Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Куклы, которые нас воспитали

Общество
21 марта отмечается Международный день кукольника. Корреспондент «ВМ» поговорил с человеком, своими руками создавшим персонажей сотен советских мультфильмов. О том, как из металла, куска дерева или поролона создавались не просто фигурки, а ось добра, вокруг которой формировались люди, рассказал художник — оформитель кукол Павел Павлович Гусев.

Прямо с порога небольшой двушки Пал Палыча в Крылатском открывается вид на домашний кабинет мультипликатора. Там — полки во все стены и до потолка. И десятки задорных глаз, добродушно улыбающихся ртов. Пал Палыч зовет выпить кофе, и я замечаю удивительное внешнее сходство.

- У вас точно такой же звонкий взгляд, как у резинового моряка на полке.

- Меня жена спрашивает: «Когда ты повзрослеешь?» А я считаю, повезло, что к своим восьмидесяти сохранил детскость. Только когда к девятому десятку приближаешься, это понимаешь.

Вот Качанов (Роман Качанов, режиссер-мультипликатор, один из основателей отечественной кукольной мультипликации, лауреат Госпремии СССР, автор «Чебурашки», «Варежки». — «ВМ») — он тоже был ребенок. Как-то разговаривал спокойно, такой большо-оой. И требовательный, как ребенок. В фильмах у него и грусть, и где-то радость.

И зритель сопереживает. Вот смотри, эпизод в «Варежке» на площадке, когда вдруг все собачки побежали, препятствия берут, а одна — ни с места. И тогда хозяйка берет ее на руки, и бежит с ней через все препятствия. Смешно!

- Этот мультфильм взял несколько международных призов.

- Да, очень много призов было. Я тебе расскажу, расскажу. Это первый кукольный советский мультфильм, оцененный за рубежом. Классика не только нашей, но и мировой мультипликации. А почему получилось, потому что фильм не только радует детей, он и полезен, чтобы взрослые посмотрели. Это глубокий, не поверхностный фильм.

- Я помню «Варежку» как трагедию. Хотя и со счастливым концом. У девочки в итоге появился настоящий щенок, но того, вязаного, все равно жалко.

- А потому что в кукольном мультфильме важен не только сюжет, но и сам персонаж, куколка. Ведь детям нравятся далеко не все кукольные мультфильмы, правда? Создать персонаж, который полюбит ребенок, — очень трудная задача . И когда получается, такие фильмы детям нравятся больше, чем рисованные. Для работы над «Варежкой» Качанов пригласил прекрасного художника Лелю Шварцмана (Леонид Шварцман, художник анимационного кино, народный художник России. — «ВМ »).

И Леля ему создал, я бы сказал, родил персонажей. Чтобы создать персонаж хороший, надо его буквально родить, как ребеночка. Как родился Чебурашка, например. Это тоже Шварцман его сделал. Ведь у Успенского герой не был подробно описан.

Я тебе расскажу. Шварцман создает персонажей. Потом этот рисунок идет к художнику-конструктору. И я уже обсуждаю с режиссером: а что делает данный персонаж? Плачет, смеется, танцует… И начинаем работать над го-ло-вой! Это очень важно! Как Сергей Владимирович Образцов сказал: «Кукла в первую очередь должна смотреться глазами».

- Глаза — зеркало души куклы?

- Обязательно. В плоском рисунке — одно, а кукла — это настоящий маленький человек. На нашу девочку смотришь, и жалко ее.

- Куклы для фильма были совсем крохотные?

- Сам щеночек был четыре сантиметра. Но там все двигалось: и шея, и ножки, и ушки, и хвостик. Вот здесь мы долго думали, потому что таких шарниров нет и не было никогда. Шарниры получились по два миллиметра!

- Какими же инструментами вы пользовались?

- Да руками! В тисочки зажимаешь, укрепляешь, запаиваешь. Это все не просчитывалось компьютерами и не изготавливалось высокоточными станками. Все делалось своими руками, под лупой. Я думаю, поэтому и герои мультфильмов, сами фильмы получались тогда высокоточными. Это каждый раз была штучная работа. Как в плане самого продукта, так и в эмоциональном плане, смысловом.

- Когда делаешь куклу, думаешь, что ребенок должен чему-то у нее научиться?

- В первую очередь думаешь о том, что кукла должна быть доброй. Даже в отрицательном персонаже добро должно быть обязательно! Сейчас засилье иностранных фильмов, а в них нет добра. Так, посмотруха, развлечение. Вот мы и потеряли этот стержень. Есть люди добрые, но это будто бы уже специальная установка, социальная что ли. А так, по сути внутренней, добрых людей меньше стало.

- Как вы думаете, почему? Другое родительское воспитание? Другой уровень жизни, другие ценности? Стержень пропал, потому что нет новых хороших мультфильмов или, наоборот, мультфильмов нет, потому что их некому создавать?

- Родительское воспитание и участие — не главное. Все еще зависит от человека. Милый мой, я же детдомовский. Мама вышла за другого, а папа был в армии. Я сбежал. Поймали — и в детдом в Иваново. А там выходит самый старший детина, «прописывайся», говорит. Как так? А так, выйдем на улицу — и драться до первой кровянки. Так я воспитывался.

С пятого класса стоял за станком, оболванивал мины. Молоточком обстукиваешь ее, а на нем уже заусенцы. И, бывает, стукнешь, да по руке. Тавотом смажешь и дальше работаешь. Нет, не все зависит от воспитания. Если человек не стремится в своей башке к добру, он и пропадет.

- Выходит, в вашем детстве мультфильмов не было совсем. Почему выбрали профессию мультипликатора?

- Приехал в Москву, поступил в училище. Получил специальность резчика по дереву высшего разряда. Направили работать на ВДНХ. Увидишь резные двери в туркменском павильоне, в азербайджанском — там участвовал и Пал Палыч. А однажды иду по Каляевской и вижу объявление: киностудии «Союзмультфильм» требуется резчик по дереву. А я же он и есть!

- Помните свою первую куклу?

- Я делал мышку для Уфимцева. Вторая работа была для фильма Сергея Владимировича Образцова. А для его театра кукол чуть позже делал конферансье (кукла Эдуард Апломбов из «Необыкновенного концерта». — «ВМ»). С таким ртом хом-хом-хом. Первый конферансье у них поистрепался, и по эскизам я сделал второго.

Потом был мультфильм про «Козленка, который считал до десяти». Для «38 попугаев» я делал Слоненка и Обезьянку. А еще Лошарика, хороший мультфильм.

Интересная работа была, жизнь интересная. Ведь мультипликация была не просто ремеслом, а настоящей индустрией. На «Союзмультфильме» изобретались новые механизмы, краски, ткани, технологии съемки. Почему «Ежик в тумане» получился? Потому что Юрий Норштейн впервые снимал через матовый целлулоид. У него съемочный аппарат всегда сверху, а персонажи внизу.

Для фильма «Шинель», который он делает уже несколько десятилетий, у него целая горка этих штучек. Щечки, уши, глаза, шея, подбородок. И он пинцетиком или булавочкой двигает эти штучки.

Акакий Акакиевич сидит перед свечкой, и у него все движется, бровки, даже крылья носа. И не поймешь — рисованный он, нерисованный. Можно такое по компьютеру сделать? Человеческие руки ничем не заменишь. На планшете скульптуру не сделаешь. Ее надо лепить. Фигурка вырастает, и ты сам растешь.

Когда работал на «Союзмультфильме», часто приходил в Дом пионеров, делал для ребятишек игрушки, и их кое-чему учил.

Ребята сидят, лепят солдатиков из пластилина: ручки, голова, ружье. Потом булавочку возьмет, глаза сделает. Смотришь — удивляешься, думаешь: вот этот мальчишка точно человеком будет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино, народный артист РФ, лауреат госпремии СССР:

- Детям нравится, когда что-то их и пугает, и притягивает. Для них важно, чтобы герой и действие постоянно трансформировались. Чтобы менялся способ изображения, игра персонажа. А как ребенок под слоем экрана окажется — это режиссеру нужно думать. Поэтому я всегда считал, что у кадра должны быть глаза! Через них мы сквозь изображение и проникаем.

КСТАТИ

У киностудии «Союзмультфильм» есть свой канал на видеохостинге Youtube в интернете. Здесь можно посмотреть более тысячи мультфильмов, как новых, так и тех, что сняты десятилетия назад. Все фильмы разбиты на категории, так что найти в архиве любимый мультик не составляет труда.

ДОСЬЕ

Павел Павлович Гусев (1930) — художник-мультипликатор, х удожник-оформитель игровых кукол. Заслуженный работник культуры РСФСР. Работал во МХАТе, на ВДНХ, на киностудии «Союзмультфим» (1955–1990). Автор скульптуры Олимпийского Мишки для Олимпийских игр 1980 года и талисмана «Катюша» для всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 году. Принимал участие в создании более чем 300 мультфильмов.

Их знают все: советская кукольная мультипликационная классика

■ Пластилиновая ворона (1981)

 

Для Александра Татарского мультфильм стал первой официальной режиссерской работой. «А может быть, ворону» мы помним, конечно, и за песни композитора Григория Гладкова.

■ Чебурашка (1971)

 

Фильм режиссера Романа Качанова стал продолжением истории «Крокодил Гена» 1969 года. Маленький плюшевый непонятный зверек, пожалуй, один из любимых кукольных персонажей в нашей стране.

■ 38 попугаев (1976)

Мультсериал о забавных зверюшках выходил вплоть до 1991 года. Кстати, идея опирать голову кукольного Удава на кончик хвоста принадлежит режиссеру Юрию Норштейну, автору «Ежика в тумане».

■ Дом для Кузьки (1984)

Чумазый домовенок Кузя родился на студии «Экран» стараниями режиссера Аиды Зябликовой. Озвучивал главного персонажа актер Георгий Вицин. «Хотим блинов! Со смятаной!»    

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.