Меншикова красавица
Жаль только, что нынче не вдруг увидишь ее — пройдешь неподалеку, по Архангельскому переулку, и не заметишь, не порадуешься этому чудному сооружению, пока почти вплотную не приблизишься... Даром что поначалу, как только воздвиглась башня, на три с лишним метра превзошла она самую высокую в Белокаменной — колокольню Ивана Великого. Как, собственно, Меншиков и замышлял.
Купил Меншиков огромнейший участок земли сбоку от Мясницкой улицы, возле Поганых прудов, от которых тухлятиной по всей столице несло, построил себе дворец, а рядом задумал поставить высочайший в Москве храм Архангела Гавриила — по имени древней церквушки, стоявшей дотоле здесь. За дело взялся со всей серьезностью, выписал десять видных архитекторов из Италии и Швейцарии и усадил за проект. А поставил над всеми ними замечательного московского зиждителя, помимо всего еще и превосходного скульптора, и живописца Ивана Зарудного. А когда вполне, до деталей обозначился храм на бумаге, выписал Меншиков из Ярославля и Костромы артель лучших каменщиков в 23 человека. Они-то и стали храм возносить.
Вынашивал неугомонный князь еще одну, до определенной поры тайную мысль, но пока что ни с кем не делился ею. Пришла ему мысль и вовсе сделать храм, ни на какой другой не похожий, установив на колокольне часы. Привезли из Лондона куранты с боем 50 колоколов, кои и установили на восьмерике четвертого яруса. Всего-то их было шесть. Вот уж и вправду такого храма, высотой в 81 метр, да еще с часами, на всей Руси отродясь не бывало!
Удивительной красоты сложился храм. Вся Москва, да и иноземные гости сходились на него посмотреть, и всякий, впервые его увидевший, в восторг приходил. Изящный, строгий и поразительно гармоничный в своих пропорциях. На него смотрели подолгуне отрываясь, находя все новые и новые детали в его украшении. А на внутреннее убранство Меншиков тем более денег не пожалел: разве мог он допустить, чтобы внутри храм скромным выказался...
К 1707 году строительство пришло к завершению. Венчал башню 30-метровый шпиль с трубящей фигурой ангела, выкованной умельцами из листовой меди.
Однако в 1723 году небеса разразились, раздался гром, и молния поразила в аккурат верховье храма. Возник пожар. Весь деревянный верхний восьмерик сгорел на глазах собравшегося народа, металл креплений курантов, расположенных ниже, оплавился, потек, и все полсотни колоколов с красавцами-часами рухнули, сокрушив нижний свод и уничтожив все внутреннее убранство храма... Удалось вытащить из горящих обломков один, но самый главный образ — Полоцкой Божией Матери, писаный евангелистом Лукой. Меншиков считал эту икону своей покровительницей и безумно ею дорожил.
Только в 1779 году известный московский масон Гавриил Измайлов восстановил Меншикову башню. Но уже без верхнего, сгоревшего яруса. Так что недолго башня оставалась самой высокой в Москве.