Дополнительные социальные услуги становятся все более популярными и востребованными среди горожан разного возраста
И не только у ветеранов и пенсионеров, а еще у многодетных мам, родителей детей-инвалидов и многих других, кому бывают необходимы конкретная помощь, реальная поддержка, мудрый совет в трудной жизненной ситуации.
А еще здесь работают кружки и клубы по интересам, литературные и музыкальные салоны, проходят вечера творчества, концерты, фестивали, спортивные праздники и многое, многое другое.
ЗАДАЧА ВЫПОЛНИМА
Но, конечно же, одной из главных задач было и остается оказание надомной помощи людям, — тем, кому особенно трудно: одиноким, инвалидам, ветеранам войны. Купить продукты и помочь по хозяйству, сдать белье в стирку, заполнить квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, купить лекарства в аптеке — этот список можно продолжать, и все это входит в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.
«Гарантированных» — слово здесь ключевое. Этот перечень, эти бесплатные, гарантированные государством услуги были, есть и будут предоставляться подопечным социальных работников.
Так было годами, а началось в тяжелые для всех времена, когда социальная защита была чем-то вроде «подушки безопасности», в прямом смысле помогала людям элементарно выжить… Но ведь и жизнь меняется, и ситуация меняется, и люди меняются, и новые у них возникают потребности, и новые, что ни говори, возможности.
И одно дело, когда у бабушек-дедушек в самом деле нет ни детей, ни внуков, ни родни — одни как перст, без заботы государства им не обойтись. Но ведь бывает иначе… Вот об этом «иначе» и начался наш разговор с Еленой Цадыровной Утуновой, начальником Управления социальной защиты населения Южного административного округа.
— Возьмите такую ситуацию — обыкновенная московская семья: родители старенькие, дети работают, внуки учатся — и вы же понимаете, что даже при всей любви и уважении к пожилым бывает трудно выкроить час-другой, чтобы побыть с ними; продукты купить, прибраться в доме — на это еще хватает, а пообщаться, уделить душевное внимание — увы, нет: ну куда денешься, если жизнь у нас такая? Или, скажем, сейчас, во время летних отпусков, — ведь и отдохнуть хочется по-человечески, и чтобы душа не болела за дедушку, который давно уже и на улицу-то не выходит, который останется в Москве один, и как уехать, бросить его одного? Другой весьма распространенный случай: одинокая пожилая женщина находится на нашем попечении, к ней ходит социальный работник, оказывает гарантированные услуги.
А у нее, к примеру, любимая кошка заболела, отрада души, дорогое существо, — и надо везти к ветеринару. Но ведь такой услуги не предусматривает наш территориальный перечень, и не обязан соцработник, находящийся на службе в государственном учреждении, работающий в соответствии с должностной инструкцией, заниматься такими делами, не входит это в круг его полномочий… Или такая ситуация: получил человек травму, а инвалидность пока не оформлена, но требуется помощь в каких-то повседневных, бытовых делах. Да мало ли жизненных коллизий и ситуаций, которые выходят за рамки тех услуг, что предусмотрены в Территориальном перечне. Но сегодня многие из таких, на первый взгляд, неразрешимых проблем — решаемы, задачи выполнимы: вы можете обратиться в центр социального обслуживания и заключить договор на предоставление платных услуг…
Елена Цадыровна говорит, что именно Южный округ столицы, так уж сложилось исторически, стал одним из первопроходцев в решении весьма непростой и деликатной задачи — введения платных социальных услуг. И хотя на этом пути сделаны только первые шаги, можно уже достаточно уверенно говорить: дело идет.
— С начала 2012 года за оказанием платных услуг обратились 1803 человека. Количество работников, предоставляющих платные социальные услуги, — 1153. В наших центрах социального обслуживания хорошая материальная база. Есть аппараты для приготовления кислородного коктейля, возможность принимать различные процедуры, «соляные пещеры» и т. д. Сейчас этими услугами пользуются бесплатно те, кто имеет на это право (например, те, кто зачислен в отделения дневного пребывания, реабилитации). Но эти услуги востребованы и у многих других жителей, которые не имеют права на бесплатное их получение, но охотно готовы оплачивать, ведь цены разумные.
КЛИЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО. И ОБЯЗАННОСТИ ТОЖЕ
— У нас есть одна потрясающая женщина, — продолжает свой рассказ Елена Цадыровна, — участница Великой Отечественной войны, сейчас уже на инвалидности, на коляске передвигается. Наша подопечная, находится на надомном обслуживании уже много лет.
И одна из первых у нас в округе заключила договор на оказание платной услуги. Говорит нашему соцработнику: деточка, у меня пенсия 30 тысяч, так неужели я не могу себе позволить за умеренную плату то, что мне хочется?! 193 рубля в час! О чем говорить?! А хочется, чтобы читали ей вслух — библиотека у нее большая, но зрение, конечно, слабенькое уже. Но, может быть, даже не в зрении дело, и ей нужно, чтобы не просто текст читался. Ей-то еще и живой человек рядом нужен, чтобы отклик был в душе, чтобы обсудить, обменяться впечатлениями! И вот такой договор она заключила — со своим Центром социального обслуживания «Нагатинский затон».
Есть и другие дополнительные платные услуги, их список сейчас расширяется, Елена Цадыровна показывает мне типовой договор на заключение платных услуг. Весомый, скажу я вам, документ. Несколько страниц, множество пунктов и подпунктов — но как иначе? Необходимо ведь максимально учесть все тонкости-нюансы, которые могут возникнуть: дело новое, дело денежное, щепетильное, а потому и права, и обязанности сторон нужно четко расписать, и ответственность, и порядок разрешения споров, если они будут возникать, и, разумеется, порядок оплаты, и акт выполненных работ. И еще массу всяких, на первый взгляд, может быть, и несущественных деталей, но кто-то мудрый сказал, что «дьявол кроется в мелочах», в том смысле, что какая-нибудь «мелочь» может так испортить все дело, что лучше бы и не браться.
И нужно заранее, как говорится, «на этом берегу», договориться о том, что: «Клиент вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора…» И также: «… потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги…» А вообще в жизни всякое случается, и, думается, вполне имеет право на существование такой пункт, как «клиент не вправе… требовать от социальных работников предоставления социальных услуг в долг… а также требовать обслуживания, находясь в нетрезвом состоянии…»
НАРОД ГОЛОСУЕТ "ЗА"
По летнему времени в Центре социального обслуживания «Нагатинский затон» было достаточно многолюдно. В столовой уже накрывали столы для тех, кто записан в группу дневного пребывания, а в соседней комнате малыш лет трехчетырех увлеченно возился с машинками и прочими игрушками под присмотром сотрудников отделения помощи семье и детям.
— Это одна из новых наших услуг, «Няня на час», — говорит директор ГБУ ЦСО «Нагатинский затон» Ольга Николаевна Мельникова. — Семьи, мамы с детьми, которые находятся в зоне нашего внимания, могут теперь обращаться в центр, если не с кем оставить ребенка на какое-то время, и спокойно заниматься своими делами — здесь за ним и присмотрят, и поиграют.
Услуга, заметим, бесплатная.
Ну а что касается услуг платных, то, как рассказала Мельникова, люди с пониманием восприняли это нововведение: — У нас было проведено совещание с сотрудниками каждого нашего отделения, где разъясняли порядок оказания платных услуг, — рассказывает Ольга Николаевна. — Все наши подопечные, ветераны и другие граждане, находящиеся на надомном обслуживании, были ознакомлены с перечнем и стоимостью оказываемых услуг.
За любой необходимой информацией можно обращаться к нам, в центр социального обслуживания, — мы всегда готовы дать все разъяснения, ознакомить с документами, объяснить порядок предоставления услуг. Хочу отметить, что только за первое полугодие этого года у нас было оказано платных услуг на сумму 260 тысяч рублей. Это услуги по уборке квартир, приготовление пищи, прогулки с нашими подопечными на свежем воздухе, починка и мелкий ремонт одежды и белья, чтение книг и другие.