Склеп исполнения желаний
Сюжет:
Городские легендыИ когда подступает этот «долгожданный» «час икс» некоторые студенты используют все возможные средства и способы, чтобы получить заветные оценки и зачеты.
Так, китайские студенты вдруг вспоминают и наличие ближайших буддистских или ламаистских храмов и выставляют целые охапки свечек во славу бога, чтобы он помог им на экзамене.
Студенты из немецкого Лейпцига обязательно заходят в самую известную в городе пивную «Фауст», чтобы потереть статую одноименного персонажа, потрогать его между рогов и привлечь удачу на свою сторону, многие наши юноши и девушки кладут под пятку заветный пятак…
Но и есть и другие места в Москве, куда приходят просить о помощи студенты, да и не только они.
Одно из таких мест… Немецкое (оно же Введенское) кладбище, где расположен склеп семьи Эрлангер. Именно сюда приходят многие жители столицы и ее гости, чтобы оставить записку с заветной мечтой или просто написать свое желание на стене.
Наверное, я бы и не вспомнил об этом месте, если бы на днях моему сыну не позвонила однокурсница, волнующаяся за исход важного экзамена. Зная, что мы живем недалеко и хорошо знаем этот район Москвы, девушка попросила проводить ее к склепу «сбычи мечт».
- Алена, может ну его, и сама все сдашь, - пытался вяло сопротивляться сын.
Но девушка была непреклонна и, взяв меня с собой в качестве проводника и дополнительной поддержки, наша группа отправилась на одно из самых старых столичных кладбищ, появившееся в моровом 1771 году, одновременно с Ваганьковским и Даниловским.
Надо заметить, что и я не особо сопротивлялся этому походу. Места-то вокруг исторические: Немецкая слобода, Лефортово… Воспоминания о петровском времени.
Да и архитектура здесь сохранилась, создавая иллюзию погружения в прошлое.
Разве что трамвай изредка прогрохочет, но это если идти проторенным путем…
По пути рассказываю сыну и его подруге об этих местах, потому что имею на это право. Ровно 25 лет назад вместе с друзьями и единомышленниками мы создали здесь эколого-культурное объединение «Слобода», спасавшее памятники архитектуры от казалось неминуемой гибели – тогда еще, строящееся Третье автомобильное кольцо, планировалось провести через Лефортово, варварски сломав, все, что попадается на пути. Кое-что нам удалось спасти. А в ходе изысканий и сами мы значительно пополнили багаж знаний об этих местах. Кстати, многие сегодняшние лидеры «Архнадзора» тоже начинали в «Слободе» со спасения палат купца Щербакова. Но это уже другая история.
К тому Немецкому кладбищу я бегал на свидания… Здесь стояло здание филиала педагогического института, окна котрого, выходили на могилы. И будущие художники и учителя-дефектологи пополняли знания, глядя в окна на кладбищенских ворон.
Больше всего меня веселило, что дорога к кладбищу прямиком выходит с улицы под названием Новая дорога. Большего несоответствия и представить нельзя.
Вот об этом я и рассказываю по пути.
Немецкое кладбище
Кладбище на Введенских горах было в городе единственным предназначенным для иноверцев. По легенде где-то здесь находится и могила Лефорта. Но где – никто не знает. Упорные исследователи продолжают ее искать и сегодня.
«Западных христиан» хоронили здесь вплоть до 1917 года. Ситуация изменилась в советское время, когда религиозная составляющая как бы отошла на второй план. И хоронить здесь стали людей всех конфессий.
Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу слева. Синичка уже давно течет в трубе, а вот рельеф, созданный ее руслом, не изменился.
Наконец, поднявшись по Новой дороге, мы заходим в ворота кладбища.
Раньше в его стенах был прах погибших во время сталинских репрессий, но родственников становилось все меньше, и теперь эти места заняли «новые русские», погибшие в перестрелках 90-х, либо те, кто заранее позаботился о том, чтобы упокоиться в историческом месте.
На Введенском кладбище есть и мемориал германским солдатам. Правда, это не гитлеровцы. Это братская могила участников Первой Мировой, попавших в русский плен, а затем умерших здесь. На обелиске надпись: «Здесь лежат германские воины, верные долгу и жизни своей не пожалевшие ради отечества. 1914–1918».
На другом конце кладбища находятся две французские братские могилы — летчиков из полка Нормандия–Неман и наполеоновских солдат. Над могилой французов, погибших в Москве в 1812 году, установлен величественный монумент, огороженный массивной цепью. Вместо столбов эту цепь поддерживают пушки эпохи наполеоновских войн, вкопанные жерлами в землю.
Еще одна почитаемая могила Введенского кладбища – захоронение Федора Петровича Гааза (1780–1853), врача, прославившегося своей филантропией. Доктор Гааз сделался в России примером жертвенности. Его выражение «Спешите делать добро» стало девизом российской медицины.
Мало того, что он не брал с неимущих плату за лечение, он и сам иногда безвозмездно одаривал своих нуждающихся пациентов деньгами и даже собственной одеждой. Особенно Гааз прославился помощью заключенным и каторжникам.
На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких шли ссыльные в Сибирь. Эти кандалы должны напоминать об особенной заботе «святого доктора», как его называл народ, об узниках.
Это Гааз добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Бывшие зэки и сегодня приносят цветы на могилу Газа.
Пожалуй, в их среде таким уважением и популярностью пользуется еще только одна могила – Соньки Золотой Ручки на Ваганьково. Правда, самой Соньки в этой могиле никогда не было…
Хоронили Газа, потратившего все деньги на страждущих, за счет полиции. За его гробом шли двадцать тысяч человек! Возможно, это были самые многолюдные похороны в Москве.
Интересно описывает случай из жизни доктора Гааза писатель Викентий Вересаев:
Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство. Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».
Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».
Здесь же покоится генерал Петр Пален (1778–1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.
Можно здесь найти и захоронение семьи известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов (этим именем нынешний небезызвестный предприниматель Брынцалов назвал свой фармацевтический завод). Много здесь и дореволюционных коммерсантов-иностранцев, к числу которых принадлежали и Эрлангеры.
Только мы подошли к склепу, как увидели там женщину - служительницу кладбища, которая смывала надписи на стене склепа.
- Чистим стены постоянно, но это бесполезно, сюда постоянно приходят новые люди, в надежде на чудо, - говорит Наталья.
В часовне над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Шехтелем, находится мозаичное изображение Христа Сеятеля работы Константина Петрова-Водкина.
Наталья же рассказала, что эти надписи и записки называются «печалования» ко Господу.
Алена, которая пришла вместе с нами, смутилась и осторожно засунула записку со своей просьбой в створ маленького окна склепа.
А Наталья, видимо, обрадовавшись неожиданным слушателям, рассказала, что с этой часовней-склепом связана одна из самых интересных историй, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, — Тамару. Она же расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, поселившись на кладбище в шалаше. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше. Утром работники отворяли ворота кладбища, и их в ограде встречал совершенно живой, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах.
Говорят, что иногда ее и сегодня видят в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.
КСТАТИ
Москвоведам удалось узнать, как звали «блаженную» Тамару» - Тамара Павловна Кронкоянс. Десять лет полной инвалидности, приговор врачей (этой ночью она умрёт), ее последняя молитва, и вдруг - чудо! Осталась жива. Она пришла на Немецкое кладбище, где прожила двенадцать лет в обычном железном вагончике, и в жару и в стужу.
На милостыню, которую ей подавали, она восстановила из руин уникальную часовню с фреской великого русского художника Петрова-Водкина «Христос-Сеятель».
Так же на милостыню она построила медную часовню на заброшенной могиле старца Зосимы (Захарии), схиархимандрита, последнего духовника Троице - Сергиевой Лавры перед её закрытием после революции.
Так неизвестная никому нищенка стала хранительницей православных святынь на Введенском кладбище... Тамара рано потеряла маму и выросла в детдоме. Она просто не могла спокойно смотреть на заброшенные могилы. Кладбище называла ласково — городок.
…А Алена, благодаря которой мы в этот раз пришли на Немецкое кладбище, сдала в итоге свой экзамен на «отлично». Она уверена, что ей помогла часовня. А сын уверяет, что и без этого предмет Алена знала лучше всех в группе…
Из истории Введенского
После революции на Немецком похоронили художника Виктора Васнецова и его брата Аполлинария Михайловича, одного из самых знаменитых издателей Ивана Сытина, архитектора, автора проекта Музея изящных искусств имени Александра III (имени Пушкина), универмага «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), «Чайного дома» на Мясницкой Романа Клейна, архитектора-конструтивиста Константина Мельникова, актеров Анатолия Кторова, Аллу Тарасову, Татьяну Пельтцер, Рину Зеленую, Люсьену Овчинникову, певицу Марию Максакову, режиссера Юрия Озерова и его не менее знаменитого брата, спортивного комментатора Николая Озерова, писателей Михаила Пришвина и Степана Скитальца, Роберта Штильмарка – автора «Наследника из Калькутты», Леонида Гроссмана и Льва Гумилевского, Александра Казанцева, поэтов Софью Парнок и Дмитрия Кедрина, Веру Инбер и пародиста Александра Иванова, а также Ираклия Андроникова, Вадима Кожинова, рок-музыкантов Анатолия Крупнова и Александра Лосева, ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Илью Франка, кинорежиссера-сказочника Абрама Рома, репрессированного в 37-м героя гражданской войны Иону Якира и многих-многих других известных людей страны.
А еще здесь находится могила Люсьена Оливье - известного московского ресторатора, автора легендарного салата и одного из основателей приложения к «Вечерней Москве» газеты «Вечерний клуб» Игоря Табашникова, трагически погибшего в 1993-м году.
История семьи Эрлангеров
Антон Максимович Эрлангер, несмотря на имя, был коренным москвичом. Правда, лишь в первом поколении. Его отец, композитор и дирижёр, работал одно время в Мариинском театре, потом переехал в Москву. Дедом Антона Эрлангера с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель.
Но больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство и предпринимательская деятельность. Антон Эрлангер построил первую в России большую паровую вальцевую мельницу. Этот многоэтажный гигант, перерабатывавший до сорока тонн зерна в сутки, вырос в 1881 году на территории Сокольнического поля. По этому образцу сам Эрлангер, и другие российские хлебопромышленники стали строить мельницы по всей стране.
Эрлангер создал первое в России профессиональное издание по мукомольному делу и хлебной торговле «Мельник». В 1892–м году Эрлангер открыл на свои средства Московскую школу мукомолов. Она существует и поныне, только называется иначе: «Технико-экономический колледж».
После смерти «мельничного короля» в 1910–м году мельница в Сокольниках перешла к его братьям, а в восемнадцатом её национализировали. В 1930–м мельничному комбинату присваивают имя… наркома Цурюпы, каковое предприятие носит вплоть до перестроечных времён. Сегодня это – акционерное общество под названием «Мельничный комбинат в Сокольниках».
Антон Эрлангер много жертвовал на благотворительные нужды, учреждал стипендии, помогал бедным…
Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 г. «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище был включён в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия.
Внук Антона Эрлангера – его тезка Антон Александрович был известным палеонтологом.
Эрлангер был руководителем палеонтологического школьного кружка. Он трагически погиб в 1996 году в возрасте 89-ти лет, попав на улице под машину.
Полноценного образования в области геологии и палеонтологии он не получил. Воевал.
После войны работал в школе и палеонтологической секции Московского общества испытателей природы (МОИП). Зарабатывал на жизнь Антон Александрович, делая наборы учебных пособий по палеонтологии для фабрики «Природа и школа».
В конце 60-х годов он продал Палеонтологическому институту при Академии Наук (ПИН) уникальную коллекцию остатков морских лилий из каменноугольных отложений Подмосковья. За это многие в ПИНе стали называть его «палеонтологическим спекулянтом». В Палеонтологическом музее при ПИНе есть еще один уникальный экспонат от Эрлангера: огромная плита известняка со скоплением морских лилий, взятая монолитом в Мячковском (Тураевском) карьере; в раскопках участвовал кружок Антона Александровича.
Одна из очень редких ископаемых морских лилий названа палеонтологом Арендтом в честь нашедшего ее Антона Александровича - Парамегалиокринус эрлангери.
Эрлангер умел самостоятельно определять ископаемые из самых разных геологических систем и уголков бывшего Советского Союза. Часто он делал это на глаз.
Когда Антон Александрович погиб, его похоронили на Введенском кладбище, где покоятся и его предки.
Стихи о часовне Эрлангеров:
"В тени, в тиши, вдали от сует
Стоит одиноко с древних времен,
В веках зачарован, магический склеп.
Исполнит желанье, что будет на нем".
Местная притча о часовне Эрлангеров
Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...".
Часовня старца Захария
Есть на кладбище часовня старца Захария, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого".
Поучения старца Захарии
Берегите совесть свою, она есть глас Божий - голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.
Помните слова отца Амвросия: "Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного". Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех...
Премудр тот, кто стяжал духа святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен".
Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется её творить, всё внимание поглощают разные желания и страсти...
Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек
в уныние впадает. Это страсть - уныние - мертвит всё святое, всё живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...".
Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.
Из истории
По преданию могила Франца Яна Лефорта, сподвижника Петра Первого была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха...»