Хватит на всех, брат: как столица дает заработать иностранцам
Сюжет:
Специальный репортажВсе профессии важны, все профессии нужны
Метро. Рабочий день подошел к концу. Всматриваюсь в бесконечный туннель, откуда вот-вот должен подойти поезд, который умчит меня в знакомый район на окраине столицы. Мои будничные мысли прерывает смуглый молодой человек.
— Брат, помоги, нужно уехать к родителям в Махачкалу. Не хватает на билет 1200 рублей, — протараторил незнакомец и добавил, подняв вверх указательный палец, — не ради себя прошу, ради него прошу!
Ох уж этот единый культурный пласт. Человек в беде. Беру кошелек и вручаю ему несколько сотенных купюр.
В пути я размышляю об этом здоровом, молодом парне, который собирает деньги на билет до родного края. За час подобных подходов к сердобольным людям можно легко заполучить гораздо больше искомой суммы.
Трудиться и зарабатывать деньги честно — путь более сложный. Для этого надо не бояться испачкать руки, полируя до блеска полы бизнес-центра, сидеть у вокзального туалета или в зной и холод зазывать потенциальных покупателей посетить очередной торговый павильон.
Думы мои сменяются брезгливым послевкусием к названному брату и чувством уважения к тысячам трудяг, которые работают и пытаются честно заработать на хлеб.

Как я искал работу
Каждый день в столицу прибывает огромное количество людей. Молодые. Красивые. Образованные и не очень.
Как правило, большинство соискателей, претендующих на низкоквалифицированную работу, находят себя на вокзалах, площадях, где раздают листовки, рынках.
Я решил выяснить, а каково это в условиях многомиллионного города найти работу без диплома и опыта работы?
Для этого нужно придумать историю для потенциальных работодателей.
Оригинальничать не стал. Студент, перевелся в Москву. Злая хозяйка требует заплатить за жилье. Денег нет. Вот и ищу я работу.
Я отправляюсь на Савеловский рынок, который находится в шаговой доступности от одноименной станции метро. Многолюдное место. Издревле здесь шла бойкая торговля продуктами, товарами для дома, вещами.
Первым делом, человек, который хочет попасть на базарную площадь, должен пройти по длинному коридору, по обе стороны которого расположились десятки магазинов сотовых телефонов. Со всех сторон слышатся настойчивые призывы купить, продать или сдать гаджет в ремонт. Где-то вдалеке виднеется просвет. Вежливо отказываюсь и держу свой путь прямо.
Выйдя на улицу понимаю, что оказался в самом центре Савеловского рынка. Вокруг несколько трехэтажных зданий. На каждом из них надписи: компьютеры, одежда и обувь, спортивные товары. Поодаль виднеются контейнеры, в которых торгуют полуфабрикатами, различными напитками или подрумяненными пирожками. Прогулялся. Осмотрелся. На одном из киосков объявление: «Требуется техничка». Внушительных размеров продавщица едва сдержала смех, услышав о том, что молодой парень интеллигентной наружности готов пойти работать техничкой. Но немного подумав, номер телефона хозяйки киоска все-таки дала.
Гудок, второй, третий. Гнусавый голос, выслушав мою заранее приготовленную историю, отчеканивает: «На работу техничкой я приму только девочек».
Получив категоричный отказ, вариантов дальнейших событий было два: менять пол ради работы или продолжать поиски неквалифицированной работы. Пол менять не решаюсь. Выбор очевиден.
Решаю осмотреться вокруг. Удивляюсь. Посетители рынка передвигаются на дорогих автомобилях, медленно проезжая от одного комплекса к другому. Люди выходят с большими покупками и выглядят счастливыми.
Территория рынка мне показалась чистой. За порядком тут следят несколько уборщиков. Судя по внешнему виду, выходцы из бывших советских республик. Рабочие разновозрастные. Есть постарше, а есть и совсем молодые, как говорится, безусые ребята.
На каждом из них яркая жилетка с прикрепленным бейджем и темные брюки. Отмечаю, что рабочий инвентарь у всех новый. Глядя на такие условия труда и не возникает вовсе неприятных ассоциаций от словосочетания — уборщик территории.
Участок, на котором я наблюдаю за происходящим, подметает совсем молодой человек, который, судя по всему, едва переступил порог совершеннолетия. Работает на совесть. Асфальт сверкает. После тщательной уборки, парень крепкой мозолистой рукой вытирает пот со смуглого лица.
Подхожу ближе. Хочу узнать у него об условиях работы. Тщетно. Парень сильно заикается. Из короткого разговора стало ясно, что родом он из Киргизии, но несколько лет назад окончательно переехал в Россию. Справил документы и теперь работает в Москве. Отвечая на мой вопрос, как же устроиться на работу на этом рынке, парень заулыбался.
— Работы хватит всем, брат, — сказал мой очередной названный родственник и показал на подъезд номер 18 одного из двухэтажных зданий.
Как выяснилось, на третьем этаже указанного комплекса расположилась администрация рынка. Захожу на третий этаж чистого помещения. Путь преграждает закрытая на домофон дверь. Звоню. Поле короткого представления дверь мне открывает приветливая высокая девушка. Сразу же спрашивает, какие вакансии для себя я рассматриваю. Говорю, что готов тяжелые грузы поднимать, кухонным рабочим быть, а если надо, то и полы мыть не откажусь.
В большом кабинете повисла пауза. Прервала молчание умудренная жизненным женщина, сидевшая за столом.
— Ты, здоровый лоб, а ищешь неквалифицированную работу. Грузчик из тебя не получится. Работа эта тяжелая. Иди-ка учись!
Признаться честно, в тот момент мне впервые стало стыдно. Не за себя. За того студента, который готов променять стипендию на тяжелые тюки и грязные тряпки. Проглотив негатив, становится ясно: официально устроиться на работу не так-то легко. Но попытка — не пытка.

Добро пожаловать в…
Время обеденного перерыва — святая святых для всех учреждений. Сотрудники Савеловского рынка — не исключение. В считаные минуты толпы людей стали выходить из зданий. Компании, одинокие силуэты в наушниках, колоритные дамы в ярких одеяниях. Все спешат в сторону одного из кафе быстрого питания. За толпой последовал и я.
Выбираю заказ. Решаю в очередной раз испытать удачу.
— Мне работа нужна, срочно, — сказал я сотруднице заведения, которая убирала соседний стол после очередного посетителя.
Молодая девушка с пятном на форме улыбнулась, предложила сесть за убранный столик и заполнить анкету соискателя. Заполняю бланк. Ставлю себя на место работодателя и понимаю: журналистские навыки едва ли привлекут внимание управленцев сети кафе быстрого питания, а потому определяюсь с оптимальной для себя позицией: уборщик зала, кассир или кухонный рабочий. Решаю, что вакансия «кассир» — наиболее оптимальный вариант. За стойкой можно и за посетителями понаблюдать, и побольше узнать о работе заведения изнутри. Все было бы хорошо, если бы не тот факт, что кассовый аппарат я видел лишь со стороны. Да и с деньгами никогда не работал.
Сходу придумываю навыки, которые пригодятся для работы кассира в зале.
Жду менеджера торговой точки. В голове прокручиваю дальнейшие возможные варианты действий. Отправят на недельное бесплатное обучение, а в это время проверят весь мой липовый стаж? Попросят продемонстрировать, как пользоваться кассовым аппаратом, за которым я никогда не стоял?
Чтобы отвлечь себя от назойливых мыслей, решаю осмотреться. Я в известной сети кафе быстрого питания, где средний чек — 300 рублей. Среди посетителей в основном сотрудники Савеловского рынка и проголодавшиеся покупатели. Люди быстро обслуживаются, быстро едят и также быстро уходят. Большинство не утруждает себя выкинуть упаковки от бургеров в специализированные урны. За них это делает улыбчивая девушка все с тем же жировым пятном на форме.
Через несколько минут меня поприветствовал управляющий торговой точки. Подтянутый, уверенный в себе молодой человек. Меньше чем за минуту он проанализировал обстановку в зале, оценил мою внешность и сделал замечание своей сотруднице за неряшливый внешний вид на работе.
— Так нельзя ходить в зале. У тебя заляпана кофта. Ты не должна позорить наш коллектив и уж тем более место, в котором работаешь, — сделал ей внушение управляющий Александр.
Задав пару дежурных вопросов, Александр стал мне объяснять принцип работы на кассе. Оказалось — это одна из стартовых ступеней развития карьеры. Самых ответственных за полгода ждет рост, вплоть до руководителя точки. Кроме того, для граждан России предусмотрен фиксированный тариф — 140 рублей в час. При этом мой будущий начальник подчеркнул, что деньги на карту поступают вовремя, да и зарплата полностью «белая». Более того, мне предложили выбрать любой удобный для меня график. Договорившись о стажировке, мы пожали друг другу руки. Работа найдена.

Стажировка начинается
День первый. Десять часов утра. Я на пороге своей новой работы. Сотрудники по очереди здороваются и улыбаются. Первые впечатления оказались более чем положительными. На этом радужные краски кончились.
Первое разочарование от работы я получил после того, как оглядел рабочую зону персонала. Место для отдыха сотрудников расположилось на площади меньше метра. Здесь есть стол, стул и стенгазета с призывом лучше работать и важным напоминанием: среднемесячный план — 7 миллионов 900 тысяч с каждой точки. Средний чек с каждого посетителя — не меньше 300 рублей.
Поворачиваю за угол и вижу его — огромный кухонный блок. Беглый взгляд позволяет оценить оборудование и рабочие поверхности. Все блестит и сверкает. Народу хоть и много, но все они работают на отведенном месте так, что не мешают коллегам. Среди поваров замечаю только девушек. Европеек среди них нет.
— Это пекло, брат. Работать здесь очень сложно, — комментирует один из сотрудников, заметив, что я замешкался на входе в кухню.
Сразу за кухней располагается крохотное подсобное помещение. Здесь сотрудники переодеваются, а после рабочей смены принимают душ.
Переодеваюсь в крохотной раздевалке. Теперь я часть этой команды. Одним словом: добро пожаловать…
Улыбаемся и пашем
В первый рабочий мне проводят инструктаж: стой за кассой, деньги в руки не бери. Улыбайся и наблюдай. Хорошо. Уж с подобным-то перечнем обязанностей я справлюсь!
Улыбаюсь и наблюдаю. Рядом со мной работает Алиса. Девушка устроилась сюда две недели назад. Она считается опытным стажером, которого вот-вот должны перевести в штат. Алиса рассказала, что пошла работать в это заведение от безысходности. Ей нужно платить за учебу. Сумма не маленькая — 340 тысяч рублей в год.
За первый час работы Алиса с гордостью за державу сообщает, что «наша» сеть быстрого питания в состоянии решить проблему безработицы России и всех бедных стран мира. И тут же добавляет, что из-за средней зарплаты в 30 тысяч рублей большая текучка, а найти нормальных сотрудников не так-то просто.
— Вот был у нас парень, работал до тебя. Так он так всем понравился, а в итоге на второй день стажировки украл из кассы десять тысяч рублей, — здесь моей коллеге за державу становится обидно.
Оказалось, что парень действительно украл кругленькую сумму. Воришку поймали, показали видео с камер наблюдения. Договорились, что он вернет деньги и уволили. Об этом инциденте правоохранителям сообщать не стали.
Наш разговор прерывает молодой парень-посетитель с жалобой на то, что кола в резервуаре совсем не похожа на колу. Наблюдаю за происходящим и понимаю: напитки, которые предлагают посетителям, типичный суррогат из смеси воды и сиропа. Одна из сотрудниц подливает в резервуар с газировкой нужный сироп. Пропорция вкуса восстановлена. Больше жалоб не поступает.
Если такие хитрости проделываются с напитками, то чего же ждать от мяса?
А мясо привозят на точки два раза в неделю с общего огромного склада. Где хранится мясо и откуда его везут? На этот вопрос ответ конспирологический: коммерческая тайна. Раскрывать тайны сотрудникам или стажерам никто не торопился.
Удалось выяснить лишь то, что поставляют мясо на грузовике ранним утром. Также дело обстоит и с приправами.

Do you speak English?
Через десять минут моего безмолвного пребывания на кассе, заходит первый посетитель. Опрятный мужчина средних лет заказывает комбинированный обед по акции. Получив чек, клиент улыбается и благодарит всех за хорошее обслуживание.
По словам Алисы, этот экземпляр, скорее, исключение из общих правил.
— Часто сюда приходят люди, которые ведут себя неадекватно. Одни лезут знакомиться, другие могут мелочь кинуть прямо в лицо. Надо быть готовым ко всему, — со знанием дела рассказывала Алиса.
Девушка добавила, что после того как она обслужила очередного клиента и выдала ему чек, ей стал навязчиво писать эсэмэски молодой парень. Дежурное «привет» переросло в издевательские и пошлые намеки. Алиса несколько дней боялась выходить из кафе одна. Собеседника пришлось припугнуть полицией и заблокировать. Оказалось, что парень сумел найти приглянувшуюся девушку по чеку, где отображается фамилия и имя кассира.
Наступает время обеда. Сотрудникам полагается обед: напиток и бургер. По принятым правилам на перекус уходят по очереди. За кассой всегда должны быть люди. Алису подменяет девушка Юлия.
Стою за кассой. В считаные минуты образовывается очередь от кассы до входа. Здесь и молодые корейцы, которые говорят только на английском языке, и пожилые мигранты. Люди хотят есть. Находятся и те, кто пытается миновать очередь.
— Брат! Возьми деньги и передай мне, пожалуйста, два комбинированных обеда. Я тороплюсь, — просит неизвестный мне ранее новый родственник и протягивает банкноты в приоткрытое небольшое окно.
В это время подходит очередь большой компании корейцев, весело объясняющих то на корейском, то на английском языках свой заказ. Получают заказ, наговаривают много комплиментов девушкам за хорошее обслуживание. Вот такая бывает дружба народов!
После окончания первого дня стажировки меня ждет очень короткий разговор с управляющим: ты нам понравился. Оформляйся с завтрашнего дня.

Миссия выполнена
Оказывается, для того чтобы устроиться на работу в Москве, вовсе не обязательно иметь санитарную книжку или опыт работы на кассе. Книжку можно оформить позже. Опыт — приобрести. А сначала достаточно предоставить российский паспорт и соблюдать принятые в коллективе правила.
Видимо, поэтому в подобных заведениях даже крупных торговых сетей, таких как «Макдональдс», «Крошка Картошка» или «Бургер Кинг», работает так много мигрантов. Которые в каждом незнакомце видят родственника. Вот такие наблюдения, брат...