Фронт в объективе. Военный фотокорреспондент Владимир Минкевич прошагал от Москвы до Кенигсберга
Сюжет:
70-летие Великой ПобедыЗа последние месяцы в преддверии юбилея Победы наша редакция превратилась в импровизированный штаб. К нам приходят письма с фронтовыми историями, не умолкают телефоны. Спасибо, дорогие читатели, что рассказываете нам о себе, своих однополчанах, родных и близких. Особенно радуемся, когда удается узнать что-то о наших вечеркинцах-фронтовиках.
— Фотокорреспондента Минкевича знаете? Работал когда-то в «Вечерке», у нас хранятся его снимки, — так от директора Государственного музея обороны Москвы мы узнали о Владимире Николаевиче Минкевиче. — В 1990-м блокноты и фотографии вашего фронтовика в музей принесла его жена — Нина Ивановна.
До войны десять лет Минкевич работал на заводе, когда его заметил заведующий отделом иллюстраций «Вечерней Москвы» Борис Игнатов.
В 1941 году симпатичный брюнет, будто сошедший с обложки журнала «Советский экран», уже был на фронте — в качестве фотокорреспондента газеты «На штурм» 1-й гвардейской Московской (Пролетарской) мотострелковой дивизии прошел путь от Москвы до Кенигсберга и в августе 1944-го был зачислен фотокором в газету «Боевая тревога».
Минкевич много снимал. В его блокнотах — подписи к фотографиям: вот красноармейцу В. Захарову вручают медаль «За отвагу», а это уже сержант Н. П. Толкачев в разведке.
Владимир Николаевич снимал не только на фотоаппарат, но и не раз брал в руки кинокамеру. А иногда брался за химический карандаш, а потом перепечатывал на машинке очерки о бойцах.
В фондах музея среди солдатских частушек («Едет Гитлер к нам на танке пить вино и есть баранки, на закусочку врагу я гранату берегу»; «Геббельс сам себя хвалил: я Москву дотла спалил. Он сжигал ее раз двести, а она стоит на месте») можно найти странички с рассказом Владимира Минкевича «На запад». Место действия — 3-й Белорусский фронт.
«Не щадя жизни, отважно дрался в этом бою гвардии сержант Михаил Голохвостов. Он первым рвался в траншею врага. И когда противник трижды бросался в контратаку, гвардейцы залповым огнем отшвыривали фашистов назад…» Вы не найдете здесь кровавых подробностей — а зачем? Разве можно удивить в войну ранениями и смертями? Только подвиги — большие и маленькие («Славно поработал Русаков своим пулеметом, словно рожь спелую, косил фашистов»). Оттого и трава в этих рассказах зеленее обычного, оттого и грохот орудий «надоедливый»… Жить, братцы, хочется, просто жить! И вслед уходящим бойцам из гнезда на развесистой липе выглядывает аист — чтобы помнили: за вой ной обязательно наступит мир. Он будет. Надо только постараться. Как никогда.
Героями его очерков не раз становились простые солдаты, медсестры, дети полка и даже альт «Кутузов». Зимой 1942 года музыкальный инструмент нашли саперы — скрипка лежала в одном из домов в деревеньке под Можайском. Без смычка, с оборванной струной, что вилась кольцом, и с наклейкой внутри — «№ 9 «Кутузов». Сентябрь 1912 года. Тимофей Подгорный. Памяти столетия Бородинской битвы». Бойцы сохранили инструмент, а через полгода вернули скрипку тому самому мастеру — Тимофею Подгорному.
Владимир Минкевич был награжден орденом Красной Звезды (1944), медалями «За взятие Кенигсберга» (1945), «За победу над Германией» (1945) и отмечен знаком «Гвардия» (1942). Он умер в 1979 году. На память остались сотни снимков на горчичных страничках фронтовых газет, книги очерков и пособия по фотоохоте.
А еще стихотворение известного актера Юрия Чернова, которое он посвятил Владимиру Николаевичу:
Вы его, конечно, встречали.
Его вы видали хоть раз…
...Живой, огневой, беспокойный,
Он с вами на сейнере плыл.
Шипели гривастые волны
Был Тихий не тих и уныл.
И сейнер по имени «Витязь»
Швыряло, волной окатив.
А он говорил: «Улыбнитесь»,
Нацелив на нас объектив.
ОБ АВТОРЕ
Елена Мотренко - специальный корреспондент газеты «Вечерняя Москва». Считает, что в жизни нет ничего интереснее судьбы человека.