Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Успехам на фронте мы обязаны рождением нового стиля столичного метро

Общество
Эстетика метро — то, что прежде всего видно пассажирам и что больше всего напоминает об истории, — менялась постепенно, считает историк, автор монографии «Сталинское метро» Александр Зиновьев.

Сразу после того как врага отогнали от Москвы, для столичного метро началась новая эпоха. Прежде всего эстетическая.

Январь 1943 года — начало возобновления строительства метро. «Новокузнецкая», «Павелецкая», чуть позже — вся линия от «Бауманской» до нынешней «Партизанской» — все эти станции открылись во время Великой Отечественной войны, хотя их строительство началось еще в конце 1930-х.

— В строительстве подземки между проектом станции и ее открытием всегда проходит примерно пять лет, — говорит Александр Зиновьев. — Поэтому полностью послевоенный, триумфальный стиль в Московском метрополитене появился ближе к концу сороковых.

Строили поначалу очень трудно, по понятным причинам не хватало техники и людей, а часть заводов, прежде всего поставщик эскалаторов ЭЛЭС, были вне досягаемости.

— Это было чудо: посреди войны до стадиона в весьма отдаленном от центра районе Измайлово вместо трамваев пошло метро! — вспоминала служившая тогда в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН) Вера Грознова.

От строгого патриотизма к триумфу

Еще в конце 1930-х архитектура московских станций в проектах корифея сталинской архитектуры Бориса Иофана, например, была строго имперской, пафосной и похожей не только на Москву, но и на Берлин... Но после окончания Великой Отечественной, после победы над Германией о какой-либо преемственности, разумеется, больше не могло быть и речи.

— Совершенно очевидно, — говорит исследователь Александр Зиновьев, — что в стиле оформления станций военного времени четко прослеживается обращение к традиционной русской культуре, русской истории, патриотической традиции. А вот после войны, особенно на станциях Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, мы видим уже нечто другое. Начинает преобладать обращение к государственным символам: на каждой станции в изобилии присутствуют изображение гербов, знамен, звезд, серпа и молота. Цитаты из гимна или афоризмы вождей.

Вторая привычная и любимая архитекторами тема — плодородие. Оно возведено практически в культ: например, знаменитая центральная колонна в аванзале «Курской»-кольцевой вся состоит из колосьев созревшего хлеба. А на станции «Арбатской» Арбатско-Покровской линии — она была построена к 1950 году — плоды и композиции из них составляют основу декора (формальная причина — находившийся тогда рядом Арбатский колхозный рынок).

— Эстетически это самый патриотичный период в архитектуре московского метро, — говорит Александр Зиновьев. — Никаких «космополитических» мотивов, только русская классика, вплоть до стилизованных орлов и георгиевских лент. Вероятно, это было связано с лозунгами восстановления страны, мирного строительства.

Сюда же — борьба за мир во всем мире. А что больше всего противостоит войне, как не мирные колосья богатого хлебного поля...

Строить по-новому

Если оформление старых и новых станций эволюционировало достаточно плавно, то технологии строительства метро до и после Великой Отечественной резко отличаются.

— Станции послевоенной поры, — отмечает Александр Зиновьев, — отличаются от довоенных не только более глубоким заложением в целях обороны от новых видов оружия. После войны все громче звучит тема, скажем так, индустриализации Метростроя: чаще применяются типовые элементы, а это давало возможность изобретать что-то новенькое. Например, тюбинги на станциях новой линии «Арбатская» и «Киевская» одинаковые, при этом нестандартного, арочного сечения. Автор этого решения — инженер Антонина Пирожкова, к слову, жена писателя Исаака Бабеля. За счет этих тюбингов станции получились более эргономичными. Подобные решения дали возможность строить метро рекордными темпами — к 1954 году завершили Кольцевую линию. А пассажирам о войне еще долго напоминали «берлинские» вагоны типа В...

ФАКТЫ О МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ 

■ В первые дни войны столичное метро работало как бомбоубежище. Для удобства москвичей метрополитеновцами было изготовлено 73 тысячи квадратных метров деревянных настилов в тоннелях. На станции были завезены тысячи топчанов и детских кроватей.

■ На предприятиях метрополитена производились некоторые виды военной продукции, ремонтировалась техника. На площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. Так, на территории вагоноремонтных мастерских выпускали мины среднего калибра и гранаты, а в механических мастерских ремонтировали танки.

■ Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из тоннеля.

■ У Московского метрополитена есть именные поезда. «Народный ополченец» курсирует по Замоскворецкой линии, а состав «Курская дуга» — по Сокольнической ветке.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.