Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Хранительница Ботанического сада

Сюжет: 

Мир растений
Общество

Ботанический сад — московское чудо. И не только потому, что в таком кипящем и чадящем мегаполисе, несмотря на перемены, удалось сохранить этот изумрудный океан.

Дело в том, что работа здесь — не столько работа, сколько служение. Растения не знают перерыва на обед и отпуск.

Им нельзя объяснить, что дома все болеют и поэтому их не полили, не пропололи или не подкормили. А еще всем известно, что есть такое ненаучное явление, как «зеленые пальцы». То есть у одних людей все растения умирают, а у других — растут и цветут, как в раю. Почему? Поди знай.

Лилиан Суреновна родилась в Москве, в Гагаринском переулке. Родители, Зинаида Владимировна и Сурен Никитович Вартазаровы, были врачами. «Вартазар» на армянском — «тысяча роз». Так судьба послала ей свой знак.

В 1949 году Лилиан поступила на кафедру геоботаники географического факультета МГУ. Ее тянул растительный мир. Ее кандидатская диссертация была посвящена древесным растениям Дальнего Востока и их приживаемости в Москве, а докторская называлась «Древесные растения СССР».

Потом поездка в США. Ботаники привезли оттуда различные виды дуба и ели, кустарники. Плотникова сказала: дубы плохо размножаются, желуди быстро сохнут и теряют силу, а ели беззащитны перед жукомпилильщиком. А ведь многие из нас думают, что дубы — самые сильные растения на свете, а ели круглый год благоденствуют. Мы мало знаем и плохо слышим. И без хранителей знаний совсем оглохнем и ослепнем. Первым заведующим отделом дендрологии, где больше полувека работает Лилиан Суреновна, был заместитель директора Петр Иванович Лапин. Она показала мне его фотографию (орел!) и сказала: если бы когда-нибудь главой нашей страны был такой человек, мы жили бы в другом государстве. Лапин очень строгий, деятельный, никогда не болел, не жаловался и все успевал. И все, что он делал, всегда было сделано превосходно. Он говорил: «Я с радостью бегу и на работу, и домой. Я очень счастливый человек».

Лилиан Суреновна — человек, с которым можно сто лет просидеть в подземелье и разговаривать — и не заметишь, как прошло время.

И не сказать, что она очень словоохотлива, просто глубина без дна, и каждое слово проверено делом. Думаю, когда она это про себя прочтет, огорчится и велит вычеркнуть. Но я не вычеркну.

Плотникова такой молодой по духу собеседник, диву даешься, когда слышишь, что училась она в женской школе в Малом Власьевском переулке, а мужская была в Староконюшенном. Два рукопожатия назад — и вернешься в ХIХ век.

В войну семью эвакуировали в село Мосолово Рязанской области. Мама работала в больнице. А Лиля оказалась в чудесной компании: пять девочек и пять мальчишек — не разлей вода.

Холодно, голодно, страшно, но жизнь кипела. Когда расставались, порезали руки и кровью поклялись не забыть этой дружбы. Спустя 45 лет Лилиан Суреновна приехала в Мосолово, нашла дом своей незабвенной подруги Вали — и вдруг она вышла на крыльцо. Я даже представить не берусь, что Плотникова испытала в ту минуту. А Валя сказала: нет, ничего не помню. Говорила сурово и грубо.

Может, не помнит… Многих разъедает ржавчина трудной жизни, и тут даже сказать нечего: было и прошло. Но тех, кого она не разъела, видно издалека.

Они сохраняют для нас бесценные свидетельства навсегда ушедшей жизни, без которых никто не в силах выжить, хоть некоторые никогда в этом и не признаются.

Площадь Ботанического сада 360 гектаров, а отдел дендрологии занимает 75 гектаров, и там около 2000 видов и разновидностей растений. Все знают про огромную коллекцию роз (около ста видов), есть в еликолепная дальневосточная магнолия, большая коллекция жимолости (многие даже не подозревают, какое это чудо), 15 видов елей, 80 видов кустарника спиреи… Книжку Плотниковой «Декоративные деревья, кустарники и лианы» я читала, как поэму. Нетрудно поразить воображение садовода, дачника, а я-то ни то и ни другое. У меня дача на подоконнике, где растут мои любимые герани. И вот я открыла эту книжку, а там рассказано про сирень Юлианы, которая растет в горах Китая на высоте 2400 м, про войлочную липу — чудное густое парковое дерево с голубоватой кроной, про лавровишню, ягодный тис — теневыносливый и зимостойкий красавец… А вот про необыкновенную рябину Кене: «…Еще одной отличительной чертой является окраска плодов. При полном созревании они чисто-белые до 6–7 мм в поперечнике и выглядят маленькими фонариками, свисающими на красных плодоножках...» Лилиана Суреновна ненавидит срезанные цветы в букетах — не любит смотреть на их увядание. Она вспомнила, как на защиту докторской ей подарили триста роз.

Цветы прожили очень долго — в ванной, где она постоянно меняла им воду и так и не смогла насладиться их красотой. Очень любит ландыши, а из деревьев — дуб и березу.

А еще эта хранительница зеленого мира всегда наряжает настоящую живую елку.

И елочные игрушки у нее старинные.

Я стояла у окна ее спартанского кабинета и смотрела на дивный пейзаж: бархатную зеленую лужайку, пруд с листьями кувшинок и кружевные заросли кустов, в которых наверняка живут ежики. И тут она сказала: для меня все это не работа, а радость. Страшно подумать, чем бы стала наша жизнь, если бы не люди, преданные своему делу, как первой любви.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.