Андрей Фесенко: Звездное небо стало ближе к каждому из нас
С 2006 года предмет «Астрономия» исчез из школьной программы.
Чтобы дети не разучились смотреть на звезды, ученые стали устраивать по договорам выездные лекции в школах, детских садах и летних лагерях. За полчаса в актовом или спортивном зале разворачивается «мобильный планетарий». Класс (обычно это младшая или средняя школа) слушает под надувным куполом интерактивную лекцию, а потом участвует в викторине, рассматривает коллекцию метеоритов и астрономические приборы. В среднем за год проводятся четыре таких занятия.
— Андрей Васильевич, у меня в голове не укладывается: культуролог, гуманитарий — и лекции о космосе! Через какие тернии вы пришли к звездам?
— До 14 лет я не интересовался астрономией вообще. Увлекался античной историей. А потом посмотрел в бинокль на Луну — и на следующий день побежал в библиотеку за книжками о космосе. Я стал заниматься в кружке в планетарии, вести занятия в собственной школе и понял, что мой путь — преподавание. Но на физический факультет все же решил не поступать.
— Но ведь астрономия — точная наука. Там же всякие… как их… «эксцентриситеты», «параллаксы»…
— Это лишь один аспект. Его худо-бедно интегрировали в школьный курс физики, поэтому мы в лекциях его затрагиваем, но подробно на нем не останавливаемся. Астрономия — прежде всего наука мировоззренческая. Кажется, Аристотель сказал, что человек тем и отличается от любого другого живого существа, что может смотреть на звездное небо и размышлять об этом. Можно вспомнить и Канта…
— «Две вещи наполняют мою душу священным трепетом…»
— «Звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас…» Кстати, Кант занимался еще и космологией, создал свою теорию образования Солнечной системы.
А мифы — форма познания мира, появившаяся до пришествия науки? Они все астральны. Петр Владимирович Щеглов, автор замечательной книги «Отраженные в небе мифы Земли», считал, что мифологию надо обязательно преподавать физикам и астрономам.
— Говорят, треть (!) россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Надеюсь, ваши юные слушатели входят в остальные две трети?
— В 2007 году в одной школе на вопрос, что такое Марс, хором ответили: «Шоколадка». А мои первокурсники-культурологи в этом году поразились, услышав, что Вселенная расширяется. Неудивительно, что и познания в античной мифологии у них на уровне пятого класса. Это, конечно, ужасно. Космическая наука развивается, планеты открывают уже у других звезд, и во всем мире астрономические знания все популярнее. А у нас все зависит от энтузиазма директора школы.
Но, вы знаете, в последние лет пять дети стали меняться. Даже в старших группах детских садов они очень «продвинутые». Причем, что особенно приятно, они многое узнают от родителей. Один мальчик заявил: «А мне про Луну папа рассказывал, он говорит, что летал туда!» Конечно, папа никуда не летал, но сыну про Луну рассказал все что нужно.
Недавно школьники после лекции спросили: «Почему вы сказали, что больших планет только 8? А Плутон?» Напомню, 24 августа 2008 года Международный астрономический союз постановил, что эту планету надо считать малой. Но дети либо от родителей слышали про девять планет, либо нашли дома старые атласы…
— Надо же! Может, повлияло возрождение Московского планетария? Экскурсии в Большой звездный зал и «Лунариум» стали модным досугом, а потом захотелось узнать побольше, люди стали читать про космос в книгах, в Интернете...
— Возможно. А еще все больше семей покупают домашние телескопы. Один мой знакомый подарил его шестилетней дочке! У меня студентка недавно впервые посмотрела в телескоп в степи под Керчью (мы туда ездим на раскопки) и призналась, что от этого «крышу сносит». А каково это — остаться наедине с небом в шесть лет? Вчера школьники на лекции нашли на карте созвездия Цефей, Персей, Гидра, Чаша, Ворон. Я им аплодировал: взрослые назвали бы в лучшем случае Большую и Малую Медведицу и Кассиопею.
Конечно, даже в самые «глухие» времена находились те, кому хотелось смотреть на звездное небо. Но я рад, что сейчас все больше детей и взрослых, у кого оно вызывает тот самый «священный трепет» в душе.
СПРАВКА
Андрей Фесенко родился в 1967 году. Окончил Московский государственный институт культуры (сейчас МГУКИ — Московский государственный университет культуры и искусства) в 1997 году.
Доцент кафедры теории культуры, этики и эстетики Института культурологии и музееведения МГУКИ. Кандидат педагогических наук (2002). С 1985 по 2008 год работал в Московском планетарии, сейчас — в компании, занимающейся популяризацией астрономических знаний.