Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сергей Петриков: Для меня институт Склифосовского — больше, чем больница

Общество
Сергей Петриков: Для меня институт Склифосовского — больше, чем больница
Директор НИИ им. Склифосовского Сергей Петриков создал приемное отделение другого типа. Теперь не пациент бродит по коридорам, а врачи приходят к нему / Фото: Пресс-центр ГБУЗ НИИ СП им. Н.В. Склифосовского
Директор НИИ имени Н.В. Склифосовского Сергей Петриков рассказал об опасностях, подстерегающих врачей на работе, и консервативных взглядах на жизнь.

— Сергей Сергеевич, откуда такая любовь к медицине? Вы из семьи медиков?

— Нет, мои родители не имели отношения к медицине, работали инженерами. Но когда я окончил школу и встал вопрос о выборе профессии, они все решили за меня. К технике меня не тянуло, гуманитарные дисциплины не привлекали. Мама и отец сказали: «Будешь врачом», я как послушный сын поступил в медицинский институт. Удивительно, но мне очень понравилось учиться и желание работать в медицине сформировалось. С некоторыми однокурсниками случилась обратная ситуация. Они мечтали стать докторами с детства, но, столкнувшись с базовыми вещами, разочаровались и ушли. А я в конце первого курса, это был 1992 год, устроился санитаром реанимационного отделение института Склифосовского. Мне хотелось получить опыт и понять, в какую область медицины меня больше тянет. Ведь самое сложное для студента-медика — выбрать специализацию.

— Днем вы учились в институте, ночью работали. А когда отдыхали, спали, в конце концов?

— Мой учитель по жизни, академик Владимир Викторович Крылов, говорил: «В таком возрасте, когда ты учишься, спать можно раз в трое суток». Многие студенты, в том числе и я, так и делали. Мне нравилось работать, я мог сутками находиться в реанимации, понимал, что хочу работать именно в этом отделении. Поэтому после окончания института я пошел в интернатуру в Склифосовского. Есть люди, которые говорят, что нужно каждые 5 лет менять место. Но я не очень себе представляю такую позицию. Ты привыкаешь к месту, к людям… Я консервативный человек в этом отношении, не готов к таким переменам. Для меня институт Склифосовского — больше, чем больница, это имя, история. В 90-е годы других клиник и не знали, всех тяжелых пациентов везли сюда, меня привлекала эта круглосуточная готовность к экстренным ситуациям.

— Ваш путь от санитара до директора занял 25 лет. Когда вы стали руководителем, сразу поняли, что нужно сделать в клинике?

— С клиникой было и остается все неплохо, у нас и до моего назначения на пост было много преобразований, многие отделения были отремонтированы. Задача, с которой я столкнулся в первую очередь, — перепрофилирование работы приемного отделения. Мы живем сейчас в новой информационной среде, где все происходит очень быстро. Надо быть ближе к людям, открываться им навстречу. Мы проанализировали все составляющие приемного отделения (прочли отзывы, пообщались с пациентами и их родственниками, вычислили время обследования) и выяснили, что основные негативы институту создают входные ворота — приемное отделение.

— И что вы предприняли, получив такую информацию?

— Мы сделали приемное отделение совсем другого типа. Теперь у нас действуют диагностические палаты, в которых пациент госпитализируется на койку и все крутится вокруг него. Не он бродит по коридорам, а врачи приходят к нему. Мы сделали навигацию, когда ее не было, даже новые сотрудники терялись в недрах зданий института. Сейчас все просто, хорошо ориентируются и пациенты, и сотрудники скорой помощи.

— Сергей Сергеевич, какие изменения произошли благодаря новым решениям?

— Сократилось время обследования пациента, зона ожидания для родственников стала более комфортной, мы планируем ее расширить, ведь в центральное приемное отделение поступают 150–170 человек ежедневно. Чтобы приемное отделение было более открытым, мы ломаем окна, двери. Недавно снесли стену между распределительным постом и регистратурой.

— А у вас есть представление идеального приема пациентов?

— Мне бы хотелось, чтобы было так. Едет пациент в карете скорой помощи, уже там специалисты вносят все его данные в карту, а они моментально передаются в приемное отделение больницы. По приезде сотрудники скорой знают, куда подъезжать, выходят, а их ждет сопровождающий, который организует обследование пациента в диагностической палате. Хотелось бы, чтобы врачи не тратили время на печать результатов обследования, а наговаривали информацию, и все данные сразу расшифровывались и сохранялись в электронной истории болезни, туда же прикреплялись все результаты обследований. Ведь в критических случаях дорога каждая минута. 

— Фантастика! Вы хотите, чтобы все обследование длилось одну минуту?

— Минута? Увы, есть определенная длительность обследования. Только УЗИ сердца делается полчаса.

— Мне кажется, если вам позволить, вы бы обследования начинали в реанимобиле, установив там аппаратуру.

— Это невозможно, но мне бы хотелось минимизировать потерю времени на механическую работу врача, не связанную с обследованием пациента. Уже есть технологии по расшифровке голоса, преобразование аудиозаписи в напечатанный текст. Но вопрос в ее качестве, сколько потом править текст? Специалисты Департамента информационных технологий, который работает над этой системой, сказали, что сначала нужно сформировать идеальную ситуацию.

— То есть через 10 лет такое может случиться?

— Через десять? Мы хотим все сделать гораздо быстрее.

— Сразу вспоминается рассказ про Владимира Ленина, где его называли кремлевским мечтателем. А вы мечтатель из Склифа?

— Почему сразу мечтатель? Все, что мы намечаем, реализуем. Проекты, которые у нас идут, внедряются в лечебный процесс. Например, линтехнологии. Их основная цель — улучшить качество работы различных звеньев рабочей цепи. Специалисты разного профиля собираются и продумывают общую концепцию. В проекте «Маршрутизация», например, задействованы медицинские сестры и врачи. Они продумывают, что можно улучшить в той навигации, которая у нас есть. Это тесное взаимодействие, командная работа. Есть проект, посвященный психологической поддержке родственников пациента. Конечно, документы должны быть единообразные, а не в стиле, кто в лес, кто по дрова. Чтобы с ними было легко и удобно работать.

— Я знаю, что у вас в приемном отделении работают психологи. Причем общаются они и с пациентами, и с их родными. Раньше такого не было.

— Раньше с людьми вообще не очень разговаривали. Мы немного отделили родственников от пациентов. Первые остаются в зале ожидания, если они пришли с детьми, можно вывести малышей поиграть на улицу. Благодаря Сергею Семеновичу во дворе больницы появилась площадка для детей. Сейчас мы думаем о создании детской комнаты, а пока у нас один из двух телевизоров в приемном отделении можно настроить на детский канал. Пациенты уезжают в диагностические палаты, серьезный процесс обследования проходит без лишних людей.

Но если пациенты — пожилые люди, конечно, сопровождающие входят с ними. Родственники ожидают больных в комфортной среде. К ним регулярно выходят медицинские работники, рассказывая, что и как происходит. Вопросы можно задать и на распределительном посту. Скоро мы установим в приемных отделениях экраны, где будет вся подробная информация следования пациента, чтобы родные были в курсе происходящих событий и плана обследования. Когда пациент неожиданно попадает в клинику, у его родных возникает серьезный стресс. Им необходима помощь психолога, поэтому каждые 15–20 минут психологи мониторят ситуацию. Общаются, успокаивают людей. Уровень стрессовой реакции снижается.

— Сергей Сергеевич, в одно время была просто волна избиений медиков. Сейчас случаются ситуации, когда стресс родственников перерастает в гнев на врачей.

— Постоянно бывает. Но люди в этом не виноваты, психологическая агрессия родных есть, была и будет. Люди в шоке, а перенос точки гнева на другого человека — способ сбросить стрессовую реакцию. Бывают люди с психическими заболеваниями, которые бурно реагируют на случившееся. Но у нас таких ужасов давно не происходило, психологи делают свою работу. Отсюда и такие результаты.

— Вы рассказываете новичкам, что родственники и пациенты могут быть опасны?

— Обязательно, во-первых, у нас существует институт наставничества. Интересный опыт есть на скорой помощи, я состою в комиссии по приему экзаменов на статус «Московский врач» на станции скорой помощи, и первый вопрос о практических навыках там — безопасность. Первое, что должен сделать доктор, — оценить безопасность в том месте, где он собирается оказывать помощь. В реанимацию поступают люди, которые могут вести себя неадекватно не потому, что они плохие, а из-за заболеваний, которые не позволяют им контролировать действия тела, свои движения, поведение. Персонал реанимации иногда получает травмы от пациентов. Многие проходят через это, работая медбратьями и медсестрами.

— А вы, Сергей Сергеевич, получали травмы?

— Я тоже это проходил, как все. Даже в ухо ногой получал. Поймите, человек с поражением головного мозга может быть неадекватным. Очень агрессивными бывают и пациенты, находящиеся под воздействием наркотических препаратов, с ними сложно справиться. Например, приезжает пациент, у которого нет венозного доступа, препараты, которые его успокоят, ввести некуда. Зафиксировать больного, чтобы оказать ему помощь, непросто, ведь очень часто в бригаде работают одни женщины, им сил не хватает. С опытом ты четко понимаешь, где самое безопасное место, локализуешься у кровати пациента именно там. Иногда я сам себя ловлю на этом, на автомате уже это срабатывает, чтобы не получать травмы.

— В приемной между сотрудниками вы ломаете стены, а психологически перегородки между коллегами рушатся?

— Основная проблема больших коллективов — отсутствие коммуникаций между подразделениями сотрудников. То, чем мы занимаемся, налаживаем ее. При Департаменте здравоохранения действует институт корпоративного развития, где мы обучаем сотрудников методам психологической адаптации к неблагоприятным условиям, стрессу, выгоранию. Это очень важно! На самом деле людям тяжело открываться. Помню, когда в регистратуре убрали стекло, несколько дней люди ходили в шоке. Митинги устраивали, а потом оценили удобство. И когда врач распределительного поста остался за стеной один, его попросили перейти к ним. Раньше и бейджи не носили, чуть не на коленку прикрепляли — не было культуры, привычки. Мы же не можем заставлять людей это делать. Начнешь давить — получишь обратную реакцию, сопротивление. Показываешь собственным примером: сам носил и буду носить бейдж. Еще мы заказали форменную одежду для персонала, все продумали, чтобы выглядеть как команда, а не как разношерстный отряд.

— В вашем подчинении порядка 2800 человек. Не ужели всех знаете?

— В лицо почти всех знаю, по именам не всех помню. Но прийти ко мне на прием может любой сотрудник. Я постараюсь помочь, если это в моих силах.

— Сергей Сергеевич, что у вас на первом месте — работа или личная жизнь?

— Семья на первом месте, как у любого нормального человека. Это нельзя делить, это разные измерения. В личных отношениях — семья, в деловых — работа. Склиф — мой второй дом. Иногда рабочий день может длиться больше суток, бывали ситуации, что нужно было в больнице постоянно находиться. Я нечасто отдыхаю, но каждое общение с семьей для меня — отдых.

— Кто для вас подчиненные? Единомышленники?

— Сотрудники — мои коллеги, один человек ничего не решит никогда. Мы коллектив. Решаем все вопросы сообща. Я редко дохожу до состояния, когда нужно решать все одному. Мне это некомфортно. Значит, я что-то не сделал для организации процесса. Если все на местах и справляются с поставленной задачей, то весь механизм отлично работает. Если где-то сбой — значит, мы что-то не досмотрели в управленческих решениях.

— Вы себя можете похвалить?  

— Я стараюсь себя не хвалить, но покритиковать могу. В реанимации работает сотрудник, которому более 80 лет, Рюрик Ноевич Кокубава, он пишет разборы клинических ситуаций, где докапывается до причин, почему эти вещи произошли. И дополняет все свои материалы философскими фразами. Я с большим удовольствием эти отчеты читаю. Так вот этот мудрый человек постоянно говорит мне: «Людей в твоем окружении, которые говорят о тебе только хорошее, надо бояться». И хотя хорошее о себе слушать приятно, но лучше знать о себе и нехорошее. Я не сильно копаюсь в себе, но всегда стараюсь понять, что происходит. 

— Какие качества в себе вы цените?

— Никогда об этом не думал. Мне кажется самокритичность и желание стремиться вперед. Я не могу ничем заниматься, кроме медицины. Когда появляется время свободное, не знаешь, чем заняться — тяжело себя чувствуешь. Многие наши сотрудники не умеют отдыхать, потому что редко этим занимаются. Когда у них наступает очередной отпуск, они не знают, чем заняться (не надо писать, исследовать, оперировать). Тогда они находят предлоги, чтобы приехать на работу.

— А во сколько начинается ваш рабочий день?

— График у нас жесткий, в 7:10 обход неврологической реанимации, в 7:30 общий обход пяти отделений реанимации, где присутствуют все ключевые лица. В любой момент может появиться вопрос, который надо решить. И если кто-то опоздал или не пришел, информацию пропустил, он уже выпадает из общего процесса. Надо ему объяснять, вводить в курс дела — а это лишнее время. Иногда стою у ворот, к 7 утра уже поток машин, люди приезжают.

— Сергей Сергеевич, не дает мне покоя красная нить на вашем запястье. Что это?

— Нить из Иерусалима, мне жена повязала, чтобы бесов отгонять. Помогает или нет, не знаю, но, наверное, если рвется — значит, помогает. Теперь супруга повязывает ниточки мощнее, чтобы не рвались.

— Ого! Так может вы и не против самолечения народными средствами?

— Нет. Я очень плохо отношусь к самолечению. Основа хорошего лечения — профилактика и ранняя диагностика. Но у нас в стране есть такая вера в соседей. Соседка сказала, что делать. Значит, так надо поступать. И главное, серьезно, верят. Раньше, когда мне говорили, стоит ли идти в больницу, я отвечал: «У соседей спросили?» Кивают. «Ну, — продолжаю я, — Если уровень соседей прошли — значит, пора уже и к нам в больницу».

— Сергей Сергеевич, заметно, что вы счастливый человек. Почему?

— Почему — это женский вопрос. Мужчина не всегда задумывается, почему он счастлив. У меня есть дело, которым я занимаюсь. Мне нравится лечить пациентов, а сейчас у меня есть возможность не только лечить, но и организовывать этот процесс. У меня есть семья, в которой все хорошо. И мне это нравится.

СПРАВКА

Профессор, доктор медицинских наук Сергей Сергеевич Петриков родился 16 мая 1974 года. В 1997 году окончил Первый московский медуниверситет Сеченова. Будучи студентом работал санитаром, затем медбратом в отделениях реанимации НИИ Склифосовского. После интернатуры стал врачом, старшим, ведущим научным сотрудником, заместителем директора, руководителем регионального сосудистого центра и научного отделения неотложной неврологии и директором института.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.