и при этом верно передать пропорции, настроение, характер персонажа. Все это возможно, только когда ты хорошо натренирован, чем я и занимаюсь в метро. Но для меня это не только тренировка, но и вызов самой себе, поскольку за несколько лет рисования в метро я столкнулась с тем, что люди абсолютно по-разному реагируют на то, что я делаю. — Обычно художники делают в метро скетчи (от англ. sketch — «эскиз, набросок, зарисовка»).

Елена рисует карандашом или ручкой, как-то даже пробовала стилусом на планшете.

— Я люблю рисовать бомжей, пожилых людей, очень люблю экстравагантных личностей. Нравятся дети, но они очень подвижные и любопытные, сразу понимают, что ты их рисуешь, и не могут это игнорировать: ребенок может подойти, сесть рядом. В целом ограничений у меня нет — рисую всех!

Людям нравится внимание: человеку приятно, что именно его выбрал художник. Не могу, впрочем, про всех это сказать, но у большинства поднималось настроение, когда они видели, что я их рисую.

Елена спокойно относится к тому, что пассажиры проявляют встречный интерес.

— Был случай, когда двое парней, которых я рисовала, попросили у меня блокнот и маркер и нарисовали меня в «отместку»!

Эти скромные скетчи вызывают у пассажиров массу эмоций, многие хотят получить рисунок на память.

Люди в метро. Рисунок Анастасии Ермаковой / Личный архив Анастасии Ермаковой

Люди в метро. Рисунок Анастасии Ермаковой

ФОТО: Личный архив Анастасии Ермаковой

— Иногда я и сама показываю, что получилось. Обычно до меня невозможно докричаться — я езжу в наушниках, погружена в процесс. И если визуальный контакт с человеком есть, то я могу просто развернуть и показать ему, что получилось. Ну а если на память, то сканирую и отправляю по электронной почте.

А музыка в наушниках помогает не бояться окружающих людей.

— Для меня рисование — это магия, и, открыв все каналы восприятия, ты не можешь нырнуть в эту магию. Музыка позволяет сконцентрироваться.

Важна индивидуальность

Психолог Александр Евсеев ни дня не работал по специальности. Сейчас он ретушер в фотостудии, а рисование для него — хобби. К пассажирам подземки присматриваться он начал 5–6 лет назад и признается, что поначалу процесс был очень волнительным.

Елене Поляковой в работе главное — настроиться на нужный лад. В этом ей помогают музыка и, конечно же, вдохновение / Личный архив Елены Поляковой

Елене Поляковой в работе главное — настроиться на нужный лад. В этом ей помогают музыка и, конечно же, вдохновение

ФОТО: Личный архив Елены Поляковой

— Я ожидал какого-то негатива, вообще рисовать в общественном пространстве как-то не по себе, особенно если не очень уверен в результате. Спустя время пришло осознание, что пассажиры довольно спокойно относятся к этому — позитивных реакций гораздо больше, чем негативных, и это не могло не радовать.

Однажды, еще в самом начале, зашел в вагон и увидел женщину с пышной прической. Просто невероятно пышной. И захотел ее запечатлеть. Она поняла, что я ее рисую, даже начала позировать, и через пару станций она подошла ко мне, посмотрела и похвалила. Ее слова позволили мне двигаться дальше и добавили мне уверенности, спасибо ей за это.

Александр говорит, что из массы пассажиров отдает предпочтение пожилым людям, в них больше индивидуальности, а молодежь в массе своей мало чем отличается друг от друга: одинаковая одежда, одинаковые прически... Нет интереса их изображать. В метро Александра можно увидеть в середине дня, когда пассажиров не так много и никто не заслоняет обзор художнику и его натурщикам.

Работа Елены Поляковой / Личный архив Елены Поляковой

Работа Елены Поляковой

ФОТО: Личный архив Елены Поляковой

—Я живу на юге, езжу по оранжевой ветке, и здесь мне, конечно, очень удобно, поскольку запустили новые поезда, у которых ход очень плавный, можно спокойно рисовать и не переживать, что тебя тряхнет.

КСТАТИ

В социальной сети Facebook есть страница сообщества Art of Metro, где представлены работы отечественных и зарубежных художников, делающих скетчи в метро. Пролистав страницу, можно увидеть на только разные техники, но и отметить разницу между пассажирами метро.

ВЫСТАВКА

В прошлом году на станции метро «Воробьевы горы» прошла выставка казахского художника Чингиса Ногайбаева «Встречи в метро». В экспозиции было представлено 150 графических работ.

На протяжении двух лет в поездах на разных линиях метро Чингис Ногайбаев делал наброски сидящих напротив него пассажиров — мужчин, женщин, детей. Оригинальные карандашные зарисовки разместили в 10 стеклянных колбах прямо на платформе станции.

Кроме того, художник изобразил в антураже московской подземки известных исторических личностей: Григория Распутина, Ван Гога, Сальвадора Дали, Леонардо да Винчи, Оноре де Бальзака и Дон Кихота.

Читайте также: От антикварных салонов до недель моды: новый арт-квартал открылся в Гостином Дворе

Новости СМИ2

Алиса Янина

Маньяки и бордель: как знакомиться в интернете

Георгий Бовт

Россия vs Белоруссия: маленькая «нефтяная война»

Сергей Хвостик

Кокорин в «Сочи»: финита ля КОКОмедия

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Исполнение желаний. Как человеку обрести то, что ему необходимо

Антон Крылов

Спасибо новому министру культуры за незабываемое шоу

Екатерина Рощина

Счастливы вместе, но некоторые — счастливее

Дмитрий Журавлев, политолог

Для них Россия всегда плохая

Новый Ноев ковчег. Ученые МГУ разрабатывают уникальный проект

Если одерживать легкую победу, прогресса не добиться

Нужно уметь рассуждать

Школьники открыли астероид