Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Успехам на фронте мы обязаны рождением нового стиля столичного метро

Общество
Эстетика метро — то, что прежде всего видно пассажирам и что больше всего напоминает об истории, — менялась постепенно, считает историк, автор монографии «Сталинское метро» Александр Зиновьев.

Сразу после того как врага отогнали от Москвы, для столичного метро началась новая эпоха. Прежде всего эстетическая.

Январь 1943 года — начало возобновления строительства метро. «Новокузнецкая», «Павелецкая», чуть позже — вся линия от «Бауманской» до нынешней «Партизанской» — все эти станции открылись во время Великой Отечественной войны, хотя их строительство началось еще в конце 1930-х.

— В строительстве подземки между проектом станции и ее открытием всегда проходит примерно пять лет, — говорит Александр Зиновьев. — Поэтому полностью послевоенный, триумфальный стиль в Московском метрополитене появился ближе к концу сороковых.

Строили поначалу очень трудно, по понятным причинам не хватало техники и людей, а часть заводов, прежде всего поставщик эскалаторов ЭЛЭС, были вне досягаемости.

— Это было чудо: посреди войны до стадиона в весьма отдаленном от центра районе Измайлово вместо трамваев пошло метро! — вспоминала служившая тогда в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН) Вера Грознова.

От строгого патриотизма к триумфу

Еще в конце 1930-х архитектура московских станций в проектах корифея сталинской архитектуры Бориса Иофана, например, была строго имперской, пафосной и похожей не только на Москву, но и на Берлин... Но после окончания Великой Отечественной, после победы над Германией о какой-либо преемственности, разумеется, больше не могло быть и речи.

— Совершенно очевидно, — говорит исследователь Александр Зиновьев, — что в стиле оформления станций военного времени четко прослеживается обращение к традиционной русской культуре, русской истории, патриотической традиции. А вот после войны, особенно на станциях Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, мы видим уже нечто другое. Начинает преобладать обращение к государственным символам: на каждой станции в изобилии присутствуют изображение гербов, знамен, звезд, серпа и молота. Цитаты из гимна или афоризмы вождей.

Вторая привычная и любимая архитекторами тема — плодородие. Оно возведено практически в культ: например, знаменитая центральная колонна в аванзале «Курской»-кольцевой вся состоит из колосьев созревшего хлеба. А на станции «Арбатской» Арбатско-Покровской линии — она была построена к 1950 году — плоды и композиции из них составляют основу декора (формальная причина — находившийся тогда рядом Арбатский колхозный рынок).

— Эстетически это самый патриотичный период в архитектуре московского метро, — говорит Александр Зиновьев. — Никаких «космополитических» мотивов, только русская классика, вплоть до стилизованных орлов и георгиевских лент. Вероятно, это было связано с лозунгами восстановления страны, мирного строительства.

Сюда же — борьба за мир во всем мире. А что больше всего противостоит войне, как не мирные колосья богатого хлебного поля...

Строить по-новому

Если оформление старых и новых станций эволюционировало достаточно плавно, то технологии строительства метро до и после Великой Отечественной резко отличаются.

— Станции послевоенной поры, — отмечает Александр Зиновьев, — отличаются от довоенных не только более глубоким заложением в целях обороны от новых видов оружия. После войны все громче звучит тема, скажем так, индустриализации Метростроя: чаще применяются типовые элементы, а это давало возможность изобретать что-то новенькое. Например, тюбинги на станциях новой линии «Арбатская» и «Киевская» одинаковые, при этом нестандартного, арочного сечения. Автор этого решения — инженер Антонина Пирожкова, к слову, жена писателя Исаака Бабеля. За счет этих тюбингов станции получились более эргономичными. Подобные решения дали возможность строить метро рекордными темпами — к 1954 году завершили Кольцевую линию. А пассажирам о войне еще долго напоминали «берлинские» вагоны типа В...

ФАКТЫ О МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ 

■ В первые дни войны столичное метро работало как бомбоубежище. Для удобства москвичей метрополитеновцами было изготовлено 73 тысячи квадратных метров деревянных настилов в тоннелях. На станции были завезены тысячи топчанов и детских кроватей.

■ На предприятиях метрополитена производились некоторые виды военной продукции, ремонтировалась техника. На площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. Так, на территории вагоноремонтных мастерских выпускали мины среднего калибра и гранаты, а в механических мастерских ремонтировали танки.

■ Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из тоннеля.

■ У Московского метрополитена есть именные поезда. «Народный ополченец» курсирует по Замоскворецкой линии, а состав «Курская дуга» — по Сокольнической ветке.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.