Честно избранный губернатор бизнесу ближе
Когда человека назначают на должность, первое, что он делает — преувеличивает трудности и высказывается примерно в таком духе: «Я пришел в регион, который был полностью опустошен. Я что могу — делаю. А вот местные кадры работать не хотят». Во всяком случае существует немало приемов, которые позволяют сановникам довольно долго избегать резких движений, которые могли бы ему поставить в вину, лыко в строку.
Назначение губернатором в определенной степени стабилизировало обстановку на местах, сделало ее более предсказуемой. Назначаемые губернаторы — хорошо управляемые, но у них нет мотивации развивать свои регионы.
Они могут лакировать действительность и требуют, чтобы в них деньги вкачивали.
У нас тенденция такая: из 30 регионов-доноров осталось четыре. В плюсе по-прежнему только Москва, Питер, ХантыМансийск и Ямало-Ненецкий округ. А все остальные либо в нуле, либо в минусе и требуют бесконечных трансферов.
Центр не может всех бесконечно субсидировать и всем раздавать деньги. А потом вдруг Рамзан Кадыров говорит, что ему Аллах деньги дал.
Но не всем же местным правителям так везет на спонсоров.
А что делать, к примеру, жителям Брянской области, кто им даст деньги? Сегодня регионам невыгодно быть прибыльными. Если твой регион показывает прибыль, то ее забирают федеральные власти и перераспределяют.
Получается, если губернатор показал прибыль — он неопытный управленец, который не чувствует многих нюансов нашей внутренней политики.
Так было и в Советском Союзе. Причем не только на региональном уровне, но и на уровне отраслей. Каждый на своем месте думал: «Как бы представить, что сложности огромные. А доходы скрыть, чтобы их не забирали».
Главная идея советского предприятия — занизить план, потом его чуть-чуть перевыполнить и показать, что все хорошо. И поменьше отдать в центр. В рамках Госплана как-то удавалось с этим бороться. В СССР разрабатывались методики, как преодолеть эту тенденцию убыточности.
Но переломить ситуацию не удалось, и в конце концов это стало одним из факторов, сгубивших Советский Союз.
Выборным губернаторам придется бороться за каждую копейку, они начнут считать, кто как работает. И на федеральном уровне будут приниматься более взвешенные и прозрачные решения — кому нужно помогать, а кто сам сможет зарабатывать. Если возникнет бюджетный федерализм, регионы смогут создавать фонды, которые нельзя изымать. Потенциально сильные регионы получат импульс к развитию, они смогут освободить часть федерального бюджета.
Выявятся те самые точки роста, о которых столько говорят, но больше в теории. Появятся более широкие возможности помогать слабым регионам, которые тоже должны развиваться в интересах всего общества. У нынешних губернаторов есть запас времени — 2–3 года. Многие из них смогут что-то сделать за это время, чтобы заработать авторитет и выиграть выборы. Кто останется — попадет в более элитный клуб. Такого губернатора уже нельзя будет снять с должности простым росчерком пера.
Для регионального бизнеса выборность губернаторов — это хорошо. Когда регионами руководят случайно назначенные люди — непонятно, как с ними строить отношения.
Выборность дает шанс, что придет человек, который будет развивать территорию, ибо отвечать ему все равно перед своими избирателями.
В этом заинтересован и региональный бизнес, который готов налаживать производство, инфраструктуру и транспортную сеть. Таких предпринимателей — десятки тысяч в небольших городках. И я надеюсь на всплеск деловой активности.