Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Председатель Православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров: Христианство – это школа свободы

Сюжет: 

День знаний-2014
Общество
Евгений Никифоров, руководитель православного мультиформатного масс-медиа и братства «Радонеж»
Евгений Никифоров, руководитель православного мультиформатного масс-медиа и братства «Радонеж» / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
В первый день учебного года корреспондент «ВМ» побеседовал с человеком, для которого образование (не только подрастающего поколения и не только в рамках конкретных учреждений) стало делом всем жизни, с создателем и руководителем православного мультиформатного масс-медиа и братства «Радонеж» Евгением Никифоровым.

ПЕРВАЯ НЕГОСУДАРСТВЕНАЯ

— Евгений Константинович, ведь первое сентября – это не только некий школьный праздник. Заканчивается период отпусков. Люди возвращаются на работу, начинается реализация новых проектов.

— Да, первое сентября – это системное событие для всей страны. Родители, бабушки и дедушки приурочивают отпуск и начало работы к 1 сентября. Поэтому и начало "сезона" на ТВ, в политике и во всей общественной жизни имеет своей точкой отсчета 1-е сентября. Родители ведут своих детей в школу и, глядя на них, сами мобилизуются. В итоге вся страна начинает энергично работать. В нашей православной гимназии «Радонеж» это будет уже 25-й «День знаний».

— Солидный возраст. Получается, она одна из первых православных гимназий в современной истории России?

— Это вообще первая негосударственная гимназия России. Ее опыт совершенно не заменим для всей страны.

— Для религиозных школ вы имеете ввиду?

— Наша гимназия не религиозное учебное заведение. Правильнее ее называть идеальной русской школой, где сочетается баланс гуманитарных предметов, академической подготовки и духовно-нравственного воспитания.

— Противники введения основ православной культуры видят опасность в клирикализации школы.

—  В Польше Закон Божий преподается во всех классах и это не вызывает дискуссии в обществе. А здесь речь идет лишь об основах культуры. Я вам скажу даже более того, что в нашей гимназии минимум религиозных предметов. Мы рассказываем детям о литургике, устраиваем встречи с батюшкой, преподаем Закон Божий и пожалуй все. Главное и самое сложное, что мы пытались добиться у себя - создание христианской атмосферы в школе. Тяжело это было сделать потому, что найти компетентных педагогов и одновременно искренне верующих людей в Москве 25 лет назад было очень сложно. Собирали по одному человечку, радовались каждому новому преподавателю, подходившему под наши требования.

— Что вы имеете в виду под христианской атмосферой?

— Это не то, что действует напрямую через дидактику, назидательность, усвоение каких-то внешних знаний о православном быте, вероучении. Мы детей воспитываем в христианском духе, то есть в духе любви.

— И как этот дух проявляется?

—  Думаю, главный показатель - степень доверия. Дети доверяют друг другу, доверяют педагогам. Один из учителей как-то сказал мне, что бывает растерян и не знает как поступить. Дети ему буквально исповедуются. Где вы видите такую степень открытости в других образовательных учреждениях. А как часто представляют православную школу как какие-то ровнопостриженные, квадратные, в платочках, бьют поклоны и так далее. Это, скорее какая-то атеистическая мечта. Это совершенно не православный дух.  Второй важный критерий - это дух солидарности: старшеклассники помогают младшим, а те переживают за своих старших товарищей, когда они готовятся к экзаменам. А какая замечательная атмосфера царит в нашем летнем лагере, которому уже тоже исполняется 25 лет.

— Ну вот конкретно бегать по коридору допустим вашим детям можно в перемену? 

— Не только можно и но и нужно. Мы, как ни покажется странным поощряем "беготню". У нас нет пока своего спортивного зала и ребятам негде порезвиться.

— Вы сказали, что ученики вашей гимназии проводят вместе и летние каникулы?

— Да, очень многие из них. В каждой смене в лагере собирается до 100 человек. Ребята часто остаются на вторую смену. Туда едут часто и родители, учителя. Хотя условия там достаточно спартанские. Лагерь располагается в лесу рядом с Оптиной пустынью. Дети живут в палатках, бывают какие-то послушания в монастыре. Конечно подается все в игровой форме, но вместе с этой игрой ребята получают дополнительные знания, навыки. Это, наверное третий признак: ни родители детям, ни ученики - учителям, ни те и другие детям не надоедают. 

— А ожидают от обучения в православной гимназии родители ваших учеников?

 — Повышенный уровень образования и хорошее, достойное воспитание. И они это получают. Мы пришли к ситуации, которая давно сложилась на Западе. Религиозные школы - для духовной и интеллектуальной элиты в хорошем смысле этого слова.  В общей сложности все три школы, основанные братством «Радонеж», показывают, что все их выпускники поступают в высшие учебные заведения. Пресловутое ЕГЭ ребята сдают лучше, чем в среднем по Москве. Они считаются одними из лучших школ столицы без относительно к тому, православные они или нет.

— В настоящее время сложилась такая ситуация, что определение «православное» употребляется все чаще и ко всем областям, начиная от кухни, заканчивая коммерческими организациями. На этом определении часто спекулируют. Между тем, то как вы описали вашу гимназию свидетельствует о том, что это просто идеальная школа.

— Действительно такая проблема существует. Разнообразные лузеры и маргиналы любят спекулировать на данную тематику. Однажды одна известная народная артистка сказала мне, что когда ее называют православной певицей, у нее мысленно рука уже тянется к кобуре. «Я не православная певица!» — говорит она. — «Я певица! И пою так, как поет моя православная душа». Также должно быть и всюду, полагаю.

Если, к примеру, журналистика непрофессиональна, то она прячется за слова о «православости». Но это лицемерие. Бывает просто качественные издания и медиа-ресурсы, которые говорят о религиозных проблемах. Или как радио «Радонеж», которое по сути говорит обо всем, но просто укоренено в традиционной русской культуре и духовности.

— Для многих либералов понятие «русская школа» воспринимается враждебно, как проявление национализма.

— Нужно разделять национальную и культурную составляющую. Здесь имеется ввиду именно второе. В нашей гимназии и вообще в братстве «Радонеж» есть татары, евреи, удмурты, мордва и представители многих других национальностей. И ни у кого даже в голове нет мысли о том, что он не русский человек. Мой друг, известный ученый и православный человек, еврей по национальности, как-то сказал, что в истории России были русские немцы, русские грузины, герои Отечественных войн, а я, говорит, русский еврей. Национальности конечно никто не отменял, но Православие обладает колоссальной объединяющей силой, путем веры, любви и взаимного уважения.

ЛИЦЕМЕРИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

— Мы часто удивляемся, что одни и те же события трактуются и, главное, воспринимаются, по ту и эту сторону фронта воспринимаются абсолютно по разному. Вспомним тот же гуманитарный конвой. Но ведь так было и новозаветные времена, когда действия Христа одних заставляли полностью изменить свою жизнь и обратиться к Богу, а других – желание убить Иисуса.

— Это очень сложная тема, достойная отдельной беседы. Но применительно к работе СМИ и к организации образования, да и вообще ко всему, в христианстве содержится единый принцип – свободы. Главное, при этом, иметь верное духовное понимание свободы. Если мы будем учить христианству начетничеством, схоластически, то превратим детей в фарисеев. Это та опасность, о которой говорил еще Христос. Она приводит к тому, что человек становится двуличным, лицемерным. Он внешне вроде бы все знает и демонстрирует некое правильное поведение, но внутри не имеет истинных христианских качеств: любви к ближнему, доброты. Вот это сейчас очень ярко проявляется в действиях многих политиков, относительно кризиса на Украине. Поэтому правильное воспитание личности – это чрезвычайно важное дело.

— С этим согласны все, но как это осуществить в реальности?

— В нашей гимназии мы боремся с зарождением духа фарисейства путем раскрепощения детей, через поддержание атмосферы любви и доверия. Чисто внешняя дисциплина ребенка запугивает, делает его несвободным. Любовь же высвобождает энергию для приобретения знаний. Так связано воспитание и успешное образование.

— Но ведь ограничения самого разного характера существуют и в христианской среде. На том же организованном «Радонежем» кинофестивале представляются фильма определенного формата.

— Ограничения существуют, но если мы, к примеру, говорим о православном кинофестивале, то там представлены не только фильмы "о батюшках и матушках". Там представлен весь мир во всех его красках, но увиденный глазами христианина. Эти глаза открытые, без шор идеологии и пропаганды. Они ищут правды жизни, христианской свободы от греха. Мы такого взгляда ждем больше всего от наших выпускников, радиослушателей и зрителей.

— А может вообще не включать воспитание в процесс обучения детей? Нельзя ли просто передать им некую сумму знаний о мире, а решать, как их нужно применить и относительно какой системы принципов, ребята будут сами.

— Конечно определенная сумма навыков и знаний просто необходима. Каждый должен знать таблицу умножения и то, что Волга впадает в Каспийское море. Это всем понятно. Но даже если подходить чисто прагматически к процессу образования, то определенная воспитательная атмосфера в учебном заведении просто необходима.  Иначе все эти инструментальные знания попросту не будут усваиваться. Христианство – это школа свободы. Бог человека создал свободным и не принуждает его быть добрым или злым. Мы должны сами понять,  где собственно добро, а где зло. Но смысл воспитания и его исключительная важность заключается в передачи опыта столкновения с этими явлениями. О многих вещах человека нужно предупредить, помочь сохранить энергию своей жизни для позитивных приобретений. А еще нужно понимать, что человек не рождается культурным сам по себе.

САМОЕ НАРОДНОЕ РАДИО

— Все эти годы, которые существует «Радонеж», вы выделяетесь тем, что не занимаетесь критикой и злословием в отношении «прогнившего Запада», а активно создаете альтернативный контент. Тяжело ли вам было вбить свой клин в общее информационное поле 90-х?

— На самом деле особенно тяжело не было, за исключением того, что все это делалось без денег, на энтузиазме. Мы жертвовали своим благосостоянием для того, чтобы создать все наши проекты, вдохнуть в них жизнь. Сейчас конечно эта эпоха прошла. В «Радонеже» работают профессионалы, а профессионалам, как известно, нужно платить. Это тоже большая проблема. Паломническая служба, школа, о которой мы сейчас говорили, радио «Радонеж», фестиваль «Радонеж», — все эти структуры живут на пожертвования, что означает востребованность этих проектов, но и создает сложности с финансированием. Согласно системологии один из признаков удачной системы, когда она является саморегулирующейся и самоподдерживающейся. Это все удалось с Божьей помощью. Мы ни с кем не боролись, потому что это отнимает большую часть энергии, не тратим на это время и сейчас. Хочется, чтобы таких проектов было больше.

— А не возникнет ли профессиональной зависти к конкурентам?

— Рыночное соперничество в православной среде может возникнуть только тогда, когда люди занимаются удовлетворением собственных амбиций, а не служением Богу. Желание создать нечто свое под христианскими лозунгами и желательно доходное представляет сегодня большую опасность. А проекты, которые служат людям, благу нашего Отечества и Церкви, с такими у нас не возникает никогда проблем.

— Вы пытались как-то изучить и обобщить мнение слушателей о вашем радио?

— Мы делали с крупными социологическими организациями некие изощренные анкеты с вопросами достаточно критического характера, чтобы узнать что им нравится, что не нравится. Мы специально сделали 10 бальную шкалу оценок, чтобы люди нам поставили хотя бы 8 или 9, но все равно нам ставили только высшие балы и еще пытались что-то приплюсовать. Мы стараемся слушать интересы нашей аудитории и удовлетворять им. В этом заключается важная задача нашей радиостанции.

— А как у вас налажена обратная связь со слушателями и читателями?

— Я не знаю другое такое СМИ, в котором была бы такая тесная связь с аудиторией. Мы стали с нашими слушателями единый эфирным братством. Они же поддерживают нас материально, что то же уникально. Назовите мне СМИ, которые бы существовали без богатых спонсоров? Не только во время прямого эфира или в электронных письмах, но и в ходе православных ярмарок тысячи людей нам передают свои вопросы и пожелания.

— По каким направлениям вы развиваете деятельность масс-медиа «Радонеж» в настоящее время?

— Во-первых, мы хотим создать максимальные удобства для наших жертвователей. Теперь можно внести средства не только через терминалы Qiwi, но и во терминалах во всех отделениях Сбербанка. По всей России. Герман Греф, руководитель этого банка, нам такую возможность предоставил.

Во-вторых, для нас важно чтобы те люди, что не имеют интернета могли слушать нас по всей стране. Мы заключили договор с «Триколором». В конце сентября мы появимся в радиопакете этой компании.

— А какой проект стал для вас наиболее значимым в последнее время?

— Сбор гуманитарной помощи для беженцев из Украины. Тысячи людей приняли в нем участие. За это лето мы отправили порядка 20 тонн грузов.  Это реальный отклик. Мы способны не только оказывать некое интеллектуальное, духовное влияние на аудиторию, но и вместе совершать социально значимые действия.

ОДЕССКАЯ САМОБЫТНОСТЬ

— Евгений Константинович, вы родились в Одессе. Каково ваше личное отношение к происходящим там событиям.

— Для меня это личная трагедия. Этот город я люблю. Но скажу вам, что Одесса никогда не считала себя частью Украины, а некой отдельной единицей, некой  свободной республикой, "порто-франко". Это часть одесского менталитета. Самоидентификацию одесситов еще Пушкин отметил: «Здесь все свободой дышит, веет». Свободолюбие одесситов было для меня в юности очень привлекательной чертой. А в зрелом возрасте это стало свободой во Христе. А на Украине сейчас поругается возможность человека свободно мыслить, получать свободный доступ к информации, остается одна только пропаганда. Настоящий нацизм. Для меня это ужасная трагедия, потому что попирается самое главное для одессита – свободолюбие.

— Как долго, на ваш взгляд, на украинской земле еще не будет мира?

— Господь весть. Мы по-человечески не можем об этом знать. Украинцам следует прислушаться к словам Патриарха Кирилла и Митрополита Онуфрия. О чем они говорят? О молитве.

— Что такое молитва? Для многих это просто набор старославянских слов.

— Молитва – это то, благодаря чему человек "приходит в себя", становится самим собой хотя бы на время. Хоть на один час он успокаивает свои страсти и смотрит на мир не через призму насилия пропаганды, а глазами Божией правды, любви, уважения к человеку. Молитва дает возможность человеку думать, говорить и действовать по совести. Дай Бог Украине такую молитву.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.