Госзакупки будут проходить по новым, честным и прозрачным правилам
«Вечерке» стало известно, что московскими парламентариями подготовлен проект положительного отзыва на нашумевший законопроект «О Федеральной контрактной системе» (ФКС). Об этом «ВМ» рассказал Александр Крутов, депутат МГД, председатель комиссии Думы по регламенту, правилам и процедурам. Официально это решение может быть принято уже на ближайшем заседании Мосгордумы 20 июня. Фактически это будет означать, что законопроект сделал еще один шаг на пути к тому, чтобы стать законом.
Напомним, что законопроект ФКС, который разработал Минэкономразвития, должен будет заменить собой действующий сейчас федеральный закон о госзакупках (ФЗ-94), многими давно и усердно ругаемый.
Основная причина для недовольства ФЗ-94 кроется в том, что при организации тендера на право предоставления услуг или товаров для государственных нужд, основным требованием к участникам конкурса становится минимальная цена. В этом нет ничего плохого, если не знать, что очень часто этот качественный показатель достигается за счет демпинга, то есть искусственного снижения цены даже и ниже реально обоснованного уровня. Поэтому не приходится удивляться, что порой отремонтированные такими победителями тендеров дороги разрушались быстрее, чем остывал уложенный на них асфальт. Впрочем, случалось и так, что выигравший конкурс на возведение, например, детского садика подрядчик и вовсе не выходил на стройплощадку, предпочитая скрываться в неизвестном направлении…
Еще одним следствием недостаточной продуманности действующего закона о госзакупках стала возможность проводить тендеры с гарантированным результатом для фирм, которые смогли заинтересовать чиновников – организаторов конкурса.
По мнению министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной, ФКС свободен от недостатков ФЗ-94. Квинтэссенция законопроекта, - считает она, - регулирование не только заключения самих контрактов, а всего цикла госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля за исполнением заказов. Более того, персональная ответственность чиновников за выполнение госконтракта становится одним из краеугольных камней законопроекта, ведь общественность будет точно знать, какой конкретно чиновник (с указанием персональных контактных координат) отвечает за каждый из публикуемых госконтрактов.
Что касается демпинга, то если конкурсное предложение окажется ниже заявленной заказчиком цены на 25 процентов, то участник должен обосновать это. Причем заказчик имеет право отказать, если не получит нужной информации или обоснование его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25 процентов вообще останавливается.
Все это вместе и побудило московских парламентариев подготовить положительный отзыв на законопроект ФКС, отдельно отметив в пояснительной записке «системный подход, ориентацию на конечный результат, простоту, ясность и логичность в сравнении с действующей редакцией федерального закона ФЗ-94»
Процедура принятия законопроекта.
От субъекта законодательной инициативы (т.е. от Президента, Правительства или от группы депутатов) в Госдуму поступает законопроект. Если он относится к вопросам «совместного ведения», перечень которых определен Конституцией РФ, то проект Советом Думы отправляется субъектам Федерации для получения их отзывов. Субъект Федерации в течение 30 дней должен дать отзыв. Причем этот отзыв дает как представительный орган власти, то есть законодательное собрание, так и исполнительный орган власти, то есть правительство соответствующего региона. Если мнения совпадают, и они положительные, считается, что регион одобрил проект закона. Если совпадают, но оба отрицательные, считается, что регион не одобрил. Если не совпадают, то считается, что воля региона не выявлена. Если более тридцати процентов отзывов будут отрицательные, то Дума снимает проект с рассмотрения вообще. В противном случае, законопроект поступает на рассмотрение в первом чтении.