Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Шелковый камзол с плеча императора

Общество
Шелковый камзол с плеча императора
Художник-реставратор Центра имени Грабаря Варвара Бусова буквально по лоскуткам собирает и укрепляет этот царский подарок Вологодскому архиепископу Гавриилу / Фото: Сергей Шахиджанян,«Вечерняя Москва»
Уникальный предмет, с которым придется работать реставраторам Центра имени Грабаря, — камзол из китайского шелка с плеча Петра I, пожалованный им за особые заслуги Вологодскому архиепископу Гавриилу в 1702 году. Вещь во многом утратила свой первоначальный облик. Корреспондент «ВМ» выяснил, как будет восстанавливаться раритет.

Дар этот Вологодскому архиепископу Гавриилу Петр I сделал в свой последний, четвертый, приезд в Вологду — было это в 1702 году.

Расположение самодержца архиепископ заслужил за то, что по распоряжению царя собрал медь для отливки пушек. Вологодский архиепископ настолько дорожил царским подарком, что попросил похоронить себя в нем. Что и было сделано в 1707 году.

Более чем через двести лет, в 1924 году, останки архиепископа Гавриила были извлечены из склепа в Вологодском Софийском соборе, а камзол Петра отправили в музей.

— Камзол с воротником-стойкой сшит из натурального китайского шелка, имеет шелковую же подкладку, — рассказывает художник-реставратор мастерской реставрации кожи и археологического текстиля Варвара Бусова. — Застегивался он на 28 круглых бомбонов-пуговиц черного цвета. На подкладке еле заметен узор. Скорее всего, это была повседневная одежда Петра I, который не любил излишеств и не был щеголем.

Камзол, поступивший на реставрацию, был в крайне плачевном состоянии. Конечно, его прежде чистили, но только при помощи щетки.

— Мы до сих пор опасаемся за его сохранность, — говорит реставратор. — Но натуральный шелк — стойкая ткань. Когда мы ее почистим специальными средствами, она обретет первоначальный блеск, а практически утерянные за века фрагменты камзола покроем бесцветной газовой тканью, закрепив ее специальным клеем.

Затем реставраторы подберут нити нужного оттенка и миллиметр за миллиметром будут восстанавливать царский подарок.

— Но, к сожалению, полностью восстановить камзол не удастся, — подытоживает Варвара Бусова.

В Центре имени Грабаря работают с самыми разными предметами, имеющими историческую и художественную ценность.

В мастерских реставрируются иконы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.

Так, в сентябре сотрудники Центра приступили к реставрации азбуки, по которой с XVII века учились царские дети. Кроме собственно азбуки, в ней содержатся различные поучения и наставления. Раритет долго находился на хранении в библиотеке Российской академии наук, и, как сказала заведующая мастерской графики редкой книги и документов на бумаге Центра имени Грабаря Юлия Савкова, «с ней ознакомились только восемь человек».

Каждый год в центр реставрации поступают все новые предметы из самых разных музеев страны. Сейчас заканчиваются работы по восстановлению чемодана Сергея Есенина.

— Этот кожаный чемоданчик использовался поэтом скорее как портфель, — описывает экспонат заместитель генерального директора по научной работе Ольга Темерина. — Он сделан в Англии в начале ХХ века, внутри оклеен картоном, тисненным «под кожу». Но, к сожалению, многие швы перешиты грубыми, хотя и очень прочными нитями. Известно, что после смерти поэта чемодан активно использовался его родственниками, потому так кустарно и некрасиво переделан.

Каждый раз перед реставраторами встает сложная задача: постараться сохранить первоначальный облик вещи. Старинные технологии бывают безвозвратно утрачены, а потому художник-реставратор Варвара Бусова каждый раз изучает предмет, с которым ей предстоит работать.

— Мы должны не делать вещь заново, — говорит Варвара, — а по максимуму стараться ее сохранить. Так и в случае с камзолом — подарком Петра I. У этого предмета непростая история, но, увы, мы не можем воссоздать его целиком. Это будет уже совсем другая вещь...

Каждая операция, будь то чистка или укрепление ткани, реставраторами всегда обсуждается коллегиально, и только затем принимается решение.

— Современные технологии дают нам возможность если не восстановить вещь, буквально по лоскуткам, то очень хорошо ее укрепить, — говорит Варвара Бусова.  

СПРАВКА  

Мастерская по реставрации кожи и текстиля в Центре имени Грабаря была создана в 1919 году. За все эти годы накоплен большой опыт работы по восстановлению самых разнообразных тканей. Известно, что в мастерской трудились бывшие послушницы закрытого после революции Вознесенского монастыря в Кремле.

В 1934 году мастерские были закрыты, а заработали вновь лишь в 1958 году.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.