Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Что такое «буллинг» и как с ним бороться

Общество
Главная цель обидчика — подчинить себе волю своей жертвы и таким образом самоутвердиться за ее счет
Главная цель обидчика — подчинить себе волю своей жертвы и таким образом самоутвердиться за ее счет / Кадр из фильма «Класс» (2007)

Термин «буллинг» вошел в нашу разговорную речь сравнительно недавно, хотя проблема проявления агрессии, унижения и различных форм насилия по отношению к непохожим на других или более слабым стара как мир.

Конфликты могут возникать не только в школьной среде, но и среди студентов и даже на работе между вполне взрослыми людьми (для старших возрастных групп такое поведение коллег будет называться моббингом). Но сегодня мы хотели бы акцентировать внимание на самой беззащитной категории и поговорить о том, как помочь ребенку противостоять обидчикам и как вести себя в ситуации, когда все против одного.

Что такое буллинг

Само слово — это калька с английского bullying или bully, что переводится на русский язык как «хулиган», «драчун», «задира». Термин был придуман в 1993 году психологом из Норвегии Даном Ольвеусом, который положил начало исследованиям феномена, направленным на изучение его природы, а также поиск способов профилактики и борьбы с проявлениями жестокости, основанной на социальном или физическом превосходстве.

Главная цель обидчика — подчинить себе волю своей жертвы и таким образом самоутвердиться за ее счет. Причины такого поведения часто кроются в агрессивной модели поведения, принятой в семье. Если дома на ребенка постоянно кричат и наказывают, ни во что не ставят или тем более бьют, он автоматически копирует действия родителей и ищет себе объект для применения полученных навыков, чтобы наконец почувствовать себя сильным и значимым. Немотивированная агрессия и нездоровое стремление к доминированию — явный признак повышенного уровня тревожности, свидетельствующего о том, что индивид сам нуждается в поддержке и защите.

В то же время было бы ошибкой полагать, что буллеры — сплошь жертвы домашнего насилия. Немало среди них и тех, чей деспотизм по отношению к окружающим продиктован, напротив, завышенной самооценкой и пренебрежительным отношением к тем, кто слабее физически, морально, беднее, находится на более низкой ступени социальной лестницы и так далее.

Для буллинга характерны следующие отличительные признаки:

- существенная разница в физических параметрах и силе;

- систематическая основа;

- повышенная чувствительность жертвы, которая со временем переходит в отказ от посещения учебного заведения и затяжные депрессии, вплоть до мыслей о суициде.

Травля может происходить в прямой или косвенной форме. В первом случае имеют место открытые оскорбления и побои. Такой тип больше характерен для мальчиков.

Во втором — человек становится объектом для интриг, сплетен и бойкотов. Эта разновидность осложняется повальным увлечением социальными сетями, которые являются идеальной платформой для различного уровня манипуляций. Особо продвинутые взламывают чужие странички, пишут сообщения от чужого лица, распространяют заведомо ложную информацию, похищают личные данные и фотографии и используют их в своих целях.   

Относительно новое поветрие в области изощренных издевательств — запись своих «подвигов» на видео с последующим выкладыванием в Сеть с целью собрать побольше «лайков», которые являются свидетельством непререкаемого авторитета автора.

Нередки случаи, когда стремление «хайпануть» становится первопричиной последующих издевательств, а жертва ищется специально для съемки скандальных роликов. По статистике, особой кровожадностью отличаются «сам себе режиссеры»  младше 14 лет, потому что, вопреки распространенному мнению, они прекрасно осознают свою безнаказанность.

Помимо виртуального, выделяют следующие виды детско-юношеского террора:

- Физический. Очень распространен в средней школе, а к старшим классам, как правило, сходит на нет, уступая место более изощренным методам.

- Вербальный или словесный. Зачастую сопровождает первый пункт.

- Социально-психологический. Выражается в причинении моральных страданий посредством изоляции, игнорирования, насмешек, бойкотов. Наиболее травматичен с точки зрения последствий для психики.

Самое главное, что вы можете сделать для своего ребенка, — показать ему, что он не один Самое главное, что вы можете сделать для своего ребенка, — показать ему, что он не один / Кадр из фильма «Класс» (2007)

Кто в группе риска?

Теоретически жертвой буллинга может стать кто угодно. Причины для травли разнообразны и порой непредсказуемы. Физические недостатки, лишний вес, неуклюжесть, излишняя скромность, неполная семья, слишком выдающиеся умственные способности, начитанность, любые другие отличия от массы сверстников — что угодно может в один момент стать поводом для нападок.

Главной чертой, присущей всем потенциальным истязаемым, специалисты называют неспособность постоять за себя. Все, кто не умеет защищаться, замкнут, часто обижается и плачет, а также гиперактивные, вспыльчивые и импульсивные ребята имеют высокие шансы превратиться в белую ворону. Дети, к описанию которых подходят последние три характеристики, относятся к так называемым жертвам-агрессорам. Обычно они испытывают трудности не только с коммуникацией и адаптацией в коллективе, но и с учебой. Их проблемы сложнее всего поддаются корректировке.

Несмотря на то что абьюзеры и объекты их агрессии находятся на диаметрально противоположных полюсах, первоисточники их отклонений практически одинаковы. Проблемы в семье, равнодушие, гиперопека, авторитаризм, насилие — все эти негативные факторы могут в равной степени породить как буллера, так и жертву.

Здоровая атмосфера в доме, благополучные и уравновешенные родители, восприятие ребенка как полноценной личности — лучшая профилактика любых проявлений буллинга.

Что делать, если над ребенком издеваются в школе?

Существует множество рекомендаций психологов по преодолению конфликтных ситуаций и повышению самооценки, а также методик, которые научат говорить «нет», давать отпор обидчику или игнорировать его нападки. Все это нужно и важно, но любая работа над собой занимает много времени, которого, как правило, нет. Как поступить, если ваши сын или дочь страдают здесь и сейчас, а школа и родители хулиганов не горят желанием обуздать их темперамент?

Предлагаем следующий алгоритм.

Собираем «компромат». Это могут быть диктофонные и видеозаписи, скриншоты переписок и оскорблений в соцсетях, фото сломанных и испорченных вещей, справки о побоях из травмпункта, показания одноклассников, учителей и вообще любых очевидцев.

Готовим досье на буллера. Здесь опять помогут фото и видео, свидетельствующие о недостойном поведении обидчика. Внимательно просмотрите все его аккаунты, выясните, чем интересуется, какую музыку слушает и в каких группах состоит. Сеть может хранить много интересных фактов на случай обращения в правоохранительные органы.

Оповещаем о серьезности своих намерений классного руководителя, администрацию, родителей и прочих причастных лиц. Если чувствуете, что натыкаетесь на стену непонимания и одиночку не справиться, привлекайте юриста. Как правило, одного визита в кабинет директора с подготовленным человеком бывает достаточно, чтобы охладить пыл хулигана и встающих на его сторону родственников.

Идем к психологу или психиатру — не только для получения квалифицированной помощи, но и для медицинского заключения о нанесенной моральной травме. Учтите, что специалист должен иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его право осуществлять врачебную деятельность.

Обращаемся во все возможные инстанции в письменном виде (директор школы, комиссия и инспектор по делам несовершеннолетних, департамент образования, прокуратура). Чем больше жалоб, тем лучше.

Обращаем внимание общественности на происходящее. Отличным подспорьем станут посты в ваших соцсетях с просьбой сделать репост.

Держим руку на пульсе. Поддерживаем контакт с учителями, администрацией и, разумеется, собственным ребенком. Ведем с ним активную работу, всячески отвлекаем и показываем, что, помимо школы, существуют театры, поездки и кружки, в которых легче найти единомышленников.

Параллельно сохраняем все чеки на врачей, адвокатов, лекарства, испорченное имущество (подойдут ценники из интернет-магазинов на аналогичный товар). Не забываем про возмещение морального вреда.

Если ничто из вышеперечисленного не помогает, смело обращаемся в суд со всеми собранными материалами. Но это крайняя мера, и прибегать к ней приходится редко. Обычно родители в состоянии оценить ситуацию и все заканчивается на пункте 3.

Самое главное, что вы можете сделать для своего ребенка, — показать ему, что он не один. Не нервничайте и не паникуйте. Поверьте в успех и спокойно идите к цели. Все будет хорошо!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.