Макс Покровский: Перемены нужны, чтобы не повеситься от уныния
Этой осенью столичная группа «Ногу свело!», сорвавшая свой «джекпот» более двадцати лет назад с эксцентричным хитом на никому неведомом языке, выпустила новый альбом — «Съешь мое сердце».
В середине ноября его концертная презентация состоялась в одном из крупнейших московских клубов.
- Те, кто хотел, твой новый альбом уже послушали, и его официальная презентация состоялась. Теперь ты можешь определить, как народ принял этот материал?
- Данные официальных продаж альбома я, конечно, пока не знаю. При этом сознаю, что никаких особых результатов тут ждать и не следует. Уже на следующий день после релиза он, как водится, разошелся по всем пиратским ресурсам и сейчас находится в свободном доступе. Что касается первых отзывов фанов, то они хвалебные. Примечательно, что при всем новаторстве, к которому мы в этом альбоме стремились, наибольший отклик у публики вызывают песни, скажем так, максимально русские по тексту и духу — «На Байкал», «Чукотка», «Ангара».
Странные отзывы тоже появились. Поскольку мы выпустили альбом в двух версиях — для внутреннего рынка, под названием «Съешь мое сердце», и экспортный вариант — Fast Food Kids, то некоторые начали эти варианты сравнивать (они не целиком совпадают по песням). И кто-то в интернете написал: «Ну вот, «Ногу свело!» на Запад сделали нормальный продукт, а в Россию — фигню скинули, типа песни «Съешь мое сердце».
Это весьма забавно, хотя бы потому, что весь продакшн заглавной песни российской версии как раз делался за рубежом. Я нечасто отвечаю на высказывания в соцсетях, но в данном случае ответил, что и российская версия — достаточно современный продукт, хотя, разумеется, каждый слушатель сам волен его оценивать.

- Если ориентироваться на массовую российскую аудиторию, то кажется, что любые стремления наших известных музыкантов к усложненным или экспериментальным аранжировкам, прогрессивному мастерингу и т.п. ей до лампочки. Известный еще на советских дискотеках 80-х призыв «Шизгару давай!» (в твоем случае «Хару Мамбуру») никуда не делся. Не так ли?
- Однозначно, такие перемены нужны — прежде всего мне самому. Широкая публика ничего такого от меня не требует. Но лучик света тут есть. Истинные наши поклонники, конечно, слышат, знают и понимают принципиальные изменения в наших новых песнях.
Другое дело, что процент таких чутких ценителей даже среди нашей концертной аудитории не так велик, а уж в масштабах всей страны — тем более. Однако перемены нам все равно нужны, хотя бы затем, чтобы не повеситься от уныния. Я не представляю себя музыкантом, десятилетиями перепевающим «Хару Мамбуру» или штампующим песни а-ля «На Байкал». Пусть для стабильной востребованности на родине это как раз самый надежный вариант.
Россия во многих областях культуры: в балете, академической музыке, театре — наверное, в числе передовых стан, но в популярной музыке она исторически отсталая. Можно написать гимн российским нефтересурсам или ядерному потенциалу. Но гимн российскому року написать нельзя, потому что он — отсталый. А что касается группы «Ногу свело!», то нам еще повезло в каком-то смысле, поскольку мы не принадлежим к определенному стилю с устоявшимся звучанием. Иначе нам были бы совсем кранты.

- В первой половине 90-х, когда «Ногу свело!» получала призы на передовых музыкальных фестивалях, все ведь выглядело обнадеживающе. Та российская эпоха была куда подвижнее и свободнее нынешней, и в ней появлялось немало интересных музыкантов.
- Абсолютно с тобой согласен. На российском ТВ выходила, например, «Программа «А», где выступали актуальные и независимые музыканты. В FM-диапазоне существовало несколько прогрессивных радиостанций и авторских передач. Артемий Троицкий в своем «Кафе «Обломов» ставил то, что хотел. У нас еще не было шоу-бизнеса в той форме, в которой он есть сейчас. Его представители были открыты ко всему новому, а сейчас все считают деньги. В общем-то, по таким критериям существует и мировой шоу-бизнес. Но у нас он мутировал и приобрел какие-то убогие черты.
...Если продолжить сравнение нынешнего времени и 90-х, то тогда у меня были амбиции, связанные с постсоветской территорией. А я человек увлекающийся, бьющийся до конца. И тогда мне это было надо. Это «надо» реализовывалось волнами. Первая волна — Гран-при на фестивале «Поколение-93» и стремительная популярность. Следующая волна — мои участия в телешоу «Форт Боярд», «Последний герой», слава богу, вылившиеся в музыку.
В песни «Я не последний герой», «Идем на Восток», вошедшую в саундтрек фильма «Турецкий гамбит». Последовал следующий виток популярности. А потом я почувствовал полнейший вакуум. И сейчас, несмотря на то, что мы выпустили альбом, как-то продвигаем свою новую музыку, я не хочу ни в какое шоу — ни на остров, ни в «Голос».
И в ток-шоу, говорить о политике, смысла нет. О чем я скажу? Просто покажу людям, что есть такой я? Меня и так вся страна знает… Но не подумай, что я полностью утратил профессиональный азарт. Наоборот, сейчас все намного серьезнее, чем когда «Ногу свело!» начинали. Я — в соку, реально оцениваю свои силы, а невозможность в полной мере их применить делает меня злым и голодным.
Я рыщу, как волк, интенсивно работаю на нашей московской репетиционной базе, мотаюсь по разным странам, прежде всего в Британию и США, и ищу возможности реализации. То, что музыка не развивается здесь, вовсе не означает, что я помер как творческая, боевая единица. И поэтому даже в русскоязычную версию нашего нового альбома мы включили три англоязычные песни.

- С какого момента ты вдруг открыл для себя поэта Михаила Гуцериева, которого в последнее время стали особо ценить многие российские поп-исполнители?
- Я познакомился с ним через своего друга. В тот момент Гуцериев (Михаил Гуцериев — известный бизнесмен, занимает 33 место среди самых богатых людей России по версии журнала «Форбс» - прим. «Вечерки») уже начинал что-то делать в песенном жанре, но был в самом начале пути. Меня это заинтересовало. Мы написали вместе несколько оригинальных песен: «Азия-80», «Желтые очки» (одна из моих любимых), в ее аранжировке участвовал Антон Беляев, лидер инди-группы Therr Maitz. «Крокодиловый народ» сделали вместе с моим английским другом Тимом Стивенсом. Сейчас появилась тема «Безумные ночи», и в работе — «Белая горячка».
- Если бы тексты этих песен сочинил какой-нибудь невлиятельный и малообеспеченный автор, ты проявил бы к ним такой же интерес?
- Понимаю подтекст вопроса. Конечно, Михаил Гуцериев может многое себе позволить и в плане студийных возможностей, и в съемках клипов на свои песни.
И тем, кто с ними работает, это интересно. Вот, например, ролик на песню «Истамбул» мы снимали непосредственно в Стамбуле. С талантливым режиссером Дмитрием Фиксом. Записывали мы эту песню в Англии вместе с упоминавшимся Тимом Стивенсом и его братом Джеки. Но, разумеется, суть не только и не столько в материальных возможностях Гуцериева. Он абсолютно одержимый человек, когда работает над песнями. Это в нем импонирует. При этом у нас нет никакой иерархии в творческом процессе. Как в бане, где, как говорится, все равны. Он нервничает, заводится, мы спорим. Но если я высказываю какие-то пожелания по корректировке текста, он приносит на следующий день другой, улучшенный вариант. Иначе у нас ничего бы не получилось. Я не умею искренне петь слова, которые мне не нравятся.
- На чем ты сосредоточишься в ближайшей перспективе — на российских гастролях или продолжении своего профессионального развития на Западе?
- На том и другом. Не раз случалось прилетать из Лос-Анджелеса в Россию и сразу ехать на концерт, где я понимал, до какой же степени люблю свою публику. И кроме того, мне нужно есть. Ничего, кроме как зарабатывать деньги, выступая для русскоязычной аудитории, я не умею. И если меня, не дай бог, разобьет инсульт, я останусь без средств к существованию. До тех пор пока не оправлюсь и в каталке, на костылях или еще как вновь не выйду на сцену. Если меня таким купят, возможно, даже дороже стоить буду, я опять начну зарабатывать. А сейчас я хочу внедрять сюда, в Россию, то, что мы делаем и записываем там.
СПРАВКА
Максим Покровский родился 17 июня 1968 года в Москве. В музыкальной школе не учился, гитару освоил самостоятельно. Зато учился в Московском авиационном институте, но по специальности не работал ни дня. В 1988 году вместе с барабанщиком Антоном Якумольским создал группу с необычным названием «Ногу свело!». Сегодня, продолжая работать в группе, музыкант занимается сольным творчеством.
ЛУЧШИЕ АЛЬБОМЫ «НОГУ СВЕЛО!»
1993 «Хару Мамбуру»
1995 «Сибирская любовь»
1997 «Счастлива, потому что беременна. Синий альбом»
1999 «Каллы»
2002 «В темноте»
2005 «Идем на Восток!»