Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Вернувшаяся экспедиция. Три антрополога нашли новые кочевые народы на другом континенте

Общество
Слева направо: переводчик Анна Ларионова, директор музея Константин Куксин и антрополог Майя Галеева нарядились в одежды перуанских кочевников, которые они привезли из экспедиции в Альтиплано
Слева направо: переводчик Анна Ларионова, директор музея Константин Куксин и антрополог Майя Галеева нарядились в одежды перуанских кочевников, которые они привезли из экспедиции в Альтиплано / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
И в современных буднях есть место приключениям. Еще месяц назад о существовании кочевников, которые пасут лам и выращивают лебеду в Южной Америке, не подозревал ни один антрополог в мире. Впрочем, и сами кочевники ничего не знали о пытливых российских ученых. В монгольской юрте корреспонденту «ВМ» московские антропологи рассказали о научной сенсации.

Племя индейцев, принадлежащее народам кечуа и аймара, разбито на семейные группы, которые постоянно перемещаются с места на место. Отцы семейств занимаются земледелием, а хранительницы очага пасут лам. Обнаружить скитальцев было непросто, на подготовку экспедиции ушли месяцы.

Директор Музея кочевой культуры, руководитель экспедиции из трех человек Константин Куксин вдохновился Тибетом. Именно там он четыре года назад задумался о том, что нагорье в Альтиплано (плато на территории Южной Америки) вполне может быть населено кочевниками.

— Ведь в этих местах сухие степи, — аргументирует Константин. — Я подумал, что, если там и существуют кочевые народы, они будут похожи на тибетцев по образу жизни и элементам культуры.

Константин — чтобы сразу погрузить в атмосферу — показывает рубаху, снятую с местного кочевника: она в дырках, потрепанная, дышащая духом гор.

Уже с сентября (а экспедиция прошла в декабре прошлого года) антрополог и переводчик с испанского Анна Ларионова начала обзванивать университеты Перу и Боливии, чтобы найти исследования на тему кочевнических народов в Альтиплано.

— Нужно было сузить круг поисков, понять, какие конкретно территории надо исследовать, а не колесить по всему Альтиплано, — объясняет Анна. — Академики только говорили: «Может быть, вы и найдете кочевников, но вряд ли они существуют».

С надеждой на это «может быть» активисты сели в самолет в сторону Мадрида, а потом отправились в Южную Америку. Город Куско встретил российских путешественников жарко во всех смыслах. Восьмичасовая разница во времени, разгар тропического лета, разреженный воздух высокогорья… Путешествие началось многообещающе. Антропологи потратили долгие дни на общение с местными, пересказывая в тысячный раз цель экспедиции. Все безуспешно — о кочевниках никто не слышал.

— Сначала мы наткнулись на скотоводов в одном из регионов Перу, недалеко от озера Титикака, — вспоминает Анна. — А в городе Уюни на юго-западе Боливии встретили двух девушек, которым мы и обязаны своим открытием. Одна из них была испанкой, а вторая — индианкой.

Индианка по фантастическому стечению обстоятельств оказалась родственницей кочевников. Девушка, которая приехала в город учиться, согласилась отвезти россиян к своей родне.

— Представьте: удивительный ландшафт, пасутся пушистые ламы. Из-за склона горы в традиционных одеждах, пожевывая коку, показывается женщина в ярких одеждах, — Константин достает ноутбук, чтобы похвастаться фотографиями. — Так мы нашли то, что искали, ради чего боролись и не сдавались.

С чего начался разговор? Со сказок! Немного раскрепостить закрытых, проживших много лет в изоляции скитальцев достаточно сложно. Поэтому профессионалы поведали семье о русской Аленушке, гусях-лебедях, Золушке и Иванедурачке.

— Представьте, я забыла, как будет по-испански «ежик»! — Анна смеется. — А у них ежи и не водятся. Пришлось объяснять, что это такое животное-кактус, очень пугливое.

Как живут кочевники? Строят времянки с соломенной крышей, остаются там на несколько месяцев с семьей, а когда приходит время перегонять стадо, отправляются в путь-дорожку. Берут котомки и переезжают в следующий дом, который обычно находится на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

С теплотой антропологи вспоминают знакомство с одним индейцем. Он в течение последних десяти лет живет в полном одиночестве: жена умерла, а сын давно перестал поддерживать связь с отцом.

— У него нет ключей от дома, и он евангелист, — рассказывает антрополог Майя Галеева.

Особенно интересны для нас, цивилизованных, религиозные обряды кочевников. Большинство из них уверяют, что они католики, однако это не мешает оригиналам приносить в жертву древним богам сердца лам и окроплять кровью животных землю. При этом в Боливии лама считается самым умным существом едва ли не на всем белом свете. По мнению пастухов, эти животные имеют право размножаться только по любви.

— В Боливии серьезно относятся к выращиванию кинуа (лебеды), а это очень сложно на высоте четырех тысяч метров, — рассказывает Константин. — В Перу же в основном занимаются животноводчеством.

Вес сундуков, которые антропологи ждут из путешествия, превышает 70 килограммов. Там настоящие сокровища: одежда ручной работы, украшения, посуда, оружие для ловли диких животных. Артефакты станут экспонатами Музея кочевой культуры, подготовка к выставке уже идет полным ходом.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.