Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Вверх по лестнице, ведущей в школу

Общество
Программа «Ступеньки к школе» будет обновлена в соответствии со стандартом дошкольного образования

УМК «Ступеньки к школе» используется в детских садах, начиная с 1999 года.

Авторы УМК — Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, педагог высшей квалификационной категории Татьяна Филиппова, имеющая большой опыт практической работы с дошкольниками.

Обновление и дополнение

В этом году программа «Ступеньки к школе» будет серьезно обновлена в соответствии со стандартом дошкольного образования и дополнена новинками от объединенной издательской группы «Дрофа» — «Вентана-Граф».

Если раньше УМК «Ступеньки к школе» были рассчитаны только на детей 5-7 лет, то теперь авторы разработали пособия для двух новых возрастных групп — дошкольников 3-4 и 4-5 лет.

Для детей 3-4 лет издана серия пособий «Звуки и буквы» в 3 частях, которые содержат задания по всем областям развития, предусмотренным стандартом дошкольного образования, включая художественно-эстетическое, речевое и физическое.

Для детей 4-5 лет планируется выпустить пять развивающих тетрадей под общим названием «Мир вокруг от А до Я», задания в которых также направлены на комплексное развитие дошкольников.

«Азбука для дошкольников» предназначена для детей от 3 до 7 лет.

Существенно обновлены и дополнены пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей 5-6 лет разработаны семь пособий, направленных на формирование разных способностей, в том числе: речевых («Учимся рассказывать по картинкам»), художественно-эстетических («Цвет» и «Учимся рисовать фигуры»), физических («Твое здоровье» — готовится к изданию).

Задания для дошкольников 6-7 лет постепенно усложняются. Их цель — научить детей не только конкретным знаниям и умениям, но и развить логическое мышление, память, воображение, творческую деятельность («Мир чисел и фигур», «Развиваем логическое мышление и память», «Развиваем воображение и творческое мышление» — готовятся к изданию).

Тетрадь «Учимся учиться» (готовится к изданию) будет направлена на формирование первых навыков по организации деятельности — способности планировать свою работу и следовать этому плану.

Программа рассчитана на разных детей

Родителям кажется, что дети стали умнее, что они быстрее усваивают материал.
На самом деле это не так.

Главное преимущество программы заключается в том, что она основана на данных многолетних исследований готовности к школе детей 6-7 лет, проводимых Институтом возрастной физиологии в 15 регионах России и охвативших 80 000 дошкольников.

О том, как результаты этих исследований учитывались при разработке пособий, мы спросили у одного из соавторов программы — Татьяны Филипповой.

«Родителям кажется, что дети стали умнее, что они быстрее усваивают материал. На самом деле это не так, — рассказывает Татьяна Андреевна.

— Освоение таких сложных навыков, как письмо, чтение, требует долговременных усилий. У современных дошкольников мы отмечаем дефицит двигательной активности: они мало гуляют и меньше двигаются — даже те, кто посещает детский сад. Это одна из причин замедления скорости роста детей за год до школы. Так, по нашим наблюдениям за 2011–2013 годы, средняя прибавка роста у детей в возрасте от 6 до 7 лет составила 2,5 см, что вдвое ниже нормы — 4-5 см. Мы сравнивали эти цифры с данными физического развития детей, начиная с 1923 года, и пришли к выводу: замедление роста детей наблюдалось только во время войны. Это свидетельствует о неадекватных нагрузках современных детей, которые, как правило, связаны с усиленной подготовкой к школе».

Поэтому авторы программы «Ступеньки к школе» свою основную задачу видели в том, чтобы разработать пособия, строго соответствующие возрастным особенностям и реальным возможностям дошкольников.

Задания рассчитаны на самых разных детей — медлительных, гиперактивных, леворуких, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом деятельности. В ближайшем будущем авторы планируют подготовить специальные задания для детей, для которых русский язык не является родным и для детей-билингвов, хорошо владеющих двумя языками.

Наблюдения и диагностика

Именно от физического развития ребенка зависит,
выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Программа снабжена методическими рекомендациями для педагогов, календарным планированием и диагностическими материалами. Комплексную диагностику дошкольников авторы УМК «Ступеньки к школе» проводят в пилотных детских садах, начиная с 2006 года, и последняя редакция — это результат многолетних апробаций, в которых принимали участие психологи и воспитатели из разных российских регионов — Забайкальскиого, Приморского, Пермского краев, Иркутской, Калининградской область, Томской, Тюменской областей.

Карты наблюдений рассчитаны на детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет, а для дошкольников 5-7 лет в начале и в конце календарного года проводится комплексная диагностика функционального развития, цель которой — выявить конкретные проблемы каждого ребенка перед его поступлением в первый класс, чтобы его адаптация к школе прошла максимально успешно.

В сумме с картой наблюдений комплексная диагностика дает всеобъемлющую и разностороннюю характеристику дошкольника, которая включает разные параметры, в том числе оценку физического и моторного развития, которую зачастую не принимают во внимание ни психологи, ни родители, ни учителя. Но именно от физического развития ребенка зависит, выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Как отмечает Марьяна Безруких, в развитии дошкольников важна положительная динамика, остановка или регресс служат поводом для принятия необходимых мер. Какие именно меры следует принять, решают разные специалисты, в том числе: психолог, логопед, дефектолог — все, кто работает вместе с воспитателем. Слово «вместе» здесь является ключевым, поскольку авторы программы «Ступеньки к школе» залогом успешного развития ребенка считают сотрудничество всех специалистов. Не случайно в программе прописана схема их взаимодействия, итогом которого должна стать совместная разработка единых рекомендаций для родителей.

Сотрудничество с родителями

Сотрудничеству специалистов ДОО с семьей авторы программы уделяют особое внимание, предусматривая разные формы работы с родителями, включая просветительские (индивидуальные консультации, лекции специалистов о возрастных особенностях детей, мастер-классы по организации подвижных игр); проведение совместных мероприятий — праздников, экскурсий, спортивных и творческих конкурсов.

Кроме этого, очень важна аналитическая работа, особенно в период адаптации ребенка к новым условиям. С этой целью проводится анкетирование родителей и заполнение ими карты наблюдений за ребенком, которые позволяют увидеть особенности поведения детей дома и в коллективе сверстников, выделить факторы риска и определить единую тактику взаимодействия с ребенком.

Требования к педагогу

Педагог должен понимать, что дети разные,
и невозможно ко всем предъявлять одинаковые требования.

Каких профессиональных компетенций требует от педагогов работа по этой программе?

«Педагог должен понимать, что дети разные, и невозможно ко всем предъявлять одинаковые требования, — отмечает Татьяна Филиппова. — Современный воспитатель должен освоить разные формы деятельности, отказаться от фронтальной работы в пользу занятий в малых группах и индивидуальных заданий. Он должен понимать, что простая трансляция информации неэффективна, гораздо более интересно и полезно вовлечение детей в активную познавательную деятельность. Все это подробно описано в методических рекомендациях к УМК «Ступеньки к школе».

«Ступеньки к школе» — универсальный учебно-методический комплекс, не связанный с какой-то одной конкретной программой начальной школы, так как, по мнению авторов, каждый дошкольник должен быть готов к школе интеллектуально, эмоционально и физически независимо от того, по какой программе ему предстоит обучаться с 1 по 4 классы.

Отзывы педагогов и родителей

Центр развития межличностных коммуникаций в Калининграде является экспериментальной площадкой Института возрастной физиологии РАО по реализации программы «Ступеньки к школе». Приводим отзывы родителей и педагогов:

«В программе представлены очень интересные и важные темы, которые в дальнейшем помогут в работе с детьми, родителями и даже в отношениях с собственными детьми. Прослушав данный курс ( «Предшкольное образование» для специалистов) у меня изменились некоторые позиции в отношении к работе в целом, подход к родителям. Спасибо за вашу работу!»

Парфёнов О. Н., учитель начальных классов СОШ № 2, г. Неман

«Занимаемся по программе «Ступеньки к школе» второй год. Среди множества центров развития и студий нашли то, что нам нужно — обеспечение индивидуального подхода к ребенку и комфортные условия пребывания. У ребенка медленный темп деятельности и педагог организовывает обучение с учетом этого фактора. Для нас важно, что нагрузки соразмерны его возрасту и его особенностям. За время участия в проекте «Ступеньки к школе» мы прошагали ступеньки осмысленно и радостно».

С благодарностью всем организаторам проекта, Светлана Курганова, мама Эдгара Курганова

«Нельзя однозначно ответить, что нас привлекает в проекте «Ступеньки к школе» — это и здание, в котором дети проводят часть своей жизни и образовательная среда, и педагог, и система взаимодействия с родителями. Все вопросы решаются оперативно, без формализма, под потребности ребенка и с учетом пожеланий родителей. На наш взгляд, именно этот комплекс и обеспечивает огромное желание детей посещать занятия, а родителям служит неким гарантом качества».

Елена и Валентин, родители Маши Сорокиной

«Мы, как и многие родители, участвующие в проекте «Ступеньки к школе», пришли в проект после посещения других центров и муниципального детского сада и судим о качестве в том числе по обратной связи от ребенка. Наш ребенок, который всегда любил подольше поспать, торопится утром на занятия, с радостью делится впечатлениями после занятий, ему обеспечен комфорт и безопасность. В любое время и по любому вопросу мы можем получить интересующую нас информацию, касающуюся нашего ребенка. Посещаем «Родительский Университет», который позволил нам во многом пересмотреть свои взгляды на развитие ребенка и воспитание. Считаем возможность участия в проекте «Ступеньки к школе» нашей большой удачей. Мечтаем, чтобы в центре было организовано обучение по начальному образованию и с радостью пришли бы сюда в первый класс!»

Кудашева Алена, мама Лукьяненко Роберта

На правах рекламы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.