Дальнее плавание «Нового Ковчега». На Селигере внедряют современный европейский формат отдыха
Вроде бы и ничего особенного, а в то же время символично: в озеро Селигер впадают 110 притоков, а вытекает лишь одна река — Селижаровка. А еще оно имеет необычную форму. Это даже не озеро, а цепочка озер, которые соединяют протоки. Задумываешься об этом, и твоя фантазия тут же рисует невероятные истории, придумывает новые картины.
В общем, если уйти от лирики, начинает работать образное мышление. Возможно, поэтому именно это место было выбрано для проведения выездной редакции кружка юного журналиста «Новый Фейерверк». (путевые заметки юнкоров о своих приключениях на озере Селигер читайте здесь)
Окруженный водой и спокойствием, «Новый Ковчег» гостеприимно укрывает в своих «трюмах» жителей городов.
На корме экофермы можно разместить одновременно 60 пар гостей. Так что по техническим характеристикам наш «Ковчег» заметно превосходит творение Ноя. Вдоль берега выстроились гостевые домики. Кто хочет и на природе жить, и комфортом не жертвовать — добро пожаловать в отель. Два ресторана, баня, пристань, лодки. Несложно понять, чем жителей мегаполиса привлекает это место.
А еще постоянную прописку здесь получили животные: кролики и домашние птицы, гордость хозяйства — корова и конь по кличке Одуванчик.
Однако члены кружка юнкоров приезжают на Селигер не отдыхать, а работать — и головой, и сердцем, и руками.
Трудовое воспитание — вот как это называется. То, что жителям городов не хватает физической нагрузки, уже не оспаривается. Считается, что энергичные танцы вроде хип-хопа стали так популярны по этой причине. Человеку, который всю жизнь провел в каменных джунглях, курицу приходится видеть только в жареном виде, а больше половины представителей поколения «некст» не подозревают, что прежде чем начать давать молоко, корова должна отелиться. Поэтому попадая на природу, они с удовольствием идут копать грядки, пилить дрова. А сколько желающих костер развести! Если рассказать деревенскому жителю, что мы платим деньги за возможность поработать на ферме, он только хмыкнет.
Но это правда. Как и на любом корабле, основное в «Новом Ковчеге», конечно же, команда. И мы общаемся с членами экипажа.
Руководит отелем высокий брюнет средних лет с дипломатичной улыбкой Валерий Крутиков. Валерий — из «городских», москвич. Работает на базе недавно, а до этого 7 лет приезжал сюда отдыхать.
- Как же вы, юрист, работающий на медицинском предприятии в Сколкове, согласились на место управляющего гостиницы?
- Сразу же. Все в Москву едут, а я — из Москвы. Друзья не удивились. Да они бы и сами уехали, было бы куда. От города устаешь. Сейчас в столице больше дня не могу находиться. Тянет обратно на природу. Тут красота — озеро, лес.
- Каково москвичу влиться в хозяйственную деятельность?
- Тяжело не было. Я же был свидетелем превращения скромного кемпинга с минимальным набором услуг в то место, которое мы видим сейчас. Изучил и инфраструктуру, и персонал. Впрочем, мало работников осталось из тех, кто видел, как все начиналось.
- Набираете команду под себя?
- Просто сказывается удаленность от цивилизации. Кого-то это начинает напрягать.
- И по какому принципу берете на работу?
- Размещаем объявления в сети, рассматриваем кандидатов из круга знакомых. Важно, чтобы сотрудник был не только хорошим специалистом, но и хорошим человеком. Подбираем дружную команду. Штат можно поделить на тех, кто для души приехал из других регионов — этакие творческие натуры, и на местных, работающих в первую очередь ради заработка. Деление абстрактно. Ценятся добросовестные специалисты. Но тех, кто отлынивает, увольняем не сразу. Пытаемся перевоспитать.
- А сейчас кого ищете?
- Того, кто сможет дрессировать строптивого жеребца Одуванчика. Хотим зимой впрягать коня в сани и катать гостей с ветерком.
- Возможно, катание на железных конях привлекло бы к вам новых гостей.
- Над этим думаем. Но «Новый Ковчег» — место для тихого, спокойного отдыха. Поэтому мы предпочитаем гидроциклам катера и лодки. Людям среднего возраста нравится. Есть желание привлечь и молодежь. Хотя устрой мы ночные дискотеки, пойдут жалобы от отдыхающих постарше.
Как совместить две, казалось бы, несовместимые категории туристов? Ищем компромисс, опрашиваем гостей. Но пока не можем определиться даже с беспроводной сетью. Одни — за, другие — против, говорят, и телевизор уберите. Логика в этом есть. Приезжать сюда, чтобы сидеть в гаджете и не замечать, что происходит вокруг, странно.
- Это правда. Скажите, а кризис увеличил количество туристов?
- Мы так надеялись на это! А вышло, что нет. Никакой скачок валют нипочем. Копят последние деньги и уезжают за границу. Но мы стараемся изменить ситуацию. Гибко реагируем на спрос. В ценовой политике ориентируемся на соседей по Селигеру.
- А что отличает «Новый Ковчег» от конкурентов?
- Самостоятельно разработанный владельцами дизайн, домашняя обстановка, уют, большая территория, на которой гости не сталкиваются друг с другом даже в сезон. На базу можно приехать отдохнуть круглый год. Осенью приезжают рыбачить — перед становлением льда хорошо клюет щука. Зимой — лыжи, елка на берегу Селигера.
- К вам приезжают отдыхать. Как же отдыхаете вы?
- Дни рождения совместно празднуем. Есть идея в выходные устраивать экскурсии на теплоходе по Селигеру. Возможно, даже небольшие походы на острова организуем — с посиделками у костра с гитарой. Это важно, когда проводишь с людьми шесть дней в неделю. Я вот могу позволить себе только раз в месяц выбраться в столицу.
СКОЛЬКО СТОИТ ЧАШКА КОФЕ И ПРОГУЛКА НА ВЕЛОСИПЕДЕ
ГОСТЕЙ НАДО РАЗМЕСТИТЬ, НАКОРМИТЬ И РАЗВЛЕЧЬ
Юрий Судаков, управляющий ресторанами "Бухта радости" и "Город мастеров":
- У нас очень строгий контроль качества. Мы сами ездим на закупки в Осташков, Москву, Тверь, выбираем продукты, покупаем у проверенных продавцов. Есть и своя экоферма. Овощи на ужин — прямо с грядки. Выращиваем салат, картошку, укроп, редиску, огурцы. И бульоны варятся на бройлерах с нашей фермы.
Также используются яйца, творог. Для этого мы и держим фермерское хозяйство. Цены в ресторанах у нас средние. В некоторых случаях даже получается так, что в Осташкове дороже, чем у нас. Гости приезжают в «Ковчег» с семьями, детьми. Поэтому мы разработали детское меню: каши, бульоны, курица отварная, пюре. С качественной и свежей рыбой, сами понимаете, проблем не возникает. В блюдах используется много рыбы, пойманной в Селигере. Сами рыбу мы не ловим. Закупаем у рыбаков в Осташкове.
Юрий Привалов, шеф-повар в экоотеле "Новый ковчег":
- В 1987 году я твердо решил, что свяжу свою жизнь с приготовлением еды. Начал в техникуме советской торговли в Минске. У меня большой опыт, но знать все рецепты — невозможно. Я очень интересуюсь кулинарной литературой, также набираю знания о готовке из интернета. Очень люблю готовить, и нашел себя в этой профессии. Нашел свое любимое дело. А если любишь то, чем занимаешься, то и получается хорошо. Работаю в этом экоотеле год. На территории есть ферма, а это означает, что у нас есть возможность готовить блюда на усмотрение посетителей.
Наталья Усова, администратор экоотеля:
- Моя работа в основном организационная. Гости звонят, бронируют номера, мы их встречаем, размещаем и обязательно проводим экскурсию по территории, рассказываем, где что расположено, предлагаем дополнительные услуги.
Наша задача — не дать гостям заскучать. Поэтому «Новый Ковчег» организует для отдыхающих большое количество развлечений. Зимой это лыжи, коньки, хоккей, катание с горок. Инвентарь мы предоставляем. Летом устраиваем экскурсии по Селигеру, на Нилову Пустынь, это очень живописные места. Работает прокат лодок. Самой популярной у нас считается баня. Также есть бильярд, настольный теннис, площадки для волейбола и футбола. Для детей у нас есть прекрасная игровая комната, помимо этого мы приглашаем аниматоров, они устраивают игры, конкурсы как в игровой комнате, так и на свежем воздухе. Главная задача — в том, чтобы всем было хорошо и уютно. И в нашей работе гостеприимство — основное профессиональное качество.
Филипп Брежнев, бармен:
- Чтобы справляться с работой бармена, безусловно, нужно иметь определенный опыт за спиной. Существуют специальные школы и колледжи барменов. Лично я по этой специальности не учился, я учился на юриста. Но чтобы почувствовать себя комфортно за барной стойкой, нужно провести какое-то время в ресторанном бизнесе.
Проработал в этой сфере четыре года. Бармену необходимо обладать несколькими простыми, но важными качествами: стойкость характера и ответственность. Не будут лишними и самодисциплина, и предприимчивость. В Америке есть такая поговорка: «Бармен — это человек, который понимает тебя лучше, чем жена». Уметь общаться, а точнее — слушать, тоже неотъемлемая часть профессии.
Владимир Губаренко, аниматор:
- Кто я такой? Капитан Джон Соловей, к вашим услугам! Таков мой здешний сценический образ. Костюм пирата подбирал и готовил сам. Я много лет занимаюсь исторической реконструкцией и фехтованием, так что сам себе и костюмер, и реквизитор. Треуголка, штаны с рубахой, сапоги, абордажная сабля — все сделано своими руками и соответствует реальным историческим образцам. Единственное, что заказывал на стороне — это рабочую часть абордажного мушкетона. Аниматор — всего лишь одна из отраслей направлений актерской деятельности. Я играл в театре, участвовал в реконструкциях, шоу и исторических фестивалях. Есть в моей практике и режиссерские, постановочные работы. Могу работать практически с любой возрастной категорией, так что скучать не приходится ни взрослым, ни детям. Весело всем!
Александр Ширшиков, истопник:
- Мне работа моя нравится. Я вообще люблю физический труд. До двадцати двух лет играл в баскетбол за сборную своего города. Потом забросил спорт и начал работать. Сначала на стройке, потом разнорабочим. Теперь вот на туристической базе. Здесь интересно. В «Новый Ковчег» съезжаются люди из разных городов и областей. Приезжают и москвичи, из Питера и Твери едут люди, даже из Адыгеи. Разных профессий, разного достатка. Но знаете, я заметил, что тут, на Селигере, становится как-то не важно, сколько именно ты зарабатываешь. Люди, вырвавшись из городов, в здешней природе как-то приоткрываются, отдыхают психологически. Знакомятся, начинают общаться, дружить. Живут ведь зачастую в соседних домиках — почему бы не пообщаться? Ходят вместе в баню, рыбачат, купаются. Такая вот особенная на Селигере атмосфера. Душевная.