Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Гениальный педагог доказал живительную силу суффиксов

Общество
З3 марта, исполняется 135 лет лингвисту и педагогу Льву Щербе. Человеку, которому мы обязаны изучением на уроках русского языка фонемы — минимальной единицы звукового строя языка. Именно Лев Владимирович первым занялся изучением фонемы и сумел доказать, что эта единица языка очень важная, хотя и самая маленькая.

О великом ученом нам рассказал профессор института русского языка им. Виноградова Владимир Плунгян: — Лев Щерба обладал уникальным даром просветителя.

Даже школьнику он мог легко и просто объяснить сложнейшие вещи, которые вызывали споры даже у серьезных лингвистов. Одним из таких блестящих примеров служит история про глокую куздру, с помощью которой ученый доказал: служебные части слова — суффиксы, приставки, окончания тоже несут смысл.

Представим: в класс входит учитель. Седые волосы. Солидные усы, очочки на цепочке. Пиджачок. В общем, вполне себе солидный и строгий на вид преподаватель. «У нас диктант», — сообщает он.

И важно декламирует: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

— Что за чушь вы несете! — примерно так возмутились ученики, когда Лев Щерба произнес ученикам первую фразу своего знаменитого диктанта. Надо сказать, что случай был всамделишный: писатель Лев Успенский, который был учеником Щербы, отразил его в одном из своих рассказов.

Нет, ученый не сошел с ума. Он изобрел искусственную фразу, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Но — при этом, фраза несет смысл. Вот скажите, «бокр» — что такое: живое существо или предмет? Думаю, все догадаются, что это — живое. Будланула — кого? Бокра! Если было бы «будланула что» — стояло бы «бокр». Значит, бокр — существо, а не предмет. Об этом нам говорит окончание слова.

Когда Щербу спрашивали, как понимать его куздру, он обычно говорил: спросите у детей. Им будет все понятно.

Кроме куздры ученый придумал много интересного. Например, Лев Владимирович разработал метод обучения иностранному языку. Он заставлял учеников слушать и заучивать пластинки с иностранными текстами. Правильное произношение, говорил Щерба, запускает в голове особые механизмы. Поэтому оно важнее, чем зубрежка грамматических правил.

Еще одно интересное утверждение Щербы: он не видел вреда в иностранных заимствованиях. В своем завещании он призывал ученых обратиться к проблеме двуязычия. Он считал, что именно смешение служит основой развития языка.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.